Не прекращаю поражаться многообразию и плотности горизонтальных культурных слоёв Москвы. Прежде всего, это проявлено в архитектурном окружении. Это повсюду вокруг нас...
Тут и там к моему восторгу прорастает модерн. И известный, и неожиданный. По его разнообразию и богатству Москва мне кажется одним из интереснейших городов мира. Уже давно готовлюсь начать основательно рассказывать, с фото и видео, о московском модерне. И о Кекушеве и Шехтеле, и описать прогулки по разным районам, и сравнить направления... Но всё что-то отвлекает: то Рига, то Париж, то русские провинциальные города. Уже намечен Петербург...
И потому решил начинать сейчас: увидел - описываю. Постепенно общая картина из этого калейдоскопа и сложится...
Возвращаясь с современной выставки на Винзаводе, решил выйти к Садовому кольцу мало изученными кварталами через Старую Басманную. И неожиданно оказался в целом квартале модерна! Притом, столь разнообразного, что этот кусочек старой улицы вполне тянет на целую экспозицию.
Три доходных дома начала 20 века рядом: для небогатых, среднего класса и богачей.
Самый неброский и бедный номер 13 - доходный дом Половинкина архитектора Воскресенского (не путаем с его роскошным однофамильцем на Пречистинке). Вроде, ничего примечательного. Если и было, то впоследствии заштукатурили... Но посмотрите на сохранившиеся слева решётки балконов: какое изящество!...
Слева от него, уже побогаче (Старая Басманная 15) - доходный дом Усейна, персидского подданного Усейн Аги Аминезарба. И приписан он (хотя есть сомнения) знаменитому петербургскому архитектору Шаубу. Модерн с ренессансными голландскими оглавлениями по бокам и богатым декором в венском стиле.
И хотя сообщают, что часть декора была сбита впоследствии (наверно, маскароне в левой части), оконные рамы заменены и первый этаж уже осовременен, но оставшееся: маска - маскароне справа наверху, величественная и грустная женская голова над входом (хоть и прикрыта нелепым новодельным козырьком), классические вертикальные линии с желобками, цветочный узор между третьим и четвёртым этажами, картуши и странные растительные линии наверху - передают разнообразие и изысканность оформления.
А самое богатое и знаменитое здание стоит напротив (дом 12 стр.1) - доходный дом Вильнера 1904 года популярного архитектора Жерихова, построившего в Москве более 40 домов.
Роскошный венский модерн. Раньше он был почти разрушен, сильно перестроен варварами - владельцами внутри, но фасад, к счастью, по чертежам реставрирован.
Здание симметричное, что не часто в московском модерне. Два роскошных эркера с 2 по 4 этажи с витринными окнами и странными аттиками, утопленными в мансарде. Вдоль всего 2 этажа - единый балкон, как это популярно в Вене и Париже.
Как и положено, разные окна с разными наконечниками... Ажурные решетки балкона с цветами и изогнутыми линиями... Облицовка - и руст, и штукатурка, и кирпич...
И богатейший декор! Женские головки над линией третьего этажа, три устремлённые взглядом в даль с волнистыми волосами женские головы над входами, а между ними головы Гермесов, и две улыбающиеся смотрящие вниз женские маски на эркерах... Плюс цветочный декор: листья каштана и лавра, кувшинки с изящными стеблями модерновых линий... И всё это гармонично вместить в величественный изысканный и абсолютно не перегруженный деталями фасад! Здание как выставка достижений модерна, где Москва соединилась с Веной...
Вот так в одном месте на Старой Басманной, рядышком расположились три абсолютно разных и по направлению, и по деталям, и по богатству здания стиля модерн. Притом, не очень известные и мало где описанные... И в этом Москва! Концентрация не только эпох и стилей. Но и богатство проявлений даже одной эпохи и одного, казалось бы, стиля. И это повсюду в центральной части города, которая огромна как страна. Вот почему я так люблю Москву.
С этими мыслями и чувствами я двинулся дальше, с Садовому кольцу и... Прошёл буквально несколько метров и снова увидел модерновое здание. И снова неожиданно... Вроде, не очень заметное, простое... Но всё как положено: и ассиметрия первого этажа с воротами, и эркер (на сей раз по центру), и изящный балкончик с решеткой узора "линия бича".
Ещё один приветик из той довоенной и дореволюционной эпохи расцвета культуры и искусства. И сколько их еще в Москве! Городе, пережившем пожары и войны, безумных правителей и вдохновлённых зодчих, советские разрушения и постсоветскую строительную дикость. И сохранившем свою неповторимость, разнообразие, стильность. Внутри культуры и архитектуры которого я сформировался, живу, творю и, даже проходя, питаюсь её красотой и вневременной энергией.