Модерн Нижнего Новгорода. 2 часть. Европа и Россия
Продолжаю открывать и изучать модерн Нижнего Новгорода. В 1 части я описал местные переплетения модерна с эклектикой и неорусским стилем. Но в Нижнем немало образцов и настоящего европейского модерна: франко-бельгийского, австрийского, московского. Декоративного и рационалистического. Классического и даже современного... И открытия бывают, бродя по старому городу, неожиданными.
Так я вдруг обнаружил спрятавшийся и нигде не описанный ранее дом Пудова (Минина 31 б). Такая европейская уютная прелесть: коричневый кирпич, желтые горизонтальные линии, зелёная плитка с серыми вставками и ободками окон, с полукруглыми окнами первого этажа и изящным эркером над несимметрично расположенным, как и положено в классическом модерне, входом...
А вот радостно отражающий вечерний свет, разукрашенный как торт, с множеством любопытного декора, нежно-зеленый дом Прядилова (Алексеевская 23). Казус в том, что ещё недавно он был жутко-серого цвета и там помещалась ритуальная контора. Какое чудесное превращение!
Жаль, что уже пробегал мимо на поезд. Нужно будет вернуться и посмаковать.
С сохранением зданий, как вы поняли, истории разные. Что-то уже утеряно. Что-то еще ждет своего часа. А что-то уже сделано заново. Но как? Где-то грубо. Где-то бережно. А где-то...
Вот этот оригинальный и уникальный дом на улице Пескунова, где наверху играют два шахматиста, а внизу забавная круглая, в клеточку, дверь , где до революции был игральный шахматный клуб, был вообще разрушен и снесён новыми хозяевами в наше время! Но, к счастью, заставили отстроить заново. Но у голов игроков, сидящих вверху за шахматной доской, зачем-то удлинили носы.
И здесь же на улице Пискунова, стена в стену к вышеописанному - классический европейский модерн - дом Обжорина - Коротина (дом 37). С изящной входной дверью, могучим и несколько громоздким эркером с балконом над ним, стильной растительной липниной. Тоже реставрируется внутри.
А вот, возвращаясь на мою любимую Ильинскую улицу 61, усадьба купца Маркова - настоящий флорентийский палаццо эпохи Возрождения, строгий и величественный. С интересными покрытием: как бы из крупных камней, но из штукатурки и посыпанных гравием. Но это модерн: асимметричность, растительные орнаменты козырька над входом и решётки, изящество при простоте форм. Так интересно через такой портал попасть из Нижнего в стилизованную Флоренцию....
Кстати, в отличие от большинства зданий модерна, строившихся в городе стена к стене, и не украшавших боковые стены, упрощающих отделку внутренних дворов и мало интересных с другой стороны, в этой усадьбе и вид со двора величественный, и интересные дворовые постройки
И вот рядом, на Ильинской 69, строгий рационалистический модерн. По формам ближе к австрийскому. Но с разноцветной плиткой: охристой, белой, умбры - похожей на популярную в московском модерне плитку "кабанчик". А наверху - синяя плитка... Строго и необычно разноцветно.
В Нижнем есть и свой знаменитый архитектор модерна, строивший в городе немало - Сергей Левков. Интересно находить и сравнивать его здания. Больше всего их на Большой Покровской. Вот на Театральной площади за драмтеатром - два дома Казанцева
Такой декоративный модерн, европейский, с интересными деталями оформления эркеров первого дома и стилизованными с растительным орнаментом колоннами у окон второго.
Усадьба Сизовой на пересечении Большой Покровской с Звездинкой, а также ее нарядный флигель за углом - также его работы.
И здесь немало интересных деталей декора. Приглядитесь. Напридумано от души... Например, эта главка угловой башенки в стиле венских творений.
И его же авторства дом Колчина напротив. Такой европейский модерн, узнаваемый, классический, умеренно декорированный, добротный. Это уже конец эпохи стиля - 1916 год. Скоро революция, гражданская война, советская власть, и все эти доходные дома и особняки будут экспроприированы, и "модерн - не модерн" - отданы под коммуналки и конторы. Сейчас же здесь, как и в те времена, на первых этажах - новые магазины. И мало кто, проходя мимо, смотрит вверх и отмечает прежнюю красоту...
Видите, сколь разнообразен нижегородский модерн, соединившийся с разными европейскими направлениями стиля. Здесь я не нашёл только романтического "северного" модерна. Но ведь это не Хельсинки и не Петербург. Зато неорусского модерна, как мы увидели ранее в первой части путешествия, здесь огромный выбор. Вот ещё несколько образцов, уже без лишних описаний, чтобы продегустировать разнообразие местного модерна и родственной ему архитектуры.
Вот ещё по улице Минина:
А вот дом Грибкова на Верхне-Волжской набережной 21
А вот еще доходный дом, где ранее была типография, на Большой Покровской - это уже поздний модерн с плиткой "кабанчик" и строгими чертами классицизма
И здание городского училища имени М. В. Ломоносова над Волгой в немецко-голландском стиле, построенное в 1910—1911 годах по проекту архитектора Николая Вешнякова
И, конечно, отдельно про роскошную Рождественскую улицу, на которую стоит спуститься и ради модерна.
Ибо здесь роскошный доходный дом Городского общества в стиле австрийского декоративного модерна. Как будто я в Вене...
И здесь, в окружении пышной нижегородской и при этом такой общеевропейской эклектики - творение классика московского модерна Фёдора Шехтеля. Его банк Рукавишникова построен уже в поздний период эпохи модерна, и, вроде, его можно отнести уже не к декоративному (какого немало здесь), а более строгому рационалистическому направлению. Но в окружении такой пышности не мог же Шехтель не придумать чего-то яркого и эффектного. И вот кроме фирменных окон и классической плитки - скульптуры рабочего и крестьянки над входом и гигантский растительный бурный орнамент вокруг овального окна наверху.
А с другой стороны комплекса, со стороны Нижне-Волжской набережной - Торговый дом Рукавишниковых авторства того же Шехтеля. Возвращение к романтическому модерну, выросшему из национальных стилей - на сей раз из неоготики. Проходя по набережной со стороны здания удивлённо задираешь вверх голову: устремлённая к небу громадина, кстати, не красно-кирпичная, а облицованная традиционным для модерна кирпичиком "кабанчик", уносит в иные миры...
Но самое эффектный вид открывается со стороны Волги. Дворец - храм величественно возвышается над линией домов, привлекая внимание проплывающих мимо кораблей. Да и гуляющим по обновлённой набережной доступна его нездешняя строгая красота.
Так в этих двух созданных вместе зданиях Фёдора Шехтеля закольцевалась история модерна: от раннего романтического до позднего рационалистического, соединив их воедино.
Но стоит ещё рассказать и о возрождении модерна в современной архитектуре. Сейчас он становится всё популярнее как часть нового зодчества, переплетаясь, порой гротесково и преувеличенно, а порой вкусно, уже с последующими стилями и экспериментами.
Тем более обнаружил в Нижнем Новгороде два таких ярких образа.
На улице Фрунзе 7, за романтическим домом Вернера (смотрите первую часть) - Областная налоговая инспекция. Да, название не радует. Но зато какой вид! Роскошный Ар Нуво и русский терем, репродукторная башня и каталонские волны. И в этом чувствуется ирония игры со стилями и мотивами... Не знаю, нужно ли заходить внутрь, а вот снаружи есть чем любоваться и чему удивляться.
Авторы этого здания: Игорь Гольцев, Сергей Попов, Евгений Пестов и Александр Харитонов создали ещё один, на мой взгляд, архитектурный шедевр неподалеку на Малой Покровской возле Дворца бракосочетания (смотрите первую часть) - здание банка.
И снова яркое свободное и ироничное соединение каталонского модерна с русскими мотивами Жар-птицы, космической витой башни и формами абсид старых русских храмов, авангардистской НЛО-шной дырки под крышей и массивных колонн у входа...
Уже давно сменился банк, размещавшийся здесь. А архитектурное жизнерадостное чудачество, как ранее и модерн на рубеже прошлых веков, сейчас радует глаз и доставляет удовольствие тем, кто его видит.
Символично, что здание находится на улице, начинающейся с другой стороны страшным зданием "дома чекиста" и НКВД - КГБ.
А здесь - пышный и светлый эклектично-модерновый Дворец Бракосочетания и рядом этот весёлый и яркий современный банк как полёт творчества.
И в этом разнообразие и противоречия, как Нижнего Новгорода, так и России, да самого модерна, ярко вспыхнувшего свободой и игрой воображения на короткое время, и подавленный войнами и революциями, а сейчас прорастающего через современность вновь...