Удовольствие как смысл жизни
Сначала были чувства. И чувства эти — удовольствие и боль.

Так мне ближе. Потому что это о главном. Эти чувства определяют нашу жизнь и её движение. А также наше поведение, так как в основе его — стремление к удовольствию и избегание боли.

Я считаю получение удовольствия от жизни — главным смыслом жизни. Все остальные смыслы вытекают из этого. Когда мне заявляют, что есть что-то большее или более важное, чем получение удовольствия, то я выясняю, что именно, и что человек чувствует, достигая этой важной цели.
Например, «счастье ребёнка» — что ты чувствуешь, когда твой ребёнок счастлив? — Удовольствие. Или «самореализация в творчестве» — что чувствуешь ты в этот момент? — Удовольствие. «Исполнить свой долг» — что чувствуешь ты в момент осознания, что исполняешь свой долг? — Честный ответ: удовольствие. То есть и то, и другое мы делаем, чтобы от этого получить удовольствие. Это просто наш способ получения этого чувства. Способы могут меняться у разных людей и на разных этапах нашей жизни. А настоящая цель остаётся.

Всё же у некоторых людей эта простая мысль вызывает сомнения или даже протесты и обвинения в «несерьёзности», «поверхностности» и «эгоизме». Почему так?

В способах получения удовольствия нас можно разделить на три категории или отметить три основных пути:
Те, кто извлекают удовольствие из самих удовольствий
Кто извлекает удовольствие из страданий и боли
Кто уже не может или отказался извлекать удовольствие ни из того, ни из другого, и находится в состоянии близком к депрессии (или же к «нирване», но это случай особый).
Каждый из нас в тот или иной период жизни может быть или там, или там, или совмещать первое со вторым. А иногда пойти и третьим путём.

Получать удовольствие от боли весьма затратно по силам и здоровью, и нередко, чтобы получить хоть небольшое удовольствие нужно изрядно помучиться. Но если это привычно и делается регулярно, а также общепринято в окружении и встречает понимание, то так действовать становится легко, получается естественно, и потому выбирается как способ приоритетный, как бы само собой получается. В некоторых случаях награда — удовольствие — оказываются столь сильны, что ради этого и стоит пострадать или пережить боль. Например, в личных отношениях для получения влияния на партнёра (иногда на этом строится любовь). При покорении горных вершин и прочих трудностей (радость достижения, чувство самоуважения или облегчение, что всё закончилось). Или на некоторых «тантрических» упражнениях (получения оргазма и наслаждения при снятии напряжения).

Я более сторонник первого пути — получения удовольствия напрямую и более лёгким путём. Но иногда для разнообразия можно поиграть и в героизм, важно не заиграться. И хотя преимущества первого способа кажутся очевидными, в жизни есть несколько помех — реальных или придуманных — мешающих получать удовольствия так легко.

Прежде всего, удовольствие не бывает неизменным. Оно нарастает, а потом идёт на спад. Попытки длить его, чрезмерно растягивать, держаться за него, пытаться повторить приводят к тому, что ощущения снижаются, и возникает или разочарование, или печаль, или скука. Поэтому удовольствия нужно находить всё время новые, чередовать, менять, изобретать — то есть прилагать усилия. Это не всегда получается, и тогда нас заносит с целью экономии сил или в сторону страданий, или на территорию бесчувственности.

Другое препятствие — искусственное. Существуют идеи о том, что якобы удовольствия бывают высокие и низкие, возвышенные или низменные, правильные или не правильные. Так духовная молитва или любовь к ребёнку — это высокое, а поедание вкусной еды или секс — низкое. Конечно, это разделение есть плод идеологии, воображения или стереотипов того, кто это проповедует. И в тех, и других актах участвует как верх, так и низ нашего тела, и мозг, и руки, и ноги, и наши прочие органы, и эти действия могут вызывать вполне сопоставимые по интенсивности и остроте переживаний ощущения. Но если сознание возвышенности того, что ты делаешь, усиливает или рождает новые удовольствия, если возможно совмещать получение этих разных удовольствий для их большей интенсивности — то почему бы и нет. Так можно совмещать любовь и кормление ребёнка. Или на тех же тантрических практиках представлять друг друга богами и по-человечески друг друга трогать, испытывая при этом теперь уж не понятно какое — возвышенное или нет — сексуальное возбуждение…

Правда, далеко не всем нужно это делать, чтобы получать удовольствие. И немало людей отметят, что они испытывают нередко очень сильные или интересные чувства от того, что никогда и не считали «высоким» — от вкусного блюда или бокала вина, купания в море или «дружеского» секса — притом, интереснее, чем от молитвы или пения, например.
Да и одно и то же действие можно интерпретировать по-разному, в зависимости от воображения. Так лежать на солнышке можно понять, как контакт с божественной солнечной энергией, а можно и как погреть своё тело и красиво загореть. От чего получаешь больше удовольствие — от того и получай (можно, и совмещать).

Важно, чтобы эти искусственные представления о «высоком-низком» не ограничивали нас в источниках удовольствия, не отравляли их и не порождали страдания по этому поводу. Ибо такое бывает у «особо духовных» или, наоборот, «приземлённых».
P. S. Слово «удовольствие» нередко стараются заменить «радостью» или «счастьем», или каким-то другим словом, как бы стыдясь этого термина…
Почему это ошибочно? Чем отличается «счастье» от «удовольствия»? Как человек скатывается на третий путь? И как идти по первому пути? Как удовольствие становится мерилом правильности жизни, целей и истинности наших желаний? — Об этом сразу всё не рассказать, поэтому — в следующем моём эссе…