Английские корни российского модерна. Царское Село
Самым сложным для меня в Царском Селе было увидеть воочию дачу великого князя Бориса Владимировича.
Это здание считается первым образцом модерна в России, и породила множество подражаний. Для любителя модерна оно является культовым, и, конечно к этому символу нужно приобщиться лично.
Но Институт растениеводства, занимающий место, на котором находится дача и пристройки к ней, закрыл эту территорию для посетителей, и в силу своего нищенского существования и бесхозяйственности довёл исторические памятники до ручки. Вся территория окружена сплошным забором и надписями "проход запрещён".
Но, я, конечно, просто так не сдамся! Долго рыскал вокруг в поисках прохода, и, когда почти уже отчаялся, всё же нашёл лаз, вероятно, подготовленный до меня. По понятным причинам, я обнародую его только лично, желающим туда попасть, чтобы хозяева его не закрыли.
Когда я оказался на территории, никто мне не мешал. Я встретил только отдельных рабочих, который смотрели на меня удивлённо. И потому я смог в тишине и одиночестве со всех сторон смотреть интересующие меня объекты. И затем вышел, пролезая по земле под одними из ворот: поддерживаемая гибкость тела помогла. Как видите, исследователю модерна она нужна.
Конечно, эти здания нужно забрать у таких "учёных", которые по сути их уничтожают. Им в стороне отстроить что-то новое, более подходящее. А дачу и пристройки передать в хорошие руки для реставрации и открыть территорию для свободного посещения.
Теперь о том, что я видел и понял. Образцом для дачи является традиционный английский дом коттедж тюдоровской эпохи. Она была построена в Отдельном парке на участке великого князя английскими архитекторами Шербоном и Скоттом. Это был подарок своему крестнику от королевы Великобритании Виктории. Видите как здорово, когда империя дружат и сотрудничают, а не борются друг с другом. Урок для наших дней...
Г-образная асимметричная конструкция. Фархверковые крыши и козырьки над дверями. В форме крыш сочетаются треугольные и трапециевидные щипцы.
Входы с двух сторон. Форма дверей и крылец с деревянными узорами, кажется, сохранена. Нижний этаж кирпичный, верхний покрыт грубой штукатуркой. Внешний декор отсутствует. Довольно просто и скромно. Как богатый сельский дом.
Что касается модерна, то отмечу асимметрию здания, разные одно-, двух- и трехстворчатые окна и разнообразие обработки поверхности стен: здесь и красный кирпич, и шероховатая серая штукатурка, и известняк цоколя, и, конечно, яркие контрастные линии фахверка.
Перед домом разбит симпатичный садик. И в целом, внешне здание выглядит благополучно.
А что внутри, непонятно. Интерьеры, по описаниям искусствоведа Кирикова, вроде, сохранились.Да и кино на английские сюжеты там снимали неоднократно. А что внутри, непонятно... Поэтому воспользуюсь для полноты картины чужими фото и нашим воображением.
Но пока туда не пускают. И до какого состояния их довели местные учёные, неизвестно. Хорошо, что удалось увидеть со стороны.
Зато состояние второго интересного здания - Запасного дома, выстроенного следом архитектором двора великого князя фон Гогеном в 1899 году - вызывает печаль.
Это здание погибает! Его надо срочно спасать.
Запасной дом конечно же построен под влиянием дачи великого князя. Но уже отечественным архитектором. И на мой взгляд, он ещё более интересен архитектурно.
Это более сложная и разнообразная структура. Заимствовано фахверковое оформление крыш. А к кирпичному покрытию стен добавлены гладкие каменные обрамления.
Асимметричность конструкции, окон и оформления ещё более наглядны. Оказывается, здесь была по центру ещё широкая арка, что заметно облегчало конструкцию, но впоследствии она заложена - осталось только каменные полукруглые обрамление вокруг окна.
Романтическая высокая башня со шпилем, что мы встречаем в эклектике и увидим ещё не раз в петербургском романтическом модерне. А также башня, уже без шпиля, с другой стороны.
И даже в таком плачевном состоянии здание производит впечатление. А полуразрушенность и одичание придают ему дополнительную мрачную романтику.
У меня впечатление, что последователь перерос образец для подражания, создав ещё более интересное и вдохновляющее произведение.
И в этом суть как отечественного модерна, так и русской культуры в целом: начинаем мы позже, отталкиваясь от западных образцов, но быстро их перерастаем, создавая своё творческое и ещё более разнообразное, в меньшей степени сковывая себя нормами и стандартами. В архитектуре Москвы и Петербурга - это наглядно.
При этом, как я раньше указывал, многие архитекторы и создатели произведений с европейскими корнями, ставший при этом россиянами. Фон Гоген - тому образец, как и другие архитекторы Царского Села, о которых я ещё расскажу.
И рядом находится более скромное здание Конюшенного корпуса. Так как его функционально используют, то выглядит более-менее. Но оно сильно упрощено, и многое утрачено: наружная лестница, деревянный балкон, завершение - двойной щипец , черепица крыши заменена на простое покрытие...
Конечно, первое здание нового стиля с традиционными английскими чертами повлияло на строящиеся впоследствии другие особняки Царского Села, о которых расскажу в следующей статье - особняк Гудовича архитектора Данини (1906) или его же Императорский гараж (то же время)...
И на особняки раннего модерна самого Петербурга. Например, на построенную буквально вслед, в 1899 году, дачу Гусвальда российских архитекторов Шене и Чагина на Каменном острове (также читайте у меня отдельно об особняках этого острова)
И на фархверк особняка Франка на Васильевском острове (смотрите мою статью о нём) 1900 года архитектора Василия Шауба
Но как это уже интересно и творчески переработано, начиная с фон Гогена, создавшего впоследствии такой шедевр как особняк Кшесинской, и далее - уже новыми российскими мастерами архитектуры, родившими свой отечественный модерн, включающий в себя мировые достижения стиля!
И всё же я смог: я попал, я видел и запечатлел это для вас! И при этом вопию: эти уникальные здания, из которых вырос отечественный модерн, нужно срочно спасать!
А о других модерновых зданиях Царского Села, которые, к счастью, уже можно свободно осматривать, а в некоторых даже проникать внутрь, и которые находится в значительно лучшем состоянии.... - в следующей статье...