Принципы и жизнь. Часть первая
Приоритет принципов над реальностью жизни — частая причина негативных эмоций, конфликтов и столкновений в жизни человека и его отношениях. И это также актуально для стран и народов.

Так, например, нынешний принцип «территориальной целостности» государств и попытки его отстаивания приносят, как правило, больше вреда, чем пользы. На каждом шагу этот принцип вступает в противоречие, например, с другим принципом — «права народов на самоопределение», а ещё чаще — с изменениями в жизни и реальными интересами конкретных групп и людей. По сути, он противоречит течению самой жизни, пытаясь загнать её в определённые им рамки. А потому и порождает или усиливает проблемы, как правило, не решая их, а замораживая, затыкая, подавляя, чтобы потом это всё вырвалось наверх, заливая кровью и ненавистью.

Недавний пример Югославии или России на Кавказе, ныне — Украины, Турции или Сирии. Конечно, сторонники принципиальности будут тут же доказывать, что у них «случай особый», и что во всё виноват кто-то другой, но это обычная практика самооправдания через придание «святости» и «праведности» тому, что делается. Притом, как правило ведут себя так все конфликтующие стороны.

Интересно, что принципы можно использовать манипулятивно, а можно с таким же праведным видом их менять, в зависимости от выгоды. Так сторонники принципа «самоопределения народов», отделившись от «старшего брата» тут же быстро начинают отстаивать принципы только что обретённой новой «территориальной целостности», отказывая уже в праве отделяться другим народам, группам или национальным образованиям внутри них, или же тем, кто вообще не собирался отделяться вначале и хочет вернуться обратно. Делается это с тем же серьёзным видом, и крови льётся снова немало. Надеюсь, вы догадываетесь, о ком это?

Интересно, до какой степени и кому тогда можно так самоопределяться или же запрещать это делать? Почему только определённому народу или нации можно, а группе людей — например, единомышленникам или сторонникам какой-то идеи, да и просто симпатичным друг другу отдельным гражданам и семьям (между ними, порой больше общего) — нельзя? Почему именно принцип «территориальной» целостности, а не идейной, интеллектуальной или культурной? Может, пора уже это менять?
И, в целом, как относиться к принципам, насколько опасна «беспринципность», чем можно заменить принципы — об этом дальше…