О жизни

Немецкий модерн - югендстиль Дармштадта

Дармштадт - городок в земле Гессен - центр немецкого модерна - югендстиля. Который переместился сюда из Мюнхена при герцоге Эрнсте-Людвиге, пригласившим видных архитекторов модерна во главе с венским мастером Ольбрихом, создавших здесь Колонию художников.

Здесь были ими выстроены здания и особняки для герцога и художников. И в них проведены архитектурно - художественные выставки. Таким образом, Дармштадт стал в начале нулевых 20 века одним из мировых центров модерна.
И, конечно, изучая модерн по миру (смотрите мои статьи и фильмы о Париже, Праге, Риге, Петербурге,Москвы и других мировых и национальных центрах стиля), я направился сюда.

Выбрал зиму, так как в это время лучше всего разглядывать особняки, обычно скрытые в летнее время зеленью. И это время, свободное от туристов.

Правда, с погодой мне не повезло. В первый день был сильной гололёд, из-за чего Музей колонии художников был закрыт, и пришлось бродить и фотографировать под непрерывным зимним дождём. Но во второй день я был вознаграждён приятным зимним днём, когда я смог посетить и музей и завершить свою съёмку, получая удовольствие от процесса. Потому пейзажи на моих фото будут так отличаться...

Делюсь тем, что видел, почувствовал, узнал и из чего сделал свои выводы

Основные здания Колонии находятся на холме Матильды (Mathildenhöhe), на окраине Дармштадта.
Если идти от железнодорожной станции Darmstadt - Ostbahnhof или расположенных рядом автобусных остановок, то мы подходим к холму через приятный район немецких особняков по Матильденхёвег и видим первоначально дом Дейтерса, созданный как и большинство местных строений главным архитектором колонии венским мастером Йозефом Ольбрихом в 1900 году к Первой художественной выставке
Несмотря на то, что большинство зданий и особняков созданы по проекту Ольбрихта, который к тому времени уже был классиком венского модерна - сецессиона, они все индивидуальны, имеют своё лицо, и рассматривать их с разных сторон и ракурсов - удивление и одно удовольствие...

Поднимаемся выше и на пересечении с основной улицей - Александравег видим дом самого архитектора Ольбриха, построенного для себя в том же1900, и фонтан "Юноша у фонтана" скульптора Хабиха, творения которого мы ещё с вами увидим дальше.
Конечно, я не раз обходил по кругу этот эталонный дом, описанный во всех энциклопедиях модерна.
Как и другие здания он прекрасно реставрирован и ухожен.

Простота геометрических форм и изящное обрамление сине - белой плитки со стильным рисунком
Через открытую фигурно - растительную калитку с солнышком можно войти во дворик и подняться и на террасу первого этажа, но внутрь ходу, по видимому, нет - там нечто офисное.
Большинство зданий были разрушены бомбардировками союзников во Второй Мировой и бережно восстановлены как новенькие. Кроме, конечно, погибших интерьеров. Видно, что это судьба и особняка Ольбриха.
Но меня смутило исчезновение деревянной галереи верхних этажей и фархверковой крыши. Они, конечно, придавали живость и иной - народный характер архитектуре дома
Без них восстановленный вариант кажется холоднее и проще. Жаль...

Центр комплекса зданий холма по главной улице Александрвег занимает Дом герцога Эрнста Людвига, спроектированный тем же Ольбрихом, где ныне выставочный зал и музей колонии художников, куда мы ещё заглянем.
По центру - главный вход: декорированная эффектным мозаичным орнаментом ниша авторства Ольбриха
с ангелами, стоящими на мужских головах в глубине и двумя строгими и выразительными скульптурами на входе авторства Хабиха

Со ступеней входа открывается вид на улицу Александра и модерновые особняки колонии внизу на противоположной её стороне
И если особняк Ольбриха слева, если смотреть отсюда, эффектно завершает композицию, то особняк архитектора Кристиансена, построенный им для себя, который должен быть виден справа, отсутствует - так и не восстановлен после разрушения.
На месте знаменитой "Виллы Роз", уравновешивающей композицию - только фото и зелёная трава...
А вот как выглядела центральная композиция и сам дом в начале века: на фото и романтической картинке

А теперь пройдёмся по улице Александра вдоль особняков художников, рассматривая их, слева - направо (если смотреть со стороны дома герцога). Все они построены в одно время в 1899 - 1900 гг для Первой выставки. В основном Ольбрихом, но есть и исключения. А во время выставки через них были сделаны маршруты - дорожки, по которым ходили посетители, посещая их интерьеры. То есть это были и дома для жизни и работы художников, и выставочные экспонаты в одном лице. Вот он - синтез быта и искусства в действии!
Самый простой по форме и декору - дом известного нам скульптора и дизайнера Хабиха напротив знакомого нам особняка спроектировавшего его Ольбриха
Далее, уже интереснее - малый дом Глюкерта (авторство то же). Простая прямоугольная форма, но интересная полукруглая с двух сторон крыша, а-ля французская мансарда и мелко расчерченные большие окна под ней с деревянным скульптурным обрамлением
К сожалению, и здесь при восстановлении заметно упростили низ дома и вход в него.

Далее ещё интереснее - большой дом Глюкерта, автора модерновой мебели.
Рядом с немецкой покатой крышей французские плавные линии ар нуво завершения и верхнего окна с линиями крон деревьев и весёлых цветочков на стене
А если зайти за угол, то под широкой полукруглой крышей - пустое белое пространство, изящно декорированное золотыми украшениями и модерновыми деталями, и главное - эффектный вход с круглой нишей и двери, родственный центральной нише дома герцога. Вместо ангелов - фонари сложной формы

Ну, и в конце линии особняков - дом Беренса, спроектированный на сей раз не Ольбрихом, а самим владельцем дома, известным декоратором мебели.
И он заметно отличается от белённых, путь и с некоторыми элементами ар нуво, но преимущественно в немецком стиле других особняков колонии.
Мотивы и линии английских особняков, обрамление темно-зелёной и коричневой плиткой, готический балкон и устремлённость как средневекового замка вверх....
И эффектная центральная дверь с египетскими мотивами
Достойное завершение короткой, но такой насыщенной произведениями искусства улицы модерна

Теперь стоит подняться на холм слева от центрального дома герцога, мимо неорусской церкви авторства Л. Бенуа, построенной за два года до возникновения колонии в 1887 году, и модерновой круглой беседки. Хотя задержаться и посмотреть по сторонами здесь, конечно, тоже стоит...
И перед нами образцы позднего периода существования колонии - Выставочное здание свободных искусств и Свадебная башня, выстроенные уже умирающим от лейкемии Ольбрихом в период 3-й выставки 1908 года.
В выставочном здании уже чувствуется проявление как монументальной, строгой геометрической, с прямыми линиями венской архитектуры мастера, так и новой архитектуры, из которой вырастет впоследствии ар деко.

Стоит обойти это здание и с другой стороны, мимо современного входа в музей, к Свадебной башне: открывается иная архитектура, с разнообразной с разноцветной кирпично - плиточной облицовкой и строгими монументальными немецкими формами

Конечно, пять пальцев, венчающих Свадебную башню , необычны. Версии этого разные. А сама устремлённая вверх башня по форме напоминает мне башни средневековых тосканских городов, конкурирующих когда-то друг с другом. Но, конечно, с богатым модерновым золотистым и разноцветным декором нового времени
Башня была построена Ольбрихом по инициативе горожан в честь свадьбы герцога, и потому внутри наполнена на разных этажах мозаиками и росписями со свадебными и любовными мотивами.
Вот первый этаж: мозаика в честь Эрнста Людвига и его жены Элеоноры, в стиле Климта, но, конечно, более наивная
В комнате Великого герцога расположенной на 4 этаже, также нарядная модерновая аллегорическая живопись
А на пятом этаже, где сейчас проходят церемонии бракосочетания - нео-ренессансные росписи авторства Шефера. Как бы вернулись к предшественникам югендстиля
Ну, и наверху - смотровая площадка, откуда, двигаясь по кругу можем лицезреть то, что сохранилось от колонии художников - следы и памятники её истории, экспериментов и разнообразия творчества, в окружении пережившего бомбёжки и разрушения и возрождённого города

И, конечно, важная часть программы - это посещение Музея колонии художников.
Мой путь туда оказался нелёгким. Первый мой визит в музей был неудачен - закрыт из-за ледяного дождя и гололёда. Нам это кажется нелепым, но все государственные заведения и Германии оказались парализованы.

Во второй раз я преодолевал коллапсы немецких железных и автобусных дорог. Ибо мифы о немецком порядке изрядно устарели, и общественный транспорт в этой стране ходит из рук вон плохо.
Но потеряв немало время, я всё же до музея добрался. Ведь так редко в мире есть музеи модерна. И ради него я сюда ехал...

А вознаграждён был тем, что меня встретила экскурсовод русского происхождения, и я получил индивидуальную экскурсию на русском языке в полупустом музее.
В годы расцвета здесь было ателье художников, а часть из них, как я понял, здесь и жили. Так что здесь можно осматривать восстановленные или перенесённые сюда интерьеры местных особняков и модерновую мебель, что сохранилась. Например, эти стулья, спроектированные Беренсом
А вот и другие интерьеры и их изображения, элементы мебели и утвари... Это уже особый разговор...
Модерн - это не только архитектура, но и разнообразная декоративная культура. Как мы знаем, его авторы разрабатывали и воплощали весь комплекс оформления: от архитектурного проекта до мебели, плитки, витражей, светильников и столовых приборов. И в музее немало примеров этого
В общем, вернуться сюда стоит, чтобы изучить это подробнее.
А пока, глядя на макет Колонии художников, лучше понимаю, что сохранилось, а что унесено временем. И хочу опять прогуляться по этому небольшому участку земли, на котором так много сконцентрировано ценного и творческого. И подробнее ознакомится с его окрестностями, где тоже встречаются построенные в эту эпоху и более позднее время, под влиянием прекрасной эпохи, интересные строения

Тем более, выпал снег, погода успокоилась, и тихая зима гармонично обрамляла здания и скульптуры модерна и окружающих его стилей
Архитектура всегда находится в диалоге не только с нами, но и местом, погодой, временем года.
Другой свет и другой сезон - и вот уже иное настроение и иная встреча.
Вот первый день: зима как осень
А вот на следующий день - снежная зима. Снежный модерн...
Значит, стоит вернуться сюда снова - весной, летом, осенью. И в разные периоды моей жизни...
Архитектура как образ мира