Свобода — это возможность делать то, что кому-то не нравится, и делать другим то, что не нравится мне. К этому определению свободы можно добавить ещё не мало. И, как везде, не стоит его доводить до абсурда. Но из него следуют важное:
В основном, наша несвобода — внутренняя. Прямых запретов и наказаний нет. Но мы не делаем что-то, опасаясь или стыдясь, что это кому-то может не нравится. Иногда, подстраховываясь, чтобы не нанести себе вред, а часто по привычке, автоматически приписывая другим людям свои запретные мысли и страхи. И мысли «нравится — не нравится» при отсутствии прямых запретов и ясных правил чаще других ограничивают нас. Я, как этик, часто это замечаю в себе, и мне это мешает.
Ранее установленные правила и запреты освобождают нас от необходимости выбирать, обдумывать пользу и вред того, что мы можем сделать, выводить своё поведение из личных интересов и ценностей — то есть лишний раз мыслить. Допускаю, что для несмышленных детей, неразвитых взрослых и тем, кому мыслить лень или невмоготу, такие правила полезны и облегчают жизнь. Но человек развивающийся и берущий на себя ответственность за свои поступки и жизнь, естественно стремится освобождаться от внешних ограничений и ранее установленных правил, даже если кому-то это не нравится. Так он движется к большей свободе. Поэтому часть этого процесса — освобождение от необходимости кому-то нравиться и ориентация на собственные интересы и понимания пользы.
«Нравится» становится инструментом для установления отношений, создания симпатий и доверия, продвижения своих и общих интересов. Становится средством, а не целью. И это средство можно менять на иное: «пусть это даже кому-то не нравится, но я это делаю». И этим инструментом хорошо уметь владеть, но не обслуживать его как хозяина.
Плюс, конечно, приятно делать приятное: то, что им нравится — другим людям. Но это подарок, а не обязанность.
Будем реалистами: если вы начинаете мыслить и делать что-то самостоятельно, не опираясь на нормы и правила, это может кому-то не нравиться. И чем более вы это делаете, тем более вероятность этого. Но кому-то как раз это может и нравиться.
На кого мы ориентируемся: на тех, кому может не понравиться или на тех, кому (в том числе и нам самим) это может нравиться?
Поэтому на этом пути я выбираю для себя освобождаться от вышеописаного принципа: «Нельзя все, что не разрешено или может кому-то не нравиться» в пользу иного: «Можно все, что не запрещено». И добавлю от себя: «И, возможно, то, что кажется запрещенным, на самом деле — можно».
Даже, если кажется, что кому-то не нравится, пробуй и делай: может, и понравится?