О жизни

Модерн Гатчинской улицы

Когда я в Петербурге, то живу на Гатчинской улице Петроградской стороны.
С разных сторон окружён домами стиля модель. И потому предлагаю вам прогуляться по любимой Гатчинской улице. Типичной для Петроградки и напоминающей мне Ригу.
Перед началом улицы, на другой стороне Большого проспекта ПС находится доходный дом Липовского 1912 - 1913. Архитектор, ни много ни мало, сам классик петербургского модерна Федор Лидваль.
Это поздний период его творчества, и здесь много элементов неоклассицизма.
Хорошее начало!

Если идём по левой стороне улицы от Большого проспекта, то следующее строение стиля модерн, пусть и весьма запущенное - это Гатчинская 6, доходный дом Шорохова, 1908-1909, техник сам же Шорохов. Можно заметить остатки бывшего неоклассического декора над входом и на обшарпаных стенах.
Довелось как-то заходить внутрь,в парадные и одну квартиру- ужасно. Лучше смотреть со стороны и представлять, как было ранее.
В целом до сих пор название "парадная" для большинства петербургских подъездов и их состояния мне кажется издевательским. Но бывают и достойные - о них позже.

Встык с этим зданием - Гатчинская 8, доходный дом Филаретова 1912-1913, техник Смирнов, того же мрачно-темного цвета.
Грубая штукатурка питерского северного модерна. И, что типично для Петербурга: почти полная симметрия, за исключением центрального входа и въездных ворот. Небольшой неоклассический барельеф над входом. Есть и другие неоклассические элементы декора. В общем, поздний период с переходом в неоклассицизм.

Смотрим на другую сторону улицы - Гатчинская 7, доходный дом Тимофеева, 1909, архитектор Резвый. Выглядит светлее и веселее, хотя по-прежнему всё строго и лаконично.

По левой стороне улицы, вслед за ещё одним зданием неоклассицизма - уже чистый петербургский модерн, Гатчинская 14, доходный дом Серова, 1908, известного архитектора фон Голи. Всё того же мрачноватого цвета и, на мой взгляд, скучноватый.

А вот напротив него - моё любимое здание, украшение улицы, Гатчинская 11, доходный дом Васильева, ранняя эпоха модерна 1901-1902.
Изящный декоративный нео-ренессансный романтизм.
И кто же автор? Конечно, мой любимый архитектор, автор Австрийской площади Василий Шауб! Его дома я сразу замечаю: будь-то Петроградка или Васильевский остров. И всегда это в моём вкусе.
Проходя мимо всегда задерживаюсь хотя бы на несколько секунд, чтобы полюбоваться и волнистыми линиями, и изящными элементами декора.

Переходим Малый проспект ПС, и по левой стороне, Гатчинская 22 -малоинтересный доходный дом Федотова, 1911 - 1912, техника Гаврилова. Поздний модерн, переходящий в неоклассицизм. Немногие достопримечательности: эклектичные порталы, сохранившийся декор наверху по краям и стекающие по фасаду линии модерна

И напротив - длинное здание весёлого салатового цвета, Гатчинская 27-29, которое состоит из двух частей, исполненных в разное время разными авторами. Правая, поскучнее - более поздняя, 1911 года, гражданского инженера Товстолеса. А левая, поинтереснее, созданная ранее в 1906 году - архитектора Ипполита Претро, ещё одного моего любимого зодчего (о его судьбе я писал ранее).
Обратите внимание на этот замечательный эркер с балкончиками по краям и наверху, а также круглым окном по центру. А также - на разнообразные формы модерновых окон.
Если добавить к этому ещё и каменную облицовку первого этажа, форму входных дверей, то, очевидно, перед нами удачный пример петербургского северного модерна, мастером которого и был Ипполит Претро.
Стоит зайти внутрь: здесь, наконец, парадная симпатичная и с сохранившимися элементами декора.

И завершает парад местного модерна доходный дом Трифахина, Гатчинская 31- 33, 1910 года инженера с романтической французской фамилией де Рошефор.
Ещё один пример типичного для Петербурга соединения модерна с неоклассицизмом. О чём наглядно нам рассказывает и центральный портал дома.

Таким образом, прогулка по Гатчинской улице - это знакомство с типичными представителями петербургского модерна.

И среди весьма заурядных строений мы можем видеть два интересных образца мастеров этого стиля Василия Шауба и Ипполита Претро. К тому же с другой стороны Большого проспекта нам привет передаёт ещё и Фёдор Лидваль.
Здесь мы можем также заметить представителей эпох начала, середины и заката этого стиля.
А по плотности расположения зданий модерна Гатчинская улица - одна из самых насыщенных как на Петроградской стороне, так и в Петербурге в целом.

И по личным, и эстетическим предпочтениям - это одна из моих любимых улиц города. Прогулявшись по которой, надеюсь, вы тоже её полюбите

Архитектура как образ мира