Мы прогулялись с вами уже по многим местам модерна Виноградов, но впереди ещё много интересного.
Мы покидаем Московскую улицу, но на её перечении с Русской улицей - вот такое заметное здание.
Мы покидаем Московскую улицу, но на её перечении с Русской улицей - вот такое заметное здание.
Moskevská 77/4
Творение известного архитектора Поливка. 1910 год
Творение известного архитектора Поливка. 1910 год


Снова, вернувшись к началу нашей прогулки, пересекаем Bezručovy sady...

И входим в район роскошных особняков. В окружении дворцов и замков национального романтизма видим строгую и мрачную виллу и мастерскую знаменитого скульптора Ладислава Шаолуна.
Villa Šaloun
Slovenská 4
Построено 1908-1911
Antonín Pfeifer архитектор
Ladislav Šaloun скульптор
Villa Šaloun
Slovenská 4
Построено 1908-1911
Antonín Pfeifer архитектор
Ladislav Šaloun скульптор

Которая была построена для того, чтобы здесь выполнить важнейший заказ - скульптуру Яна Гуса в центре Староместкой площади.


Это уже иная архитектура - простое и рациональное по форме, строгое здание с барельефами скульптора. На контрасте с окружающими зданиями привычного нам чешского эклектичного модерна.





Но большинство вил вокруг, хотя все по своему оригинальны - в духе и стилистике национальной романтики. Модерн и историзм переплетаются друг с другом, и весьма живописно














И вот ещё один образец нового модерна, отказавшегося от привычных классических форм, эклектичного историзма и национальной романтики - вила известного архитектора Яна Котеры
Kotěrova Vila
Hradešínská 1542/6
Построена в1908 - 1909
Kotěrova Vila
Hradešínská 1542/6
Построена в1908 - 1909


А вот вила Emila Kolbena снова возвращает нас к господствующему в этом районе национально - романтическому модерну


Как и другие вилы, которые открывающиеся нашему взору по мере подъема вверх



Среди них Villa Dryák или Villa Müller
Dykova 6,
Построенная в конце предыдущего века, в 1898-1899 гг, ещё на раннем этапе возникновения стиля, архитектором Alois Dryák
Dykova 6,
Построенная в конце предыдущего века, в 1898-1899 гг, ещё на раннем этапе возникновения стиля, архитектором Alois Dryák



А это по соседству пример поздней, уже модернистской архитектуры, но выросшей, на мой взгляд, из стиля модерн. Дающей понимание, как и куда в Чехословакии зодчество развивалось дальше.
И я вскоре покажу вам ещё такие наглядные образцы
И я вскоре покажу вам ещё такие наглядные образцы


И здесь рядом, возвышаясь над районом, ещё один образец поздней послевоенной конструктивистской архитектуры и интересное культовое сооружение - Гуситская церковь. Храм соединён с жилым домом, где живут прихожане. Внутри - необычное для нас оформление. И колумбарий.




И интересным барьельефом на лестнице


И с другой стороны храма, как часть его - мемориал пражскому восстанию. Во время восстания в здании церкви работала радиостудия, которая c 7 по 9 мая транслировала новости и призывы о помощи. Сейчас об этом напоминает мемориальная доска с призывом на русском:
"Пришлите сейчас же помощь".
"Пришлите сейчас же помощь".

Движемся дальше к церкви Пресвятого Сердца Господня на Виноградах.
Это католический храм на площади Йиржи из Подебрад. Архитектор Йоже Плечник. И хотя храм был освящён в 1932 году, и, скорее, уже относится к архитектуре модернизма, хотя и сохраняет классические формы. Все же Плечник учился в Вене у Отто Вагнера, и в его творении воплотились многие эстетические принципы архитектуры модерна
Это католический храм на площади Йиржи из Подебрад. Архитектор Йоже Плечник. И хотя храм был освящён в 1932 году, и, скорее, уже относится к архитектуре модернизма, хотя и сохраняет классические формы. Все же Плечник учился в Вене у Отто Вагнера, и в его творении воплотились многие эстетические принципы архитектуры модерна


И, конечно, сюда стоит зайти внутрь. На меня такие современные храмы производят сильное эстетическое впечатление


По дороге и вокруг храма тоже немало зданий или черт модерна в сочетании с национальной романтикой





Выходим на Škroupovo náměstí и начинаем движение по параллельным улицам в сторону Ригорвых садов. Это один из самых богатых и пышных кварталов Виноград на границе с Жижков






И здесь я уже не буду называть ни адреса, ни архитекторов....
И нужно ли?
Просто ходишь, смотришь вверх - и голова кружится. Эклектичный национальный романтизм с декором модерна во всей красе...
И нужно ли?
Просто ходишь, смотришь вверх - и голова кружится. Эклектичный национальный романтизм с декором модерна во всей красе...















А этот дом - замок с изящной женской скульптурой на перекрёстке улиц Krkonošská и Chopinova


И если свернуть на улицу Chopinova, что идёт вдоль Ригровы сады, можно увидеть тоже немало интересного, но уже отличающегося

Это уже другой модерн. Другой эпохи
Два здания на Chopinova 6-8
Творения 1909 года архитектора Bohumil Waigant и скульптора Antonín Waigant
Два здания на Chopinova 6-8
Творения 1909 года архитектора Bohumil Waigant и скульптора Antonín Waigant


И следующее...



И далее - мы переходим уже в новое время и иную рациональную архитектуру...

Но возвращаемся снова на перекрёсток и идём теперь в другу часть улицы. И вот, что открывается...
Снова роскошь историзма и эклектики, питающей чешский модерн
Снова роскошь историзма и эклектики, питающей чешский модерн





А если мы заглянем ещё по дороге на улицу Na Švihance, то увидим и такие произведения искусства модерна




И напротив этого белого здания - архитектурная роскошь другого красного, со стилизацией средневековой крыши и современными барельефами.
Творение 1908 года архитектора Ladislav Čapek
Творение 1908 года архитектора Ladislav Čapek




Это неокласическое здание украшает цветная модерновая плитка


А здесь уже на смену пышности эклектики приходит строгость неоклассики с античными героями на горельефах



И вот мы покидаем район Винограды Прага 2 - дальше за железнодородными путями и Главным вокзалом, с которого мы начали наше путешествие - уже исторический центр Праги, где тоже немало интересного, но это уже другая прогулка и другой рассказ.
А пока предлагаю поваляться на солнышке на мягкой траве Ригровы сада, дать время усвоиться увиденному и бросить прощальный взгляд любви и благодарности на Винограды, куда, конечно, мы будем возвращаться снова и снова.
А пока предлагаю поваляться на солнышке на мягкой траве Ригровы сада, дать время усвоиться увиденному и бросить прощальный взгляд любви и благодарности на Винограды, куда, конечно, мы будем возвращаться снова и снова.


Потому что с ними, как с любимым человеком, хочется видеться и общаться, открывать новое