О жизни

Воронеж. 30 лет спустя

Я вновь увидел Воронеж через 30 лет.

Тогда я был молод, ставил здесь свои первые спектакли, и многого вокруг не замечал.
Да и в начале 90-х это был ещё советский город, в котором прежнее разваливалось, а новое ещё не создавалось.

Да, в нем была русская провинциальная старина, Никитин с Кольцовым, классицистический театр и дворец - музей. Но то ли из-за разрушений войны, то ли безжалостного уничтожения советским катком она робко выглядывала, забитая советскими постройками, определявшими облик города.
Часть из этих строений, носящих официальные функции, выделялось размерами и пафосом сталинского и позднесоветского времени. Остальная - просто функционировала в той жизни, не заботясь о привлекательности, комфорте и стиле.

И да, вся эта "советскость" до сих пор осталась. В том числе идеологические названия: площадь Ленина, проспект Революции, улицы Плеханова, Освобождённого труда, Карла Маркса и Фридриха Энгельса...

И новые власти, губернаторы - коммунисты и госкомпании, заняли прежние обкомо-горкомовские места.
И Ленин с флагами за спиной по-прежнему возвышается на центральной площади его имени.
К счастью, часть старинных зданий, что не погибли ранее, как везде по России в последние десятилетия, восстановили. И они радуют глаз на тихих улицах центра и проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской).
Часть осталась в ещё более плачевном виде. Или погибнут, и на их месте возникнут как обычно жилые комплексы, или же до них всё же дойдут руки - их спасут...

В России я вижу и то, и другое.
Но теперь над старинными и советскими домами высятся громадины нового времени. Их диковинные крыши и стеклянные площади легко перерастают торжественные башни и шпили сталинских дворцов. И теперь это новодельное богатство доминирует над городом, откуда ни взгляни. Как бы живёт своей жизнью над нами.
Пожалуй, ещё ни в одном старом российском городе я не видел такого торжества безвкусной коммерческой архитектуры. Видимо, правящим здесь пост-коммунистам новый облик города был безразличен. А общий подход к градостроительству здесь был таков: у кого есть деньги и власть - тот и громоздит, что хочет. Как хозяева города.

Река Воронеж делит город на две части. Старая основная - верхняя. Но пока, в отличие от, например, волжских городов, набережная отделена и не украшает место. С реки не видно старого города, зато выпирают новодельные страшные многоэтажки. К сожалению, это уже не исправить - город обезображен. Да и в самой старой части река не чувствуется.
Хотя там есть и пляж, и строится набережная...

Левый берег - это новостройки и промзоны.
Со смотровых площадок смотреть не на что, и не надо. Есть места интересней.

Но если не смотреть вверх или привыкнуть к подобному, то видишь местами уютный провинциальный город со множеством кафешек и молодежью на центральных улицах, здесь приятно посидеть в скверике пешеходной зоны, открывать новые любопытные скульптуры и старые здания 19 века, на которых, и это замечательно, везде таблички с названиями и qr кодами.

И это уже новое, бережное и приятное для меня в городе - раньше такого не было.
Вот три прекрасных памятника писателям и поэтам в Воронеже, родившимся или работавшим или отбывавшим ссылку здесь.

Андрей Платонов
Самуил Маршак
Осип Мандельштам
"Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож…"

Мемориальная доска на доме, где Осип Мандельштам жил в ссылке, незадолго до гибели

Церквей осталось не очень много. И больше в стороне от центральных улиц в частном секторе, спускающемуся к реке.

Выдающихся среди них не нашёл.
Но, конечно, симпатичные, 18-19 века есть .
А внутри чаще золотистый стандартный новодел.

Но в Воскресенской церкви замечательные новорусские росписи рубежа веков .

А в Покровской - настоящая прокопченная старина и глубокая тишина, с которой мне посчастливилось соединиться.
Новый Благовещенский собор удивляет громадностью и похож на торжественные Дворцы Культуры. Но внутри прекрасен своей пустотой, голубым фоном, туманом,в котором живут святые...

Подобное впечатление у меня когда-то было от собора Святого Саввы в Белграде. Да, вокруг - пафосно, внизу - суетно. Смотри - вверх, захватывает дух.

Художественный музей имени Крамского, родившегося неподалёку, в старом бароккальным дворце 18 века, кажется не меняется. Приглушённый свет и запах старого дома те же.
Коллекция невелика, но есть даже античные артефакты и немного западных европейцев. Но самое интересное - русское искусство. Многие классики представлены: от Рокотова и Брюлова до Коровина и Кустодиева.
Самое интересное - авторский повтор картины Репина "Царь Иван Грозный и сын его Иван".
Здесь иное лицо царя: не безумец, а ужаснувшийся содеянному отец.
Для меня в этом больше трагизма и человечности...
И особе внимание уделено интересной местной художнице начала 20 века Елене Киселёвой, уехавшей после революции в Белград и прекратившей писать после смерти сына в 1944. А здесь такие яркие и живые полотна начала века: прекрасные дамы ушедшей эпохи...

Конечно, я искал местный модерн. К сожалению по выше описанным причинам его осталось немного.

Видно, пришел сюда поздно, уже к десятым годам, на излёте. И смешался с более популярным здесь неоклассицизмом. Прямые линии, симметрия, без эркеров, простые окна, декора немного - поздний скучноватый рационалистический стиль.
Но есть такие изящные образцы

Хотя, по-прежнему мной любимый, и редкие отклонения от нормы встречаются, конечно.
Вроде скромного дома Варганова.
Или яркой гостиницы Бристоль на проспекте Революции
Часть зданий в нижней части центра в ужасном состоянии. Часть, в верхней центральной - уже восстановлены и нарядны. Это радует и даёт надежду...

О местном модерне - моя следующая статья.

И самое интересное в Воронеже - это его театры. И новый Никитинский, и старый академический, и пафосная Опера, и нарядный кукольный...
И, прежде всего, Камерный театр.

Им создано провинциальное чудо, на уровне лучших столичных образцов, с авторским стилем, молодой благодарной и воспитанной публикой, сильными актёрами и знаменитыми постановками.

И, кстати, новое знание театра построено при прежней власти усилиями энтузиастов всего за год и стоило только 500 миллионов рублей. Не превратили в долгострой, не разворовали, не схалтурили. Ну, можем ведь!...

И само здание: снаружи, а ещё более внутри - образец умной функциональной и хорошего вкуса современной архитектуры. Ведущий актёр и мой друг Камиль Тукаев устроил нам экскурсию по театру.
С любовью созданному Михаилом Бычковым и его единомышленниками. Идеально придуманный и воплощённый в жизнь театр: все продумано и сделано для творчества и зрителей.

Это пока единственный известный мне пример такого театра в русской провинции.
Но вижу, как после 20 лет бедной жизни в советском ДК и 10 лет в своем роскошном творческом доме, театр начали уничтожать, сначала убрав за вольнодумство и непокорность его создателя и режиссера Михаила Бычкова.

И хотя пришедшие люди корректны, старая труппа играет, спектакли живут, сколько продержится творческая жизнь театра в этих условиях, мы не знаем...

Жизнь в городе, конечно, стала удобнее и комфортнее в быту и отдыхе. Городское пространство приятно европеизируется. Это заметно по множеству кофеен, кулинарных лавок, уютных ресторанов, креативным надписям, по молодежи на улице. По преобразившемуся и полному фермерским продуктами современному Центральному рынку...

Но ещё и немало следов прошлого.

Городской транспорт ещё старенький. Дороги - не очень. В частном секторе ниже к реке и в советских жилых кварталах - многое по-прежнему и мало эстетично.

А по центральной улице, как в глубокой провинции, несутся машины без глушителей и с громкой попсой из открытых окон. И чем хуже машина, тем шумнее и громче из нее музыка...
Чувствуется, что город не туристический. Больше - для своих. Москва далеко. Хотя туда едут наполненные жителями современные двухэтажные поезда. Аэропорт закрыт...

В центре города много военных, охраняемых объектов и новых символов. Это бросается в глаза. И напоминает, что рядом другая жизнь, что наступили новые времена....
Рядом: ребята на самокатах, стаканчики кофе из спешилти кафе, красивые русские девушки с открытым взором, проносящиеся машины, реклама фестиваля, звуки гитары, нарядная подсветка, цветы и... люди в защитной форме вокруг краснокирпичных строений... Параллельные жизни. Разные миры.

И ведь они как-то влияют друг на друга...

Кто кого изменит, куда движется дальше город и его жизнь?

Таким я увидел Воронеж сейчас, через 30 лет, вернувшись уже другим в чем-то ещё знакомый, но уже другой и вызывающий разные чувства город
Жизнь как путешествие