Сегодня в Москве я общался с современным искусством, или с тем, что некогда было авангардом, а теперь стало классикой. Выставка "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2"
Но сначала о её преддверии. Скульптура "Большая глина № 4" Фишера по-прежнему стоит перед ГЭС-2. И если 7 лет назад, когда она здесь появилась, она ещё вызывала бурные споры, то сейчас воспринимается как органичный элемент городского пейзажа.
А ведь реакция на эту скульптуру многое говорит о людях, её высказывающих. И ведь через это когда-то прошёл и "Чёрный квадрат", но только век назад...
Встреча с произведением искусства, совпадение или нет, во многом зависит как от самого произведения, так и от смотрящего, а также от момента, окружения и других случайностей. Да, бывает, что я что-то не понял или не почувствовал. И с произведением мы не соединился. У меня не возникло ярких чувств или симпатий. Ну, не встретились...
Но ведь находятся люди, которые на основании этого начинают судить и ругать произведение искусства, считая себя в этом единственно правыми. Чего я только не слышал об этой скульптуре "Большая глина"! Как её только не оскорбляли с самодовольным видом! Как только ни возмущались, что такое в центре города!
Для меня такая реакция - явный показатель агрессивного невежества. Ну, не понял человек или не почувствовал - всякое бывает. Присмотрись, подумай, возможно, расспроси кого-то, найди в этом что-то! Развивайся через это. Ну или, хотя бы, если не понял, проходи мимо. Но нет, надо же возмущаться, поносить, осмеивать... Это такой способ поднять себя за счёт принижения другого. Поднять свою значимость, не прилагая никаких душевных или духовных сил.
Ну, не дорос - расти. Зачем же понижать себя и то, что ты не понял? Ну а "изысканный юмор" по поводу того, что скульптура кому-то напоминает кусок дерьма, говорит не о скульптуре, а о том, что в голове воображающего.
Да, в этом и есть пошлость.
Кстати, я сам долгое время не понимал авангардное современное искусство, ибо воспитывался на классическом. Но продолжал всматриваться и искать. Понимаю, что вкус нужно и можно развивать. И в какой-то момент произошло: одна скульптура Генри Мура пробила меня, и я стал видеть смыслы и формы в живописи и скульптуре, казалось бы, абстрактных форм. Медленно обходя его работы, и наблюдая, как меняющиеся формы и ракурсы рождают новые ассоциации и смыслы.
Поэтому в скульптуре Фишера я, идя этим путём, сразу увидел новые смыслы. Я долго ходил вокруг неё, наблюдая, как меняются формы и значения. Это скульптура о творчестве. Диапазон смыслов: от бунта и взлёта до успокоения и покорности. Это возможность в этих сложных переходящих друг в друга формах найти своё. Я нашёл.
И рад, что подобное произведение искусства находится в центре любимого города. И место для него выбрано очень удачно. Скульптура находится в окружении современной меняющейся архитектуры Москвы. В старинном классическом квартале она была бы, конечно, неуместна, а здесь - полноправная часть пейзажа. И город развивается через включение в себя подобных произведений, архитектуры, разнообразия эпох и стилей...
Более того, приходя в это место снова: иное настроение, другой свет - я по-иному воспринимал это произведение. В общем, наша встреча состоялась. А у кого-то пока нет. Но может произойти. А кто-то, вероятно, к этому и не способен. Для него что-то другое. Всякое бывает - и в этом наше разнообразие...
Подобные чувства и мысли возникали у меня и на выставке, посвящённой Чёрному квадрату Малевича, и тем произведениям искусства, которые с ним связаны в двадцатом и нынешнем веках. Выставка очень интересная, насыщенная, требует большого внимания и внутреннего уважения к тому, что видишь. Тогда начинает открываться...
Но ведь я помню, как мне некогда с самодовольной улыбкой говорили, глядя на Чёрный квадрат: "И это искусство? Я сам такое могу нарисовать". А мне ведь очевидно: "Не сможешь. Никогда не сможешь. Потому что так думаешь. И не можешь увидеть и понять"
Кстати, и этого нет на выставке, хорошо бы понять, как некогда экспонировался "Чёрный квадрат" - и тогда идеи супрематизма и этого произведения открываются по-новому.
Вот так «Черный квадрат» был показан на последней футуристической выставке картин «0,10» в 1915 году. Полотно висело в красном углу. Оно стало заявлением о появлении нового направления в искусстве — супрематизме. В этом окружении смыслы уже иные?
Здесь на выставке выставлена версия уже послереволюционного 1923 года. Интересно видеть, из чего вырос "Черный квадрат", и как он повлиял на творцов дальнейших времён...
Вот неожиданные его истоки - Куинджи и Айвазовский
А дальше интересные продолжения: влияние, развитие, вариации, идеи, спор с ним: от Родченко до Кабакова... Вот несколько примеров. И лучше, конечно это смотреть на выставке в окружении других произведений, вступающих в диалог...
И концептуализм Пригова...
И встреча "12" Блока и "квадрата" Малевича у Эрика Булатова...
И это столкновение цветов и стихий у Германа Нитча
И смена масштабов видения...
И инсталляция "Сарай" бюро "Меганом", в котором я вижу уже влияние - влияния Ильи Кабакова, например, "его "Красного вагона".... Но смыслы другие. Дырочки в дереве, и свет через них, как от солнца в детстве...
И неожиданный Дейнека по соседству с американским автором. И как-то снова возникает диалог...
И купол древнего исламского храма - на полу....
И неожиданная метаморфоза ночного и дневного города, романтики и реальности, воображения и конкретики в инсталляции "Мегаполис" Владимира Селезнёва
И всё это в диалоге, споре, порой неясных связях произведений века минувшего и нынешнего... Аудиогид иногда ведёт, иногда путает, что-то недоговаривает, где-то подсказывает. Им стоит воспользоваться, но затем отправиться в своё личное путешествие
И завершается выставка - путешествие концептуальной инсталляцией "Случай в музее" любого мной и недавно ушедшего Ильи Кабакова, а также его и одного китайского автора работами уже за пределами пространства выставки. Но Илья Кабаков для меня - это целый мир, который я познаю. И потому уделю ему не спеша особое внимание....
И само внутренне и внешнее пространство ГЭС 2 - это чудо современного искусства в соединении с человеком. Создан современный дворец искусств и творчества из старой отжившей свое погибающей электростанции... И ему стоит уделить особе внимание. Сюда надо прийти и здесь надо быть, чтобы это почувствовать...
Здесь яснее понял: Малевич, Кабаков, Фишер и другие творцы, а также пространства, подобные ГЭС - 2, помогают нам выйти за рамки нашей ограниченности, дают шанс нашему развитию, и я благодарен им за это. И "Чёрному квадрату", и "Случаю в музее", и "Большой глине №4"...
Как хорошо, что это сейчас существует и живёт в любимой Москве, переживающей трудные времена. Нас сейчас испытывают на прочность новую волной невежества, нетерпимости и агрессии. И через это, я надеюсь, мы с достоинством пройдём. Благодаря разнообразию культуры и нашей связи с ней - вовне и внутри нас