«Черный русский» как наш ответ «Sleep No More»
Хотели или нет создатели, но их московскую постановку будут сравнивать с нью-йоркской — самой известной театральной «бродилкой», что меня околдовала несколько лет назад. «Иммерсивный театр» (погружающий зрителя внутрь действия и делающий его участником спектакля) набирает обороты, реально новый этап в сценическом искусстве, и закономерно, что вслед за Нью Йорком и Лондоном он начал воплощаться в третьей мировой театральной столице — Москве. Первые опыты — «Норманск» в центре Мейерхольда и «Русские сказки» в Гоголь-центре — были неудачны. В первом не справились с логистикой столь сложного действия, во втором — это был более традиционный спектакль, распадающийся на мало убедительные фрагменты.

А вот «Чёрный русский», наконец-то выстрелил. Во-первых, сильная и энергичная команда — Максим Диденко и «брусникинцы» — залог, что будет интересно и на достойном уровне. Во-вторых, добавили и своего: сразу на входе поминки с водкой, блинами, кровяной колбасой (тоже на хорошем уровне), гуси и поросята, сеновал, и, что удачно, разделение зрителей в масках на три категории (олени, лисы и совы), каждая из которых бродит и следит за основным персонажем (Дубровский, Маша, Троекуров), а потом все объединяются для финального действия в общем зале, что удачно решило проблемы логистики в довольно ограниченном по возможностях помещении — усадьбе Спиридонова, на время переименованной в усадьбу Троекурова. В-третьих, интересная современная русская музыка и хореография, выразительные проекции на стенах, а также смена стилей действия в разных комнатах.
Но… я по ходу спрашивал себя: «Когда от интереса и любопытства к происходящему я перейду к сопереживанию?» Именно в такого вида театре этот переход сложен, так как собственные передвижения, удивления от постоянных изменений и недостаток времени для эмоционального погружения не позволяют прочувствовать то, что происходит с героями и как бы стать на их место. И здесь этот переход не произошёл, хотя ближе к финалу уже был вот-вот… Что ещё помешало в самой постановке? Долгое время не понятность происходящего (я следил за линией Дубровского, потом — Маши). Не совсем органичное, на мой взгляд включение в текст стихов Пушкина. И, к сожалению, финал упростился, превратившись в эффектную стрелялку, что хоть и удачно дополнили капли крови, заполнившие пространство, но не придали ему глубины и трогающего смысла.
Таким образом, получился свой — оригинальный и русский — иммерсивный спектакль. В котором не было тех возможностей, магии и смелости, что в эталонной американской постановке, но проявилась своя, со своими достоинствами и недостатками, пусть и «чёрная», но азартная русская душа.

Интересно, конечно, повторить опыт, надев другую маску, и пройдя путь с другим героем, но останавливает высокая цена билетов (что неизбежно при столь сложной организации и ограничению по количеству зрителей) и уже исчезнувшая загадка финала. Значит, буду ждать нового проекта этой команды или новых экспериментов на нашей сцене в открывающемся пространстве «театра погружения»
Made on
Tilda