О жизни

Модерн на Старой Басманной

Не прекращаю поражаться многообразию и плотности горизонтальных культурных слоёв Москвы. Прежде всего, это проявлено в архитектурном окружении. Это повсюду вокруг нас...

Тут и там к моему восторгу прорастает модерн. И известный, и неожиданный. По его разнообразию и богатству Москва мне кажется одним из интереснейших городов мира.
Уже давно готовлюсь начать основательно рассказывать, с фото и видео, о московском модерне. И о Кекушеве и Шехтеле, и описать прогулки по разным районам, и сравнить направления...
Но всё что-то отвлекает: то Рига, то Париж, то русские провинциальные города. Уже намечен Петербург...

И потому решил начинать сейчас: увидел - описываю. Постепенно общая картина из этого калейдоскопа и сложится...
Возвращаясь с современной выставки на Винзаводе, решил выйти к Садовому кольцу мало изученными кварталами через Старую Басманную. И неожиданно оказался в целом квартале модерна!
Притом, столь разнообразного, что этот кусочек старой улицы вполне тянет на целую экспозицию.

Три доходных дома начала 20 века рядом: для небогатых, среднего класса и богачей.

Самый неброский и бедный номер 13 - доходный дом Половинкина архитектора Воскресенского (не путаем с его роскошным однофамильцем на Пречистинке). Вроде, ничего примечательного. Если и было, то впоследствии заштукатурили... Но посмотрите на сохранившиеся слева решётки балконов: какое изящество!...


Слева от него, уже побогаче (Старая Басманная 15) - доходный дом Усейна, персидского подданного Усейн Аги Аминезарба. И приписан он (хотя есть сомнения) знаменитому петербургскому архитектору Шаубу. Модерн с ренессансными голландскими оглавлениями по бокам и богатым декором в венском стиле.

И хотя сообщают, что часть декора была сбита впоследствии (наверно, маскароне в левой части), оконные рамы заменены и первый этаж уже осовременен, но оставшееся: маска - маскароне справа наверху, величественная и грустная женская голова над входом (хоть и прикрыта нелепым новодельным козырьком), классические вертикальные линии с желобками, цветочный узор между третьим и четвёртым этажами, картуши и странные растительные линии наверху - передают разнообразие и изысканность оформления.

А самое богатое и знаменитое здание стоит напротив (дом 12 стр.1) - доходный дом Вильнера 1904 года популярного архитектора Жерихова, построившего в Москве более 40 домов.

Роскошный венский модерн. Раньше он был почти разрушен, сильно перестроен варварами - владельцами внутри, но фасад, к счастью, по чертежам реставрирован.
Здание симметричное, что не часто в московском модерне. Два роскошных эркера с 2 по 4 этажи с витринными окнами и странными аттиками, утопленными в мансарде.
Вдоль всего 2 этажа - единый балкон, как это популярно в Вене и Париже.
Как и положено, разные окна с разными наконечниками...
Ажурные решетки балкона с цветами и изогнутыми линиями...
Облицовка - и руст, и штукатурка, и кирпич...
И богатейший декор!
Женские головки над линией третьего этажа, три устремлённые взглядом в даль с волнистыми волосами женские головы над входами, а между ними головы Гермесов, и две улыбающиеся смотрящие вниз женские маски на эркерах...
Плюс цветочный декор: листья каштана и лавра, кувшинки с изящными стеблями модерновых линий...
И всё это гармонично вместить в величественный изысканный и абсолютно не перегруженный деталями фасад!
Здание как выставка достижений модерна, где Москва соединилась с Веной...

Вот так в одном месте на Старой Басманной, рядышком расположились три абсолютно разных и по направлению, и по деталям, и по богатству здания стиля модерн. Притом, не очень известные и мало где описанные...
И в этом Москва! Концентрация не только эпох и стилей. Но и богатство проявлений даже одной эпохи и одного, казалось бы, стиля. И это повсюду в центральной части города, которая огромна как страна.
Вот почему я так люблю Москву.

С этими мыслями и чувствами я двинулся дальше, с Садовому кольцу и...
Прошёл буквально несколько метров и снова увидел модерновое здание. И снова неожиданно...
Вроде, не очень заметное, простое...
Но всё как положено: и ассиметрия первого этажа с воротами, и эркер (на сей раз по центру), и изящный балкончик с решеткой узора "линия бича".
Ещё один приветик из той довоенной и дореволюционной эпохи расцвета культуры и искусства.
И сколько их еще в Москве!
Городе, пережившем пожары и войны, безумных правителей и вдохновлённых зодчих, советские разрушения и постсоветскую строительную дикость.
И сохранившем свою неповторимость, разнообразие, стильность.
Внутри культуры и архитектуры которого я сформировался, живу, творю и, даже проходя, питаюсь её красотой и вневременной энергией.
Архитектура как образ мира