Хотели или нет создатели, но их московскую постановку будут сравнивать с нью-йоркской — самой известной театральной «бродилкой», что меня околдовала несколько лет назад. «Иммерсивный театр» (погружающий зрителя внутрь действия и делающий его участником спектакля) набирает обороты, реально новый этап в сценическом искусстве, и закономерно, что вслед за Нью Йорком и Лондоном он начал воплощаться в третьей мировой театральной столице — Москве. Первые опыты — «Норманск» в центре Мейерхольда и «Русские сказки» в Гоголь-центре — были неудачны. В первом не справились с логистикой столь сложного действия, во втором — это был более традиционный спектакль, распадающийся на мало убедительные фрагменты.
А вот «Чёрный русский», наконец-то выстрелил. Во-первых, сильная и энергичная команда — Максим Диденко и «брусникинцы» — залог, что будет интересно и на достойном уровне. Во-вторых, добавили и своего: сразу на входе поминки с водкой, блинами, кровяной колбасой (тоже на хорошем уровне), гуси и поросята, сеновал, и, что удачно, разделение зрителей в масках на три категории (олени, лисы и совы), каждая из которых бродит и следит за основным персонажем (Дубровский, Маша, Троекуров), а потом все объединяются для финального действия в общем зале, что удачно решило проблемы логистики в довольно ограниченном по возможностях помещении — усадьбе Спиридонова, на время переименованной в усадьбу Троекурова. В-третьих, интересная современная русская музыка и хореография, выразительные проекции на стенах, а также смена стилей действия в разных комнатах.