Смех - реакция на несовпадение. Ожидания и случившегося.
Реакция может быть болезненной - разочарование, печаль, гнев. То есть трагедией. А реакция смеха - это преодоление трагедии. Ее альтернатива.
Потому стоит подвергать осмеянию прежде всего те области, где больше ожиданий, разочарований и переживаний. И этому способствуют такие свойства смеха:
1.
Есть смех тела и смех разума.
В первом случае, это физическая, реакция: на щекотку или приятную физическую неожиданность. Есть граница, когда такое удовольствие переходит в отторжение. Существовала даже пытка щекоткой в Древнем мире.
Во втором - смех как результат понимания. Бывают разные его уровни и сложности. Потому и есть разница в понимании юмора и реакции на него.
Смех понимания развивает нас.
2.
Мы смеёмся вместе с кем-то. Одни - крайне редко.
Смех показывает другим: я безопасен, мои действия безопасны.
У животных и людей игры могут напоминать реальные действия, в том числе опасные для другого. Борьба, например.
Смех показывает, что это только игра.
Так же смех показывает, что среда, в которой мы находимся, воспринимается как безопасная.
Потому перевод наших желаний и действий, в том числе опасных для другого, в игры и смех помогают их реализовать без нанесения явного вреда. Или вовремя снять опасность, трансформируя их. И это создание дружественной среды.
3.
Смех объединяет. Смеемся вместе и так создаем общность. Но можем смеяться вместе над другими - чужаками. Тогда это поднимает нас над ними и отделяет нас как группу.
Насмешки над другими народами и группами присутствуют во всех культурах. И смеются над определёнными качествами: жадность, трусость, глупость, агрессия - приписывая их в разных культурах разным народам или жителям мест. То есть смешное место пусто не бывает.
Посему осуждение такого смеха не умно. Это не над кем-то, а над чем-то. Но объект смеха редко понимает это. Реагирует обидой как осуждением.
Потому приветствуется смех над собой или над своими. Знаменитые еврейские анекдоты, рассказываемые евреями.
Но, думаю, и анекдоты про хохлов, москалей, эстонцев, американцев тоже помогают перенаправить страхи и серьёзную агрессию в безопасное русло.
4.
Смех - это и разрядка.
Например, снятие тревоги, страха, гнева, напряжения. Безопасное выведение их энергии. Сейчас в период войны это особо актуально. Стоит шутить, смотреть комедии, прикалываться.
5.
Осмеяние может быть формой борьбы. Но без жертв и убийств. Эмоциональный вред может быть только для того, кто не отвечает смехом на смех, юмором - на юмор. При обоюдности смеха, даже в борьбе, вреда никому нет. Оба трансформируют агрессию в интеллектуальную игру.
6.
Смех снимает защитные границы. Как тренер подаю рискованные темы, где может быть сопротивление, с юмором и весело. Совместный смех обезоруживает, убирает защиты, помогает принять неприятное или новое.
7.
Смех разрушает серьёзность. А, значит, лишает явление концентрации внимания и силы. В том числе разрушает гнев или чувство правоты. Так искренне смеясь мы не можем убивать.
8.
Области уместности смеха и осмеяния меняются. Доселе наблюдалось скорее расширение свободы. Сейчас, возможно, вновь сужение. Но это зависит от тем.
Например, больше свободы в смехе на тему секса и религии, меньше - рас и гендера.
Когда смех сталкивается с запретом на него, может возникнуть острая ситуация. Пример с "Шарли Эбдо". Разное понимание уместности и допустимости.
Ограничивают темы и формы смеха чаще под маркой священности или трагедии. Это святое или очень серьезно (бог, смерть, подвиг, война, мама, родина, ценности): "Как можно над этим смеяться!"
Это защита права человека на трагедию и страдания. Такая совместная игра.
И при этом отказ другому в праве не страдать и получать удовольствие в этой ситуации. То есть осуждение за неучастие в общей игре. Навязывание этой игры.
А так как несовпадения в таких областях нередки, то это консервация и распространение страданий в нашей жизни.
Вывод:
Так как смех - это альтернативный способ реакции на несовпадение и обладает вышеописанными свойствами, то можно рассматривать его как приятный способ лечения от страданий и избавления от агрессии.
Почему полезно смеяться над тем, что происходит с нами сейчас
P.S. Кстати, не стоит воспринимать написанное серьёзно. Можно по этому поводу и посмеяться