О жизни

Поздний модерн Воронежа

Хотя дореволюционный Воронеж на рубеже веков и был крупным купеческим городом, судя по сохранившейся его архитектуре, оставался консервативным, и современные тогда европейские и столичные веяния доходили до него поздно и мало на него повлияли.

Практически все обнаруженные здания стиля модерн относятся к десятым годам нового века, когда в Европе и российских столицах стиль уже был на излёте, и процветал только в других более развитых русских провинциальных городах.

Потому здесь модерн оказался, за редкими исключениями, довольно однообразный:
рационалистический, симметричный, строгий, без эркеров и волнистых линий ар нуво, со скромным декором - уже переходящий в более популярный нео-классицизм.

Конечно, в Воронеже есть и эклектика: купцы и нувориши повсюду ее любили.
Вот удачный пример гостиницы Самохвалова с элементами неорусского стиля на проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской)
А вот линия домов этой центральной улицы:
эклектика - неоклассицизм - модерн -
как наглядный путеводитель по архитектуре начала 20 века
И все же основной облик центра Воронежа, как консервативного провинциального города в эту эпоху, вижу определяли краснокирпичный традиционный стиль, классицизм и его последователи, немного эклектики, а уж модерн совсем редок.
И чаще всего это его соединение с неоклассицизмом.

В эти десятые годы главным архитектором города был Михаил Замятнин.
И понятно, что самые лакомые и денежные проекты доставались ему.

И хотя ему здесь и принадлежит большинство зданий модерна, видно, что он склонялся к неоклассицизму. И потому созданный им местный модерн находится уже в стадии перехода туда.

И вот примеры этого.
Самый ранний из обнаруженных мной примеров модерна предположительно его авторства ещё 1906 года - дом Шведченко (Дзержинского 16).
Здание угловое,с интересной угловой полу-башенкой. Самая старая его часть - на улице Плеханова.
Без особого декора, довольно строгое.
При этом асимметрично, что редко для местного модерна.
Балкончики его оживляют.
А рядом - его же здание Волжско-Камского банка (Плехановская улица, 10) 1915 года - уже явный неоклассицизм.
Но пышно и несколько эклектично декорированный. И тоже слегка асимметричный.

Его авторства дома Сомова и Петрова (Энгельса 21 и 19), стоящие бок о бок, где второй пока закрыт реставраций, по форме симметричные и неоклассические. Но эффектно украшены модерновыми женскими масками.

Мне лично нравится его авторства Дом Ивановой ( ул. Никитинская, 3).
Хорошо отреставрирован. Изящное сочетание синей и нежно-желтой гладкой и ребристой штукатурки с разноцветной плиткой.
При этом симметричен, без излишеств и строг.

В модерново - неоклассическом стиле Замятнина выстроены и эти здания (авторство неизвестно) на улице Платонова - дом Ковыряловой и соседний с ним того же времени (1912).

И рядом - необычное для архитектора строение Здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка — ул. Орджоникидзе, 41.
Да, элементы неоклассицизма также видны.

Но здесь архитектор разгулялся и с асимметрией, и поиграл с ризолитом и окнами, и украсил угол округлым завершением, а фасад покрыл кирпичиком-плиткой "кабанчик", что популярно для Москвы, но более в Воронеже я не видел.

Ну, и, конечно, более всего об архитекторе и его вкусах говорит его собственный дом на ул. Алексеевского, 12, выстроенный в 1912 году.

Строгие симметричные формы и цвета неоклассицизма. Античные фигуры на боковых аттиках.
Классический декор.
И при этом легкомысленные, не решетчатые, а кирпичные, ренессансно - модерновые балконы с женскими головами, пышные растительные мотивы повсюду.
И сова под центральным балконом явно прилетела сюда в гости из "северного модерна".

Также строгий симметричный рациональный модерн мы можем видеть в доме Сомова архитектора П Медведева, построенный в 1912 году.
Но живость ему придает овал вокруг центрального входа.
Дом известен тем, что здесь жил Самуил Маршак, и ему здесь поставлен прекрасный памятник.

И строгий, при этом изобретательный и красивый дом Клигмана архитектора Гайна 1912 года постройки на углу Никитинской и Плеханова
Та же симметрия и отсутствие декора. Но получилось празднично.
Редкие для города, чаще в европейской архитектуре, романтичные ренессансные завершения над тремя ризолитами. И более разнообразное покрытие фасада: ярко розовый кирпич и серая и светлая штукатурка.
Эффектный неоготический вход с пилястрами и решётками, перекликающийся с верхом.
И множество весёлых баллончиков с модерновыми решетками
Скорее, решётки уже новые. Но получилось стильно, изящно и торжественно

Любопытен и недавно отреставрированный и поменявший цвет дом Кричевского (Белоусова) на Карла Маркса 51.
Со стороны, вроде неоклассицизм. Но нет: ассиметричный, первый резолит декорирован под классицизм, левый - под необарокко. Раньше здесь был ещё шатёр и модерновые балконы.

И, конечно, самое заметное и известное здание модерна находится на проспекте Революции - это гостиница "Бристоль".
Построена в 1910 году московским инженером Фурмановым. И разительно отличается от всей воронежской архитектуры. Разве что, кроме излюбленной здесь симметрии. Мимо него не пройти!
Огромные и разнообразной формы окна, балконы по всему фасаду с разными решётками, ризолиты с рогатыми завершениями и модерновыми гирляндами, разнообразие отделки. И всё это благодаря передовым технологиям железобетона.
Привет передовой Европе!
Хотя снова и здесь дань воронежским вкусам - симметрия и отсутствие эркеров.
Расположение: первый этаж - магазин, второй - ресторан с открытой кухней, третий и четвёртый - номера....
Конечно, это вершина воронежского модерна. Модерна чистом виде.

Но есть и другие оригинальные здания, не столь масштабные, что явно относятся к нашему стилю.
Их можно найти, если спуститься от проспекта ниже к реке и попетлять среди кварталов частного сектора
Уютный дом Вартанова, построенный в 1912 ( 20-летия ВЛКСМ, 48).
Ризолит с модерновым завершением и линиями, приятная плитка двух цветов, и оригинально: балкон над въездной аркой за пределами дома.

Другие здания находятся пока в худшем состоянии...
В доходный дом Миллера (Суконова Правая 5) страшно входить. Но следы былого величия 1916 года заметить можно. Интересный центральный ризолит с узкими окнами. Опять симметрично.
Выживет ли этот дом?
Дом Березникова, построенный в 1912 (Пятницкого 24) - редкий случай сохранившегося здесь частного дома.
Здесь явная асимметрия, вход слева, линии модерна по фасаду, имитация плитки справа под аттиком.

Еще недавно здесь было больше окон и другая крыша. Состояние, как видите, тоже не очень.

И ещё несколько зданий модерна в этом районе.
Дом Штемпеля. Построен в 1911 г. для дворянина Штемпеля по проекту известного нам по дому Сомова техника-архитектора П.И. Медведева
Асимметричный модерн, выросший из краснокирпичной архитектуры, которой здесь много.
В правом ризолите одно окно зачем-то залепили

Чуть дальше за домом Замятнина на ул. Алесеевская 20 - дом Лагутина.
То же время, и так же просто.
Но здесь я отметил бы популярную в Воронеже и оживляющую дом разноцветную глазированную плитку. А также остатки растительного декора на левом аттике. Это делает веселее в целом простое строение.
А сухое дерево перед ним придаёт символический смысл этим печальным и полузаброшенным зданиям, некогда востребованным и привлекательным, ныне постаревшим и ждущим своей участи

Гуляя по городу кое где ещё можно заметить черты некогда процветающего, хотя и пришедшего сюда на закате, отодвинутого в сторону стиля
Конечно, при внимании и настойчивости можно найти и другие его образцы. Но, в общем, как я уже писал, для такого города модерна немного.

Вывод из знакомства с Воронежем:
за исключением некольких образцов местный модерн относится к его позднему воплощению - рационалистическому, преимущественно симметричному, без эркеров и богатого декора. В основном коммерческое и функциональное доходное жильё или банки.
Влияние европейских национальных стилей (ар нуво, сецессион, гауди, северный модерн) незначительно.
Более - влияние неоклассицизма.
Особняком - европейский и смелый отель "Бристоль".
Где-то состояние зданий печальное, где-то уже восстановлены и смотрятся хорошо. И сейчас с этим становится лучше.
Но даже то немногое, что осталось, рассказывает о замечательном и противоречивом времени начала века, когда ещё многое только начиналось и ожидалось, придумывалось и создавалось. О том расцвете искусства и архитектуры, что случился тогда в России.
Но потом был сметён войной и революцией, социализмом и новой войной, советским временем и постсоветским развалом, нынешней коммерческой застройкой, возвышающейся над прежним городом... И это время пробивается сквозь это к нам, через век.
Придавая новый смыслы и вкусы нам и нашему времени
"Времена не выбирают,
В них живут и умирают"

А я выбираю среди умерших времён то, что живо
P.S.
Благодарю Нелли Фролову: https://vk.com/nelly_frolova за экспертные советы и подаренную ею карту зданий модерна Воронежа
Архитектура как образ мира