О жизни

Виктор Попков

Виктор Попков - один из самых интересных художников советского времени. Когда я увидел, что проходит его выставка в новом здании Третьяковки на Кадашевской набережной, сразу туда отправился.

Да, конечно, и чтобы познакомиться с новым зданием Третьяковки.
Экстерьер и интерьер его замечательны. И хотя у меня разное отношение к зданиям Третьяковки её разных периодов, от восхищение первым зданием до сомнений в Инженерном корпусе. Но это абсолютно иная и интересная современная архитектура... Думаю, не раз буду гостем новой галереи.
И, конечно, увидеть творчество Виктора Попкова, с которым я был знаком фрагментарно - теперь в его полноте.
Экспозиция Виктора Попкова, наиболее полная за всю историю, встретила меня его молодым автопортретом 1963 года - года моего рождения.
Попков прожил всего 42 года, жизнь его нелепо оборвалась в 1974 году из-за уличного конфликта на взлёте его карьеры и популярности.
Короткий творческий период - всего 15 лет... Конец 50-х - начало 70-х. Прошло уже пол-века. Но ведь это было и остаётся с нами...

А первая же картина выставки - "Мальчик родился" 1962 года: ведь это обо мне, моей маме и времени нашего детства...
Хотя само художнику к тому времени уже было 30 лет. Но ведь это только начало и его пути...
Попкова считают художником социалистического "сурового стиля": рабочие, машинисты, железнодорожники, электрики, строители... Воспевающим в 60- е Братск, Иркутск и другие всенародные стройки...
И посмотрите, какую светлую, и, да, в духе времени и советской идеологии, при этом искреннюю живопись он тогда создавал. Чувствуется влияние стиля советского классика Александра Дейнеки. И близость художественной техники с будущим классиком Тимуром Салаховым...

"На работу" (начало 60-х)
И вот какие очаровательные и жизнерадостные строительницы реставрируют "Большой театр"
А вот студенты на практике в деревне:
И "Полдень": мужчины и женщины отдыхают под густой и таинственной сенью деревьев. Здесь уже, как и в предыдущей работе, проступают элементы лубка, палехских росписей, наивного искусства...
Интересно сравнить группу мужчин
И женщин

Но, оказывается, Виктор Попков - и художник трагический. Его внимание - к драматическим моментам жизни, молодости и старости, уходящему и новому... И дальше эти темы становятся основными в его творчестве.
Не только яркие и жизнерадостные полотна с оптимистичными героями. Но и такие...
"Кирпичный завод"

Немало портретов, личных и семейных.
Посмотрите: на всех групповых и семейных портретах герои смотрят каждый в свою сторону, вниз или внутрь себя. И, вроде они вместе, но каждый - в своём мире. Что создаёт ощущение одиночества, хотя и рядом...
Двое. Кроме отточенности и лаконичности композиции важна каждая деталь. И позы героев. И эти цветочки внизу...
Наверху - его жена Таня. Которой посвящено немало работ. И которая вскоре уйдёт от художника...
А здесь, на этой картине "Мой день. Встреча" художник - между постаревшей мамой, в одиночку воспитавшей его после гибели отца на фронте, и его женой Таней, уже уходящей куда-то вдаль.
Мы ещё вернёмся к этим образам и их проявлениям...
Красный цвет на палитре. Потерянный ключ под ногами...
При отборе и скупости деталей каждая из них важна...
Живопись Попкова как кино.
Вспомним расцвет отечественного кино этого времени и его художественную образность (Хуциев, Данелия, Шпаликов...)
Но и живопись Попкова - это рассказываемая и показываемая история. Каждый персонаж индивидуален, все - участники этого визуального рассказа, который разворачивается как в пространстве, так и во времени.

"Развод. Светлана, мама, папа и бабушка".
История прошлого и настоящего семьи. И детское воспоминание на будущую жизнь...
"Тётя Феня умерла..."
Вглядимся в эти лица и позы. Прочтём и представим их историю и отношения...
Бабушка на фоне лоскутного одеяла.
Прошедшая жизнь как лоскутное одеяло
"Тётя Нюша с кошкой"
Мы же знаем этих тёть Нюш, таких трогательных и родных, тогда ещё живых и уходящих от нас...

Виктор Попков полюбил русский Север. Много там бывал, жил, творил. Писал пейзажи, людей, деревни, интерьеры - истории...
И воспел Север через этих людей и пейзажи. Через живопись и литографии.

А ведь это же еще и время расцвета деревенской прозы: Овечкин, Белов, Можаев, Солженицын, Распутин, Абрамов, Астафьев - также как и в живописи Попкова наполненной любовью к этим умирающим местам и людям...
Умирание старой жизни. И неутомимое продолжение жизни нынешней...
Главные герои его картин северного цикла - женщины - вдовы.
Женщины, прожившие в своих деревнях, большую часть жизни сами, без погибших и рано умерших мужчин...

"Вдовы"
Обратите внимание на символику красного света. Она проходит через всё творчество Попкова.
Но и в целом важна для художников начала XX века: например, Малявина и Архипова, чья выставка сейчас идёт в других залах Третьяковки.
И если там, на рубеже 19 и 20 веков это буйство, жизнерадостность и яркость.
То здесь, в середине 20-го, это цвет трагедии, достоинства. И как знак отделенности от окружающего мира.
В других работах, обратите внимание, девочки на картинах Попкова почти всегда в красном.
А здесь - старухи...
И, кстати, посмотрите во что превратился "красный угол" комнаты...
"Старость"
Красное и чёрное. Четкие линии и скупые оттенки - тени...
"Северная песня: "Ой, да как всей мужей побрали на войну..."
Внимательно разглядите эту группу столичных студентов - практикантов, исследователей фолькльора справа,
окно и красный цветок посредине,
поющую группу женщин разных возрастов слева...
Куда смотрят они, каждый из них? Их взгляды, как и в других работах художника, не пересекаются....

И обратите внимание на девочку с краю. Она выросла здесь, среди этих вдов, но мысленно она уже в другой жизни... Эти образы девочек и девушек, вышедших из этого мира, но уже уходящих из него в новую жизнь, также проходят через всё творчество художника...


Эти же образы старух и цвет вокруг художника в его, пожалуй, самой известной работе - автопортрете "Шинель отца"

И эти же старухи пришли на важную для меня, любимую до слёз, наполненную разнообразными образами, историями и смыслами, картину "Хороший человек была бабка Анисья".
Эта работа требует внимания. Это разворачивающаяся во времени и пространстве история разных людей, пришедших на похороны, и разных этапов их жизни
Давайте сначала сравним с первоначальным эскизом.
Вы видите, ушли интересные детали и отвлекающие смыслы: стадо в глубине, художник под зонтиком, игрушечная лошадка ребёнка, изменился стул слева. Вместо них наверху полетели птицы, упал осенний лист... И с уходом лишних деталей внимание сконцентрировалось на фигурах вокруг могилы...
Вот эти знакомые нам старухи с суровыми лицами, привыкшие хоронить, уже давно живущие вместе, без мужчин, и рялом - маленькая внучка в красном с листиком в руке, смотрящая на могилу...

Единственный в деревне выживший мужчина в капюшоне и его нерусская жена...
Женщина в красном, глядящая вниз и в прошлое...
Накрашенные девушки с высокими причёсками в ярких платках, тоже без мужчин, сбившиеся в стайку....
И одинокая старушка, смотрящая на...
...девочку в красном, отвернувшуюся от происходящего и смотрящую в другую сторону, другую жизнь...

Кто она? Может, та выросшая внучка, положившая листик на табуретку?
Почему она отвернулась? Куда направлен её взгляд?
Как сложится её жизнь?
Станет ли она той женщиной в красном пальто? Или та женщина - это и есть выросшая девочка?

Или девочка превратится в ту смотрящую на неё старушку?
Или же старушка, напоминающая образ матери художника, с ранее показанного автопортрета, видит через собственный опыт эту историю взросления и старения?
Ведь недаром стоят они в одной позе и смотрят в одну сторону...
А кто тот растерянный малыш на первом плане и мальчишка, залезший на осеннее дерево, и смотрящий на девочку и всё происходящее сверху?

Возможно это образы разных периодов и вариантов одной жизни и судьбы? Здесь и сам художник, и его мать, и девочка, ставшая, возможно, той женщиной, шагнувшей дальше в ранее созданном и показанном здесь "Моём дне", и старухи "северного цикла", и листва, навесающая над людьми, но уже не в летний полдень, а разгар осени...
Детали, цвета, позы, взгляды, символы, фантазии, воспоминания - художественный рассказ или фильм, разворачивающийся в нашем воображении....

Единственный цикл работ, созданный Попковым уже перед его неожиданной смертью, который показался мне менее интересным и оригинальным, посвящён Пушкину и его пребыванию в Михайловском. На мой взгляд, мифологизация и возвеличивание образа одного из талантливых поэтов 19 века, превращённого в икону, даже при попытке рассказать о нём человеческим языком, всё равно превращает произведения на эту тему в поп-искусство. И здесь это налицо....
Перекличка, возможно, в том, что и поэт, и художник были застрелены...
Хотя автор, конечно, тогда этого ещё не знал...


Виктор Попков был случайно убит инкассатором во время ссоры на дороге. Опять этот роковой возраст мужчин 42 года...
Получил Государственную премию посмертно.
Хотя и был обласканный властью, зарубежными выставками и поездками, известным советским художником, почти классиком, а отпевался в церкви. И, оказалось, немало его работ посвящены и религиозной тематике.

В художнике и человеке Викторе Попкове соединились идеи как советского искусства 60-х и начала 70-х, так и быт, драмы, трагедии, мечты, жизни человека этого времени... И они отразились в разных стилях, сюжетах, символах его работ краткого и весьма плодотворного творческого периода.

Вот ещё несколько таких разных робот художника перед прощанием с ним.

"Воскресенье" (автопортрет)
"9 мая"
Акварельный "Розовый мячик"
И снова эта девочка в красном, прыгающая через скакалку, над крышами, памятниками, церквями, умирающими деревнями, деревьями, птицами, гнёздами - над освещённой неярким нежным светом землёй
Эта выставка: вопросы и поиск ответов.
Погружение в мир художника и его творений.
Открывая то, мимо чего мы обычно пробегаем: входы и окошки в человеческие миры, переклички смыслов и образов, времен и историй...
Я увидел и почувствовал это. Возможно, вы увидите и поймете другое.
Восприятие искусства - это личная встреча и совпадение. У меня в этой встрече произошло такое совпадение. Возможно, у вас будет другое.
Поэтому лучше сами сходите на выставку или загляните в альбомы - и откройте для эту живопись и меняющиеся проявления личности художника. И тогда эта встреча станет лично вашей
Об искусстве