Я часто путешествую по Балканам и люблю Сербию. Весёлые открытые и гостеприимные люди встречаются мне. На границе, увидев мой паспорт, мне говорят: «Добро пожаловать, брат», и всегда в дороге находится какой-то Николай, который поможет решить возникшие проблемы и, если надо, пригласит в дом. И мне всегда было поразительно при этом знать, что ещё недавно соотечественники этих людей — вероятно, такие же весёлые и гостеприимные — зверски убивали своих соседей, с кем они прожили бок о бок немало лет — боснийцев, албанцев, хорватов (а те отвечали им тем же). Эти же мысли посещали меня и в Хорватии, и Черногории, и Боснии… Как такое могло происходит? Что за помутнение рассудка нашло тогда на них?
Я объяснял это себе спецификой истории (турецкое рабство и войны), ментальностью страстных балканских народов, наследием социализма…
Но когда россияне и украинцы начали убивать друг друга или страстно проклинать тех, с кем ещё недавно сидели за одним столом, я понял, что это может происходить с каждым из нас. В каждом из нас живёт зверь. И если дать ему волю, он, сбросив шелуху культуры, интеллекта и норм общения, начнёт «брать своё», грызть и кусать «чужого», сбиваться в «стаи», гонять «изгоев», стремиться к вожаку или становиться им, когда тот ослабнет, и «загребать под себя»… Вероятно, некоторые народы и отдельные личности, столкнувшись с этим раньше, ужаснувшись содеянному и увидев глаза этого зверя, насколько возможно, выстроили систему защиты от пробуждения этого чудовища внутри нас. Возможно, через контроль эмоций, возможно, через нормы «политкорректности», возможно, через законы и систему общей поруки, возможно, через создание новой общей мульти-культуры… При этом многое из этого нам кажется порой смешным, избыточным, скучным, нелепым: «Странные они какие-то!»
Но, может, всё же стоит строить дамбу с запасом, чтобы в ненастье не прорвало? Ведь даже сейчас интеллигентные люди и целые группы, а порой и большинство населения вроде цивилизованных стран, идут порой вразнос, увлекаются звериным порывом, облечённым в «культурные» форма патриотизма, праведности, защиты «своих», нетерпения к «иным» и ненависти к тем, кто нам «угрожает». То есть выпускают этого зверя. Мы это видим вокруг и можем ощущать внутри себя. Зверь силён, при его пробуждении освобождается много энергии, и это увлекает! Но что будет потом? Как мы будем смотреть в глаза того, кого грызли или гоняли, или в глаза его детей? Если сможем смотреть вообще…