О жизни

Москва - Петушки на новом месте

"Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй..."

На площади Борьбы по-новому увидел скульптуру "Москва-Петушки": фигура подвыпившего Венички, держащегося за вывеску "Москва" и напротив него, на другом конце сквера - красавица с длинной косой, которая ждёт его на станции "Петушки".
На постаменте первой фигуры выбита ерофеевская цитата:
"Нельзя доверять мнению человека который ещё не успел похмелился!"

Второй -
"В Петушках... жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет".
Для нас, рождённых в шестидесятые и последние десятилетия советского времени, Юрий Трифонов, Людмила Петрушевская и, конечно же, Веня Ерофеев стали родными классиками, рассказывавшими о нас и нашем времени - о чём-то большем.

А ёрнически-парадоксальный Веничка с его портфелем, набитым алкоголем, глобально-угарными размышлениями о жизни и бесконечной дорогой в электричке из Москвы в мифические Петушки по сути стал новым "героем нашего времени"...

Первоначально скульптура Кузнецова и Мансерова, состоящая из двух фигур, была разделена. Веничка стоял у Курского вокзала, откуда он отправлялся в свой бесконечный путь. А рыжеволосая красавица ждала его возле станции Петушки.

Идея замечательная. Но, предполагаю, что большинство спешащих на поезда, ничего не знали ни о Веничке, ни о его мечте - и смысл, заложенный в этом разделении и ожидании, пробегал мимо них...

"Странно видеть такое начало. Будто видишь с «Ы» начинающееся слово"

Потому вторым местом расположение этой скульптуры, объединившем героев, стала московская площадь Борьбы, где литературный Веничка по дороге к Курскому "выпил стакан кориандровой".

И вот третий вариант расположения диалога наших героев.
Теперь, на той же площади, они смотрят друг на друга с разных концов по-московски обновленного и ухоженного сквера. А между ними - железнодорожный путь как пешеходная дорожка, по которой они так никогда и не пройдут друг к другу, но мы можем их соединить, двигаясь по ней.
Если герой Веничка считается альтер-эго писателя, то кто она - эта рыжеволосая красавица с косой и в коротком платьице?
Может, идеальный образ возлюбленной или же русская провинция, как женщина вдохновляющая и ждущая московского героя, или же недоступная и невозможная любовь, или же сама смерть?...

"Случалось, конечно, случалось, что и она была ядовитой, но это всё вздор, это всё в целях самообороны и чего-то там такого женского — я в этом мало понимаю. Во всяком случае, когда я её раскусил до конца, яду совсем не оказалось, там была малина со сливками"
Мне кажется, площадь Борьбы - замечательное место для этой скульптуры и по названию, и расположению.

Мне кажется, площадь Борьбы - замечательное место для этой скульптуры и по названию, и расположению
Рядом - дом, где родился Фёдор Достоевский и Есенин-центр, музеи ГУЛАГа и Толерантности, черз квартал на углу памятник Неизвестному поэту со стеной - корабликом и с другой стороны Театр Советской Армии,
а над сквером нависает огромный классический дом, в квартире которого жил Давид Самойлов... Вспомним:
"Давай поедем в город,
где мы с тобой бывали..."

Кстати, а, может, и другие места могли бы стать дополняющим фоном для этой скульптуры, внося в иное время свои смыслы?

А если бы её, например поставили у того же Курского вокзала?
Проносящиеся мимо иномарки Садового кольца и железнодорожные пути, ведущие в Харьков, Донецк и дальше в Крым, шумный торговый центр Атриум и, за дорогой, на улице Казакова убитый Гоголь-центр...
Остановлюсь...
Может, куда не поставь скульптуру и её героев, всюду возникает новый смысл и контент, фантазии и дополнения...

"О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив, и был бы так же ни в чём не уверен: ни в себе, ни в серьёзности своего места под небом – как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! – всеобщее малодушие. … — да ведь это спасение от всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства"...
Да не хочется упрощать, и пусть все это мешается, как в пьяной речи философствующего Венички.

Стоит ли гнаться за временем, когда нужно проще и быстрее. Для него сейчас ставят другие памятники и в других местах. А не такие малозаметные скульптуры в тихих скверах.

"Человек не должен быть одинок - таково моё мнение. Человек должен отдавать себя людям, если его и брать не хотят".

Посмотрите мои фильмы:

о Веничке Ерофееве: https://youtu.be/L9_hIsP0ENQ?si=zIeScNALbKRkYG9U
памятнике Неизвестному поэту: https://youtu.be/SjMutKF2cAw
и где я читаю стихотворение Давила Самойлова: https://youtu.be/5uzTdH5CC-4

И пока, выпив рюмочку, вспоминаю слова выпившего Венички:

"Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?"
Моё творчество