О жизни

Как искусство прорастает сквозь времена

Как связаны три древнерусских храма во Владимире, Боголюбове и Юрьеве-Польском друг с другом и зданием на Чистых прудах в Москве, построенном в начале 20 века.
Как перекликаются средневековый романский стиль и модерн.
Что мы видим как образцы архитектуры.
Насколько это совпадает с тем, что было.
Как связана реальность и наши фантазии.
И как одно прорастает в другом сквозь времена...

1 часть.
Изменение форм

Чтобы понять, о чём речь, посмотрим на эти храмы.

Церковь Покрова середины XII века возле Боголюбова.
Дмитриевский собор конца XII века во Владимире.
Георгиевский собор начало 13 века в Юрьеве - Польском.
Доходный дом церкви Троицы на Грязях (Чистые пруды) архитектора Сергея Вашкова 1908 года
А теперь об общем и разном в них. И о том, как это связано...

Общее для трёх храмов то, что они строились в домонгольский период. На протяжении века, и в близких друг от друга районах (Владимирская и Суздальское княжества).

До сих пор церковь Покрова на Нерли считается архитектурным образцом русской простой церкви. С момента строительства без сильных искажений в наше времени сохранился её основной объем.
Почти квадратный четверик: церковь крестово-купольная, четырёхстопная, трёхапсидная, одноглавая.
Если вы посмотрите на другие храмы, там та же самая структура. Но вы заметите и небольшие различия во внешнем облике храмов, и главное, как они по-разному к этой форме пришли.

Церковь Покрова на Нерли изначально не была столь лаконичной. Скорее всего изначально её опоясывали галереи с гульбищем наверху. И выглядела она так (реконструкция Воронина)
Постепенно её облик менялся. На время церковь стала частью Покровского монастыря. А старые галереи постепенно разрушались и, вероятно, к концу XVII века были снесены и полностью заменены новыми пристройками.

Затем храм постепенно приходил в упадок. И в XVIII веке его вообще собирались разобрать, кстати, с благословения Владимирского епископа. К счастью не хватило ни денег ни сил на это, и церковь осталась.

В XIX веке пристроили с северной стороны святые ворота с колокольней.

А в конце XIX века церковники устроили варварский ремонт здания, во время которого были сбиты остатки древних фресок и храм был обезображен ещё больше.

Надо отметить, что это общая тенденция отношения дореволюционной православной церкви к истории и архитектурным памятникам.

И вот в таком виде изменённый храм дошёл до конца девятнадцатого века
А это в начале XX века
Согласитесь, мало похожий как на оригинал, так и на нынешнюю всем известную церковь.

Кстати, новая угроза существования храма пришла в 1941 году, когда здесь хотели строить водохранилище, и был проект снесения церкви. Не было бы счастья, да несчастье помогло: с началом войны проект похоронили. Да и местные краеведы отстаивали это ценное строение.

Остатки пристроек вокруг основного здания четверика были разобраны постепенно после революции. А в конце восьмидесятых годов была сделана серьёзная реставрация. И мы теперь видим церковь в таком виде.
Внутри она пустая и уносящая ввысь. С остатками древнего каменного алтаря и стилизованным мозаичным крестом. Церковь отдана церкви, и вход свободный.
Да, она так прекрасна в своей простоте и строгости, на искусственной насыпи над заливными лугами, на слияние рек Клязьма и Нерль, весной оказываясь на острове.
Стоящая в одиночестве, хотя вокруг неё и суетятся люди.

И от Боголюбова к церкви через луга идёт дорога, путь по которой - это особый ритуал слияния с природой и предвкушения встречи с храмом. С вневремённостью, которую он излучает

Дмитриевский собор во Владимире построенный в конце XII века, по форме похож, но значительно крупнее и выглядит пышнее. Но это уже его нынешний вид
А изначально он также был окружён галереями, но не открытыми, а закрытыми, и соединён дворцом князя Всеволода, подобно тому как это было во дворце его предшественника Андрея Боголюбского в Боголюбове, где в местном монастыре сохранился этот арочный переход.

Но при Николае Первом в XIX веке было принято решение придать ему "первобытный вид", и по невежеству "хранители старины" снесли лестничные башни и галереи, и храм потерял свой первоначальный вид.
Это чуть не погубило храм, так как, оказывается, галереи старыми мастерами строились не просто так: они ещё имели функцию контрфорсов - и после их уничтожения по стенам пошли трещины.

А в конце XIX века церкви пристроили ещё звонницу и, как было тогда принято, совсем в другом стиле.
И получилось вот так
К счастью, сразу после революции памятник отнесли к историческому наследию и сохраняли как музей. И в 1918, затем 1950 и в нулевые годы нынешнего века здесь были проведены реставрации.

И в результате он обрёл такой вид, без конструктивных излишеств, которые мы сейчас знаем и можем лицезреть
Также пуст и высок внутри. Но, к счастью, сохранились фрагменты фресок XII века. И в частности композиции "Страшный суд" с евангелистами, ангелами и святыми, а также праведниками в райских кущах
Таким образом, оба канонических образца древнерусской архитектуры, оказывается, изначально выглядели по-другому, их нынешней общеизвестный вид - это уже следствие их изменений во времени.

В этом я вижу перекличку, например, с нынешним восприятием дошедших до нас древнегреческих храмов....
Мы видим не то что было, а то что дошло до нас через время, и это значительно отличается от оригинала. И именно этим мы восхищаемся

Ещё интереснее, как изменился со временем Георгиевский собор Юрьева- Польского.
Тем более он был взят за образец для строительства Успенского собора в Москве - первого каменного храма новой столицы.

Но когда подходишь к Георгиевскому собору, то несколько обескуражен его внешним видом. Почему?
Да всё тот же храм Владимиро - суздальской школы: крестообразный, простой четверик, почти квадратный, трех-нефный с выпирающими апсидами, одноглавый.

Но при этом он выглядит не таким стройным, как вышеописанный соборы, а приземистым и низким
Дело в том, что изначально он был значительно выше, имел другие пропорции, И, кстати, был свободен от утяжеляющих галерей, как это было с двумя предыдущими храмами. То есть он в большей степени соответствовал тому, что мы считаем сейчас образцом строгого древнерусского храма.

И согласно реконструкции Столетова выглядел примерно так. И другие варианты реконструкции не сильно от этого отличаются
Но в XV веке значительная часть здания обрушилась, и в конце этого века под руководством Василия Ермолина по приказу великого князя московского собор был восстановлен. И это к счастью! Ибо тогда с реконструкциями не церемонились. Нужно было - старый храм или целый монастырь безжалостно сносили, а на их место строили новоделы. И это было по всей Европе, не только на Руси.
В свою очередь, новоделы тоже старели, становились предметом древности, и их сносили или перестраивали тоже.

Ценность истории культуры и архитектуры прошлого была осознана только в XIX веке.

И потому удивительно, что мастер не пошёл общепринятым путём, а восстановил храм из тех камней, которые остались. Не только храм, но и те барельефы, которые были на нём. И о которых мы ещё расскажем.

Но ведь тогда не было науки реконструкции, чертежей, планов - делали на глазок, как могли.
А потому здание потеряло первоначальные пропорции, понизилось, стало выглядеть грубее. А барельефы были перепутаны, расположены, как их понимал мастер. И ныне превратились в ребус, который разгадывает исследователи и любители.

В последующие века к храму ещё многое пристраивали: колокольню, ризницу, расширили Троицкий предел - и первоначальное строение к концу 19 века почти утонуло в позднейших пристройках.
Конечно, это привело в ужас знатоков истории архитектуры, как светских, так и религиозных, и было принятое решение очистить храм от этих пристроек. И ещё до революции разобрали Троицкий предел и построили рядом новый краснокирпичный Троицкий собор.
Но окончательный разбор и возвращение внешнего вида были осуществены в двадцатые - тридцатые годы под руководством великих, на мой взгляд, реставраторов и спасителей русской архитектуры Петра Барановского и Игоря Грабаря.
Потом были другие реставрации и позже в советское время.
И здание дошло до нас вот в таком виде.

Кстати, сейчас снова разваливается, требует новой реставрации, и сейчас внутри закрыто для посещения.

Таким образом, три знаменитых памятника древнерусской до-монгольской архитектуры, описанные здесь, имеют с одной стороны схожие истории, с другой - свои отличия.

Конечно они грабились и разрушались монголо-татарами, затем пережили иные нелёгкие времена, надстраивались, очищались от пристроек, и вот дошли до нас в таком виде.

И это чудо, что они сохранились, что мы можем их видеть, представлять, как было тогда.

Интересно что их нынешняя форма, повторю, принятая за канонический образец русского храма, на самом деле, это уже произведение времени. То есть она включает в себя как истоки, так и последующие изменения. Реальность и наша фантазии.

И в этом величие искусства: оно живёт во времени, меняясь с ним и вместе с нами.

Кстати, доходный дом церкви Троицы архитектора Сергея Вашкова, хотя и был построен, казалось, недавно, в начале XX века, тоже подвергся перестройке.

Это был доходный дом конструктивно очень простой прямоугольный в пять этажей с двумя подъездами, но приятная деталь - с шатровой кровлей.

Интересный переход от неорусской эклектики к рациональному модерну.
Но в советское время его решили достроить двумя этажами И для этого сняли решетку крыши, демонтировали балкон и шатровую кровлю. Да ещё добавили внизу стилизованное крыльцо.
Вот в таком виде мы можем это здание сейчас наблюдать.

И в этом здании частично повторилась судьба вышеописанных храмов.

А почему я соединил древнерусские храмовые строения с доходным домом эпохи модерна?
Конечно, их ещё объединяют уникальные барельефы на стенах.
Связующие их с романской и готической архитектурой Европы, и при этом имеющие свой местный русский характер.

И конечно об этом особый рассказ!...
Ибо все эти здания уникальны своим декоративным оформлением и при этом взаимосвязаны.

Смотрите и читайте продолжение...

2 часть
Кто живёт на этих стенах
Стены этих трёх храмов, построенных в середине и конце 12 и начале 13 века, богато украшены различными настенными изображениями - барельефами.

Этим они отличаются от других древнерусских храмов, где стены обычно гладкие или декорирование весьма аскетичное.

Вот по порядку: Покрова на Нерли, Дмитриевский собор, Георгиевский собор...
Здесь иллюстрированный сборник верований, фантазий, преданий.
На стенах и святые, и фантастические звери, и диковинные растения, и царь Давид, и Александр Македонский, и Спас, и исторические персонажи...

Очевидно, что это влияние романского искусства Западной Европы. Где скульптура играет важную роль в украшении фасадов и порталов.

Но, конечно, есть что-то своё: одновременно и наивное, и разнообразное, и такое богатое именно на стенах - что я более нигде не видел.

Значению этих символов, разгадыванию, что за зверь, поиску деталей можно уделить много внимания. Это интереснейшее путешествие вглубь твой эпохи...

И эти средневековые изображения затем повлияли на Сергея Вашкова, создавшего описываемый "Дом со зверями" на Чистых прудах.
Итак, давайте их рассмотрим...

Начнём с самого старого из описываемых храмов - Покрова на Нерли.

Вот общий вид одной из сторон.
Естественно украшения - со всех четырёх.
Ходи по кругу - наблюдай и разгадывай.
Так как соседний дворец и храм в Боголюбове строился в то же время, как и Успенский собор Владимира, с участием приглашённых князем Андреем Боголюбским немецких мастеров, то связь эстетическая и техническая этих изображений с романским искусством Западной Европы очевидна.

Кстати, вот и очевидное романское влияние в сохранившейся части дворца в Боголюбово
Нижняя часть храма, вероятно там, где и были галереи, гладкий.
Выше идет со всех сторон аркатурный колончатый пояс.
И с него на нас смотрят различные мордочки и звери, подобные романским горгульям.

А над ними - сохранившиеся изображения.
Да, их не так много, как на следующих описываемых храмах.
И не всё дошло до наших дней.

Но видно, что в центре северной и южной частей - Царь Давид, поющий или проповедующий.
А снизу и сбоку на него смотрят львы, птицы и фантастические твари типа грифонов. И ещё человечески лица
Но можно сказать, что этот храм ещё довольно аскетичен по оформлению. Почему? Во-первых это более раннее время, во-вторых всё же это не центральный княжеский храм.

Самый богатый и целостный по внешнему оформлению - это, конечно, княжеский Дмитриевский собор уже конца XII века, более богатый и выстроенный при Всеволоде Большое гнездо.

Ему посвящено немало исследований и монографий. Поэтому я просто поделюсь с вами своими впечатлениями. А детали при желании вы изучите сами. И лучше всего это делать на месте.

Здесь также цокольная часть гладкая, но с декорированными растительными порталами, а над ней аркадный пояс со множеством переплетающихся зверей, человеческих фигур святых и растений между колоннами и в основании их.
И верхняя часть уже богато декорированное каменное панно со множеством символов, растений и сюжетов, где также по центру - царь Давид.
Внутри храма есть стенды, показывающие эти изображения и раскрывающие их смысл. Потому что незнающему многое непонятно.
Здесь есть даже летящий на небо Александр Македонский и человекодракон
Вооружившись этими подсказками можно долго разглядывать богатые орнаменты, выискивая интересные детали и разгадывая загадки

Георгиевский собор Юрьева - Польского стал последним шедевром Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества. За несколько лет до нашествия монголов и последующего упадка. Строился, вероятно, по проекту и с участием местного князя Святослава. Хотя, вроде, известно и имя галичского мастера артели Бакая, который оставил свой автограф, который я так и не смог разглядеть, возле лика Спаса Нерукотворного.
Кстати, на той же северной стороне есть и изображение головы самого князя Святослава. Так что создатели храма встретились и здесь.
И как вы видите, самые богатые изображения с этой стороны - над входом в храм.
И здесь вверху по центру не Давид, а уже Георгий Победоносец
Как в других храмах восточная сторона, где апсиды, более аскетичная
Зато южная - - пиршество фигур и сюжетов. Тем более, как мы знаем, в XV веке при восстановлении церкви барельефы были расставлены в произвольном, на вкус реставратора, порядке.

И поэтому связь между ними порой проследить сложно. Но так интересно...
Здесь и святые, и головки, и райские птицы, и грифоны, и львы, и голуби, и птицы Сирин, и прорастающие кресты, и растения, и даже медведь - только смотри с открытым ртом и разгадывай....
И по центру - Богородица Оранта, в окружении растительного орнамента
С западной стороны тоже есть на что посмотреть, но сохранилось меньше. Интересен резной портал
Есть барельефы более выпуклые - видно, что хорошо реставрированные. Есть более плоские и стёртые...
Интересны боковые и угловые капители с тройными головками, как в европейских романских храмах. Но ведь это и есть, по сути, русский романский стиль.
И если внимательно поискать, можно найти разных интересных персонажей. Вроде льва или Алконоста - птицы с человеческим лицом...
и даже с северной стороны над левым капителием, если отойти назад - слона!
Правда, очень маленького. Где могли его видеть создатели храма - загадка
Да и многое в оформлении этого храма для нас жителей другой эпохи и культуры уже загадочно. Начиная от логики авторов или реконструкторов и завершая значениями и смыслами изображений...

А вот как архитектор начала XX века, создававший неорусские и модерновые строения, Сергей Вашков, познакомившись с оформлением описанных мной храмов, творчески переработал эти изображения и создал ещё одно прекрасное произведение искусств.
И хотя это оформление доходного дома находящейся рядом церкви Троицы, вы видите, изображений святых и явно религиозной тематики здесь уже нет.

Зато витиеватые растения и цветы, фантастические животные и птицы, любимые модерном совы, а также олени, утки с короной, грифоны, крылатые звери, двойная птица Сирин, дракон и даже пожирающий антилопу лев...

Эффектно: белая лепнина на синем фоне. Растительные стекающие вниз полуколонны...
А древнерусские фигуры и мотивы гротескно преувеличены и сказочно эстетизированы во вкусе новой эпохи

Так древнерусское искусство проросло в XX веке. Описанные произведения родились накануне монгольского нашествия, надолго погрузившего наши культуру и зодчество в темень. А модерновая их интерпретация родилась тоже буквально за несколько лет до мировой войны и революции, снова приведших наше искусство в упадок.

И каждый раз, после падений, русская культура и архитектура возрождалась. Меняясь, создавая новые формы и стили...

И я вижу, как эти достижения прошлого прорастают в нашей культуре.
Так у описанных мной храмов немало современных воспроизведений и подражаний. И на здоровье!

И то, что творческое начало не угасло и рождает вновь и вновь новые произведения искусства и архитектуры, даёт энергию для созидания и надежды
Архитектура как образ мира