Хотя дореволюционный Воронеж на рубеже веков и был крупным купеческим городом, судя по сохранившейся его архитектуре, оставался консервативным, и современные тогда европейские и столичные веяния доходили до него поздно и мало на него повлияли.
Практически все обнаруженные здания стиля модерн относятся к десятым годам нового века, когда в Европе и российских столицах стиль уже был на излёте, и процветал только в других более развитых русских провинциальных городах.
Потому здесь модерн оказался, за редкими исключениями, довольно однообразный:
рационалистический, симметричный, строгий, без эркеров и волнистых линий ар нуво, со скромным декором - уже переходящий в более популярный нео-классицизм.
Конечно, в Воронеже есть и эклектика: купцы и нувориши повсюду ее любили.
Вот удачный пример гостиницы Самохвалова с элементами неорусского стиля на проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской)
Практически все обнаруженные здания стиля модерн относятся к десятым годам нового века, когда в Европе и российских столицах стиль уже был на излёте, и процветал только в других более развитых русских провинциальных городах.
Потому здесь модерн оказался, за редкими исключениями, довольно однообразный:
рационалистический, симметричный, строгий, без эркеров и волнистых линий ар нуво, со скромным декором - уже переходящий в более популярный нео-классицизм.
Конечно, в Воронеже есть и эклектика: купцы и нувориши повсюду ее любили.
Вот удачный пример гостиницы Самохвалова с элементами неорусского стиля на проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской)


А вот линия домов этой центральной улицы:
эклектика - неоклассицизм - модерн -
как наглядный путеводитель по архитектуре начала 20 века
эклектика - неоклассицизм - модерн -
как наглядный путеводитель по архитектуре начала 20 века

И все же основной облик центра Воронежа, как консервативного провинциального города в эту эпоху, вижу определяли краснокирпичный традиционный стиль, классицизм и его последователи, немного эклектики, а уж модерн совсем редок.
И чаще всего это его соединение с неоклассицизмом.
И чаще всего это его соединение с неоклассицизмом.
В эти десятые годы главным архитектором города был Михаил Замятнин.
И понятно, что самые лакомые и денежные проекты доставались ему.
И хотя ему здесь и принадлежит большинство зданий модерна, видно, что он склонялся к неоклассицизму. И потому созданный им местный модерн находится уже в стадии перехода туда.
И вот примеры этого.
Самый ранний из обнаруженных мной примеров модерна предположительно его авторства ещё 1906 года - дом Шведченко (Дзержинского 16).
И понятно, что самые лакомые и денежные проекты доставались ему.
И хотя ему здесь и принадлежит большинство зданий модерна, видно, что он склонялся к неоклассицизму. И потому созданный им местный модерн находится уже в стадии перехода туда.
И вот примеры этого.
Самый ранний из обнаруженных мной примеров модерна предположительно его авторства ещё 1906 года - дом Шведченко (Дзержинского 16).


Здание угловое,с интересной угловой полу-башенкой. Самая старая его часть - на улице Плеханова.
Без особого декора, довольно строгое.
При этом асимметрично, что редко для местного модерна.
Балкончики его оживляют.
Без особого декора, довольно строгое.
При этом асимметрично, что редко для местного модерна.
Балкончики его оживляют.



А рядом - его же здание Волжско-Камского банка (Плехановская улица, 10) 1915 года - уже явный неоклассицизм.
Но пышно и несколько эклектично декорированный. И тоже слегка асимметричный.
Но пышно и несколько эклектично декорированный. И тоже слегка асимметричный.


Его авторства дома Сомова и Петрова (Энгельса 21 и 19), стоящие бок о бок, где второй пока закрыт реставраций, по форме симметричные и неоклассические. Но эффектно украшены модерновыми женскими масками.



Мне лично нравится его авторства Дом Ивановой ( ул. Никитинская, 3).
Хорошо отреставрирован. Изящное сочетание синей и нежно-желтой гладкой и ребристой штукатурки с разноцветной плиткой.
Хорошо отреставрирован. Изящное сочетание синей и нежно-желтой гладкой и ребристой штукатурки с разноцветной плиткой.


При этом симметричен, без излишеств и строг.


В модерново - неоклассическом стиле Замятнина выстроены и эти здания (авторство неизвестно) на улице Платонова - дом Ковыряловой и соседний с ним того же времени (1912).



И рядом - необычное для архитектора строение Здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка — ул. Орджоникидзе, 41.


Да, элементы неоклассицизма также видны.
Но здесь архитектор разгулялся и с асимметрией, и поиграл с ризолитом и окнами, и украсил угол округлым завершением, а фасад покрыл кирпичиком-плиткой "кабанчик", что популярно для Москвы, но более в Воронеже я не видел.
Но здесь архитектор разгулялся и с асимметрией, и поиграл с ризолитом и окнами, и украсил угол округлым завершением, а фасад покрыл кирпичиком-плиткой "кабанчик", что популярно для Москвы, но более в Воронеже я не видел.


Ну, и, конечно, более всего об архитекторе и его вкусах говорит его собственный дом на ул. Алексеевского, 12, выстроенный в 1912 году.
Строгие симметричные формы и цвета неоклассицизма. Античные фигуры на боковых аттиках.
Классический декор.
Строгие симметричные формы и цвета неоклассицизма. Античные фигуры на боковых аттиках.
Классический декор.



И при этом легкомысленные, не решетчатые, а кирпичные, ренессансно - модерновые балконы с женскими головами, пышные растительные мотивы повсюду.
И сова под центральным балконом явно прилетела сюда в гости из "северного модерна".
И сова под центральным балконом явно прилетела сюда в гости из "северного модерна".



Также строгий симметричный рациональный модерн мы можем видеть в доме Сомова архитектора П Медведева, построенный в 1912 году.


Но живость ему придает овал вокруг центрального входа.

Дом известен тем, что здесь жил Самуил Маршак, и ему здесь поставлен прекрасный памятник.


И строгий, при этом изобретательный и красивый дом Клигмана архитектора Гайна 1912 года постройки на углу Никитинской и Плеханова
Та же симметрия и отсутствие декора. Но получилось празднично.
Та же симметрия и отсутствие декора. Но получилось празднично.


Редкие для города, чаще в европейской архитектуре, романтичные ренессансные завершения над тремя ризолитами. И более разнообразное покрытие фасада: ярко розовый кирпич и серая и светлая штукатурка.
Эффектный неоготический вход с пилястрами и решётками, перекликающийся с верхом.
И множество весёлых баллончиков с модерновыми решетками
Скорее, решётки уже новые. Но получилось стильно, изящно и торжественно
Эффектный неоготический вход с пилястрами и решётками, перекликающийся с верхом.
И множество весёлых баллончиков с модерновыми решетками
Скорее, решётки уже новые. Но получилось стильно, изящно и торжественно


Любопытен и недавно отреставрированный и поменявший цвет дом Кричевского (Белоусова) на Карла Маркса 51.
Со стороны, вроде неоклассицизм. Но нет: ассиметричный, первый резолит декорирован под классицизм, левый - под необарокко. Раньше здесь был ещё шатёр и модерновые балконы.
Со стороны, вроде неоклассицизм. Но нет: ассиметричный, первый резолит декорирован под классицизм, левый - под необарокко. Раньше здесь был ещё шатёр и модерновые балконы.


И, конечно, самое заметное и известное здание модерна находится на проспекте Революции - это гостиница "Бристоль".
Построена в 1910 году московским инженером Фурмановым. И разительно отличается от всей воронежской архитектуры. Разве что, кроме излюбленной здесь симметрии. Мимо него не пройти!
Построена в 1910 году московским инженером Фурмановым. И разительно отличается от всей воронежской архитектуры. Разве что, кроме излюбленной здесь симметрии. Мимо него не пройти!


Огромные и разнообразной формы окна, балконы по всему фасаду с разными решётками, ризолиты с рогатыми завершениями и модерновыми гирляндами, разнообразие отделки. И всё это благодаря передовым технологиям железобетона.
Привет передовой Европе!
Хотя снова и здесь дань воронежским вкусам - симметрия и отсутствие эркеров.
Привет передовой Европе!
Хотя снова и здесь дань воронежским вкусам - симметрия и отсутствие эркеров.


Расположение: первый этаж - магазин, второй - ресторан с открытой кухней, третий и четвёртый - номера....

Конечно, это вершина воронежского модерна. Модерна чистом виде.
Но есть и другие оригинальные здания, не столь масштабные, что явно относятся к нашему стилю.
Их можно найти, если спуститься от проспекта ниже к реке и попетлять среди кварталов частного сектора
Уютный дом Вартанова, построенный в 1912 ( 20-летия ВЛКСМ, 48).
Ризолит с модерновым завершением и линиями, приятная плитка двух цветов, и оригинально: балкон над въездной аркой за пределами дома.
Их можно найти, если спуститься от проспекта ниже к реке и попетлять среди кварталов частного сектора
Уютный дом Вартанова, построенный в 1912 ( 20-летия ВЛКСМ, 48).
Ризолит с модерновым завершением и линиями, приятная плитка двух цветов, и оригинально: балкон над въездной аркой за пределами дома.




Другие здания находятся пока в худшем состоянии...
В доходный дом Миллера (Суконова Правая 5) страшно входить. Но следы былого величия 1916 года заметить можно. Интересный центральный ризолит с узкими окнами. Опять симметрично.
Выживет ли этот дом?
В доходный дом Миллера (Суконова Правая 5) страшно входить. Но следы былого величия 1916 года заметить можно. Интересный центральный ризолит с узкими окнами. Опять симметрично.
Выживет ли этот дом?


Дом Березникова, построенный в 1912 (Пятницкого 24) - редкий случай сохранившегося здесь частного дома.
Здесь явная асимметрия, вход слева, линии модерна по фасаду, имитация плитки справа под аттиком.
Здесь явная асимметрия, вход слева, линии модерна по фасаду, имитация плитки справа под аттиком.

Еще недавно здесь было больше окон и другая крыша. Состояние, как видите, тоже не очень.
И ещё несколько зданий модерна в этом районе.
Дом Штемпеля. Построен в 1911 г. для дворянина Штемпеля по проекту известного нам по дому Сомова техника-архитектора П.И. Медведева
Асимметричный модерн, выросший из краснокирпичной архитектуры, которой здесь много.
В правом ризолите одно окно зачем-то залепили
Дом Штемпеля. Построен в 1911 г. для дворянина Штемпеля по проекту известного нам по дому Сомова техника-архитектора П.И. Медведева
Асимметричный модерн, выросший из краснокирпичной архитектуры, которой здесь много.
В правом ризолите одно окно зачем-то залепили



Чуть дальше за домом Замятнина на ул. Алесеевская 20 - дом Лагутина.
То же время, и так же просто.
Но здесь я отметил бы популярную в Воронеже и оживляющую дом разноцветную глазированную плитку. А также остатки растительного декора на левом аттике. Это делает веселее в целом простое строение.
То же время, и так же просто.
Но здесь я отметил бы популярную в Воронеже и оживляющую дом разноцветную глазированную плитку. А также остатки растительного декора на левом аттике. Это делает веселее в целом простое строение.



А сухое дерево перед ним придаёт символический смысл этим печальным и полузаброшенным зданиям, некогда востребованным и привлекательным, ныне постаревшим и ждущим своей участи
Гуляя по городу кое где ещё можно заметить черты некогда процветающего, хотя и пришедшего сюда на закате, отодвинутого в сторону стиля



Конечно, при внимании и настойчивости можно найти и другие его образцы. Но, в общем, как я уже писал, для такого города модерна немного.
Вывод из знакомства с Воронежем:
за исключением некольких образцов местный модерн относится к его позднему воплощению - рационалистическому, преимущественно симметричному, без эркеров и богатого декора. В основном коммерческое и функциональное доходное жильё или банки.
Влияние европейских национальных стилей (ар нуво, сецессион, гауди, северный модерн) незначительно.
Вывод из знакомства с Воронежем:
за исключением некольких образцов местный модерн относится к его позднему воплощению - рационалистическому, преимущественно симметричному, без эркеров и богатого декора. В основном коммерческое и функциональное доходное жильё или банки.
Влияние европейских национальных стилей (ар нуво, сецессион, гауди, северный модерн) незначительно.
Более - влияние неоклассицизма.
Особняком - европейский и смелый отель "Бристоль".
Особняком - европейский и смелый отель "Бристоль".
Где-то состояние зданий печальное, где-то уже восстановлены и смотрятся хорошо. И сейчас с этим становится лучше.
Но даже то немногое, что осталось, рассказывает о замечательном и противоречивом времени начала века, когда ещё многое только начиналось и ожидалось, придумывалось и создавалось. О том расцвете искусства и архитектуры, что случился тогда в России.
Но потом был сметён войной и революцией, социализмом и новой войной, советским временем и постсоветским развалом, нынешней коммерческой застройкой, возвышающейся над прежним городом... И это время пробивается сквозь это к нам, через век.
Придавая новый смыслы и вкусы нам и нашему времени
Но потом был сметён войной и революцией, социализмом и новой войной, советским временем и постсоветским развалом, нынешней коммерческой застройкой, возвышающейся над прежним городом... И это время пробивается сквозь это к нам, через век.
Придавая новый смыслы и вкусы нам и нашему времени

"Времена не выбирают,
В них живут и умирают"
А я выбираю среди умерших времён то, что живо
В них живут и умирают"
А я выбираю среди умерших времён то, что живо
P.S.
Благодарю Нелли Фролову: https://vk.com/nelly_frolova за экспертные советы и подаренную ею карту зданий модерна Воронежа
Благодарю Нелли Фролову: https://vk.com/nelly_frolova за экспертные советы и подаренную ею карту зданий модерна Воронежа