О жизни

Открытия Тамбовщины. 2 часть Модерн и другие стили

Меня сейчас в первую очередь интересует модерн. И здесь для него хорошая почва: не только традиционный деревянный и каменный ампир, но и обилие эклектики и неорусского стиля, из которых модерн вырос. А также неоклассики, сменившей этот стиль.

И местный модерн, не столь разнообразный и богатый, как в столицах, смешался именно со своими предшественниками и последователями. Порой не отделяясь от них. И любопытно изучать такой местный симбиоз.

Вот такие типичные для российской провинции простые и побогаче, в разном состоянии, неорусские здания Тамбова
А вот и местная эклектика - пышный стиль с элементами разных стилей, что так любили "дорого и богато" наши купцы..
Здесь, кстати, сейчас местное Министерство культуры.

И здание администрации города в этом же стиле.
Заметил: не только купцы рубежа 19 - 20 веков, но и нынешние чиновники пышную эклектику любят. Преемственность...

И, конечно, в таких местах возникают интересные неожиданные соединение эклектики с модерном. Идёшь по улице, замедлился, пригляделся: " ба, модерн!"
Или центральное здание банка - классический модерн, а его другой вход, за углом - неоклассика, да ещё с каким обилием львов на фасаде...
Я ранее писал, что отправился в Тамбов на встречу с произведениями Льва Кекушева (о нем у меня отдельная статья).

И усадьба Асеева в загородном Рассказово, центре Тамбовского восстания, который к счастью восстановлена после варварского разрушения местными жителями, когда не только сдирали всё, что можно, но и уносили домой мраморную лестницу, и куда сейчас можно попасть внутрь с экскурсией (советую) - это как раз блистательный образец внешней эклектики, соединённой с элементами модерна в интерьерах.

И хотя авторство Кекушева здесь мне кажется спорным, соединение стилей гармонично, и вспоминаются пышные образцы эклектичного модерна и в других городах, в частности работы Эйзенштейна в Риге (почитайте у меня об этом в других статьях).


А вот пример соединения неорусского стиля с модерном, притом, на мой взгляд, "национальным романтическим", или "северным". Один из самых вкусных и жизнерадостных в городе. Дом Сатина на Большой (Советской) улице.
Эти башенки и бойницы, белые столбы и тамбовский узор "Козлик", серый лепной "каракуль" северного романтизма (встречающийся здесь повсеместно), нежная гамма модерна и изломы линий русского терема...

А вот здание Поземельного банка: неоклассицизм, но и с элементами уже уходящего модерна. Притом его архитектор Ливчак строил здания этого банка по всей России и везде в разных стилях.

Конечно, есть и модерн в чистом виде.
Как правило, более строгий и скромный, чем в Москве и Петербурге.
Но есть и такие забавные оригиналы
И величественные образцы. Тем более, рядом с пристроенным к нему зданием Правительства и описанным ранее танцующим Лениным
А это уже пышный, вполне столичный, модерн. Недаром здесь сейчас бракосочетаются

А в этом здании, укрывшимся во дворе, был дом терпимости. И открытый темный подъезд, чугунная витая лестница заколоченные деревянные двери с узорами и остатками картин на стенах, разрушенный фонтан во дворе посылают нам сигналы того разгульного и соблазнительного прошлого

Но у местного модерна есть и свои типичные черты.

Прежде всего, это сочетание краснокирпичных стен с белыми наличниками и узорами. Привет неорусскому стилю и даже нарышкинскому барокко. Кстати, кирпич свой - местный. Понятна его популярность.

Вот яркий пример - дом купца Аносова с милыми пристойками на бывшей Большой улице. Потом здесь был ВЧК, и весь подвал был завален трупами расстрелянных. Сейчас - МЧС на Советской улице

И ещё такой образец - музыкально-педагогический институт на пересечении бывших Дворянской и Большой, ныне Интернациональной и Советской
Особенность - и зелёная плитка на фасадах. Такой цвет в других городах не часто, а здесь повсеместно, если используется такой тип оформления.


Пожалуй, самый пышный и эффектный образец модерна в Тамбове - это знаменитая усадьба Асеева (двоюродного брата владельца рассказовского особняка) в несомненном исполнении Льва Кекушева.

Жители города гордятся этим зданием, местными богачами строятся даже его современные реплики, туда ходят экскурсии, на которые надо заранее записываться, даже неискушённые отзываются с восхищением - и все это не зря!
Действительно, это здание замечательно как в экстерьере, соединяющем эклектику и модерн, так и в интерьере. И это модерн высочайшего класса.
Если будете в Тамбове, не только насладитесь прогулкой вокруг, но и прогуляйтесь внутри. Благо, в модерне, в отличие от предыдущих стилей, внешнее и внутреннее взаимосвязано. И это целиком неповторимая авторская работа. Такой "архитектурный крафт", который может быть украшением любого места

О произведениях Кекушева в Москве, а теперь и Тамбове, смотрите мою другую статью. Но немыслимо представить Тамбов и его модерн без этого дома на набережной Цны

Смотрите и читайте продолжение моего рассказа об открытии Тамбовщины...
Архитектура как образ мира Жизнь как путешествие