Героизм как болезнь
Так как для меня и, надеюсь, для вас главными ценностями являются жизнь и удовольствия — то есть жить с удовольствием (смотрите предыдущие эссе) — то всё, что способствует такой жизни, является здоровым и полезным, а что мешает — больным и вредным.
Поэтому героизм и героическое поведение, если оно сопряжено с риском для жизни и здоровья, а также с жертвами или мучениями — явление явно больное и вредное.

Когда люди стремятся к героизму и подвигам — это сигнал того, что с ними или в их среде не всё благополучно. Это, чаще всего, означает, что они не могут получать сильные удовольствия и радости от той жизни, что есть, и им не хватает ярких и острых ощущений. А потребность есть, особенно, у молодых и энергичных, а также у тех, кому стало скучно. И как её удовлетворить? Они начинают искать трудности, чтобы мучаясь, страдая, преодолевая препятствия, получить как награду удовольствие самоутверждения и победы. Для этого он идут покорять снежные вершины, прыгают с резинкой вниз головой, едут добровольцами на войну, лезут в драку и совершают другие, иногда сильно рискованные и самоубийственные поступки. Если реальной опасности здоровью и жизни это не несёт, то это можно рассматривать как способ развлечения. Но очень часто героизм подразумевает именно жертвование собой — и это наиболее опасно.

Кому нужны герои, жертвующие собой? Тем, кто, как правило не герои, но им нужен человеческий материал для достижения их целей — государственных, национальных, идеологических или личных. Для этого теми, кто добирается до власти или средств пропаганды, создаются культы героических предков, далёкого и недавнего героического прошлого, воспевания подвигов, воспитания молодёжи и всего населения в героическом духе. Внушается идея того, что есть что-то важнее человеческой жизни и удовольствия жить. И ради этого большего превозносится благородство и красота жертвования собой. Жертвовать можно не только жизнью, но и помельче — личным интересами и благополучием, и, конечно, своими удовольствиями. В этой шкале ценности те, кто не хотят быть героями и чем-то жертвовать, получают презрительные наименования «трусов», «обывателей» и «эгоистов».

Причины такого героического и связанного с ним жертвенного поведения первоначально лежат в мире животных. Иногда для выживания стаи, популяции или вожака нужно пожертвовать кем-то: или больными, или старыми, или, наоборот, наиболее активными и воинственными особями. Животное в этой ситуации не рассматривается как личность со своими интересами — это лишь часть общего и в случае необходимости уничтожается или само жертвует собой.
Мы давно уже стали людьми и живём в таких условиях, когда нет реальной необходимости жертвовать собой или кем-то для того, чтобы наше общество выживало, но ранее найденный механизм продолжает работать. Я заметил, что в наибольшей степени ориентация на героическое и жертвенной поведение свойственно примитивным странам и слоям общества, примитивным (опирающимся на животные основы) идеологиям и наиболее примитивным религиозным взглядам. Чем примитивнее — тем это сильнее и нагляднее. И, наоборот, необходимость и привлекательность героического поведения и совершения подвигов минимальна у наиболее развитых стран и слоёв общества, идеологий и религиозно — духовных системах. К этому там уже относятся безразлично или даже негативно. К первым, например, относятся: страны средневековой Европы или современные бедные исламские, африканские государства, мало образованная часть населения, фашистские, коммунистические или националистические идеологии, а также религиозные явления вроде средневекового христианства или современного исламского фундаментализма. Ко вторым — современные страны Западной Европы, либеральные интеллигенты, пацифизм, либертианство или гуманизм, а также современный католицизм или восточный буддизм.
То есть, чем богаче и развитее общество и люди в нём, тем менее ценными и популярными становятся героизм, жертвенность (более сожаление о жертвах), подвиги и нужда в них. Чем беднее и примитивнее — тем важность этого возрастает, и возникает периодическая нужда в героях, которых нужно побольше рожать — физически и идейно. И вместо осознания бесчеловечности такого подхода создаются новые мифы, и героями объявляются те, кто часто просто попал между молотом и наковальней, не сумев себя спасти, чтобы их пример вдохновлял на подвиги других.

Героические идеи в таких обществах привлекательны, так как повторяются из поколения в поколения, внушаются через идеологию и искусство, и этому особо подвержены люди молодые и внушаемые. Помню себя в молодости: я нередко представлял себя, вдохновлённый книгой или фильмом, совершающим подвиги. Да и сейчас, постарше, меня волнуют революционные мотивы, и во мне жив дух ниспровергателя. Но уже с молодости у меня был сильный инстинкт самосохранения и, к счастью, я рано понял, что в жизни главное — удовольствие от жизни, а потому ничто не стоит того, чтобы жизнью, здоровьем и удовольствиями своими ради этого жертвовать. Поэтому энергию революционера я направил в творчество, свою работу, полезную общественную деятельность и путешествия. Что я и желаю всем, у кого «чешутся руки», кого «труба зовёт» или обуревает «справедливый гнев».

Если в стране и обществе снова и снова рассказывают о подвигах прошлого и воспевают героев — это дурной знак. Значит, готовят новый человеческий материал для заклания, новых героев и добровольные жертвы для решения неких идеологических или личных властных задач. И нам стоит быть внимательными, не увлекаться этим и самим не играть в эти опасные игры. Так если на вас идёт компания агрессивных людей, то не нужно геройствовать и красоваться — может стоить пробитой головы. Лучше быстрее бежать, кричать: «На помощь», а потом радоваться, что, жив и здоров. Если вас кто-то призывает чем-то жертвовать ради чего-то, облекая это в красивую упаковку морали, патриотизма, интересов страны и прочего, то лучше держаться от этого подальше — может стоить ещё дороже — и, наплевав на то «красиво это» или «не красиво», заниматься своей жизнью и тем, что нравится лично вам.

В пьесе Брехта «Жизнь Галилея» ученик, узнав, что Галилей отрёкся от своего учения и тем спас себе жизнь, по-юношески заявляет: «Несчастна та страна, у которой нет героев!». На что учитель отвечает: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях».

Опасность героизма в том, что это явление считается не болезнью личности и общества, а признаком здоровья, и даже идеалом. А мы знаем, что самыми опасными болезнями для человека являются те, что не считаются болезнями, и потому не лечатся
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, «methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied.»

Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
В следующей части поговорим о чувстве правоты. Это чувство часто питает героев и дураков, ему подвластны порой, вроде, даже разумные люди. Чувство правоты и её отстаивание — ещё один способ получения удовольствия из страданий. И тоже нередко становится болезнью, разрушающей нашу жизни и отношения. А пока ознакомьтесь с предыдущими частями моего эссе «Удовольствие как смысл жизни», опубликованными в этом блоге
Made on
Tilda