"Тони Эрдманн": жизнь, размывающая границы
«Тони Эрдманн» Марен Аде — непредсказуемое тонкое жизненное кино. Интересно и трогательно следить за этой настоящей и непредсказуемой жизнью: порой улыбаюсь, порой больно, вдруг взрываюсь смехом или, чувствую, набегают слёзы. Простая история об отце и дочери, вдруг переворачивающаяся и удивляющая — просто и удивительно о понятной и не понятой нами жизни.
Я заметил, что такие фильмы, снятые в Германии, Румынии, Турции, Иране, Америке, Китае, Дании… имеют между собой много близкого и родного. В них нет оценки, морали, штампов, осуждений, стандартных ситуаций, предсказуемого развития, плохих и хороших. Они текут как жизнь, где близкие и понятные нам люди живут как могут: ошибаются, барахтаются, страдают, смеются, попадают под пресс обстоятельств, пытаются выбраться и помогают друг другу. Это человечные фильмы о человечности.

Такое современное кино — одновременно связанное с почвой и космополитичное — смывает предрассудки, представления о чужих нациях и культурах, деление на своих-чужих, восток-запад, чёрное-белое, наше-не наше. После него так пошло и нелепо быть агрессивным, осуждать других, создавать границы…

А когда действие происходит ещё и там, где я бывал и бываю — как здесь, в квартирах и на улицах Бухареста или во двориках маленького немецкого городка — включаются ещё свои воспоминания и ассоциации, делающее увиденное ещё более понятным и родным.
Открыл для себя нового режиссёра (благодаря популярности «лучшего европейского кино» прошлого года), как ранее открыл Фархади, Мунджиу, Акина, Чжан Ибай, режиссёров «Догмы» — живущих, казалось бы, так далеко от нас и друг друга — и при этом таких своих и близких