О жизни

О чём рассказывает модерн Каменного острова

Лучшее время лицезреть архитектуру - это ранняя весна, когда деревья ещё голые, и здания открыты для нашего взора максимально.
Потому я в необычно теплый и солнечный первоапрельский питерский день отправился изучать модерн Каменного острова, особняки которого обычно спрятаны не только за высокими заборами "слуг народа" или "нуворишей", но и за густой листвой деревьев этого паркового места.


Прогулявшись предварительно по модерну Каменноостровского острова (это отдельный рассказ), через Мало-Крестовский мост перешёл через речушку Крестовка и неспешно направился по ее набережной к Каменноостровскому театру, а затем по 2 Берёзовой аллее, свернув ненадолго на Большую Аллею, вернулся на прежний маршрут, и пересекая парк - на Боковую аллею в направлении Каменноостровского моста.
Делюсь тем, что увидел, и что родилось в ответ....

Деревянную неоготическую дачу Клейнмихель (архитекторы Постельс, Претро, Мейбом) обычно разглядеть сложно. Она закрыта как забором, так и специально выращенными для этого деревьями.
Но сейчас ещё можно разглядеть ее романтические башенку с балконом, высокую крышу и кованную решётку. И лучше всего это сделать со стороны театра.

Остальное достроим в воображении по старым фото

Президентская гостевая резиденция оккупировала немалую территорию острова и, главное, лишила "непосвящённых" возможности видеть и посетить три выдающихся здания стиля модерн, которые скрыты за высоким забором и строгой охраной от нас.
Но кое-что как партизан рассмотрел - делюсь.
Дачу Соловейчик, построенную в 1914 году по проекту архитектора Е. Ф. Эделя для семьи банкира Соловейчика, всё же рассмотреть можно: она внушительных размеров. Видны и её элементы неоклассицизма.
Раньше, в советское время там была детская колония и детский сад, а потому разглядеть было легче

За ней, над высоким и глухим государственным забором можно увидеть сложный по форме верх флигеля усадьбы Мельцера.
И за ним культовой строение - сама усадьба архитектора Мельцера, построенная в 1904-1906 годах по собственному проекту для самого себя
Национальный русский вариант "северного модерна" в деревянном исполнении, построенный архитектором - немцем. Прозванный в народе "домом Бабы Яги". Когда зелень распустится, для простых людей виден не будет совсем. Но зато скромные "избранники народа" и их слуги насладятся видом сполна.
Нам же остаётся довольствоваться тем, что есть, да ещё старыми фотографиями.

Зато с лицезрением других архитектурных объектов, к счастью, находящихся в частных руках, повезло больше.
Вперёд по 2 Берёзовой аллее - встречи с шедеврами впереди...

Воссозданная уже в начале этого века по старым чертежам и из новых материалов дача Шварца была построена предположительно по проекту русского архитектора опять немецкого происхождения Василия Шене и инженера Акселевича. Немецкий дух югенд стиля архитектуры постройки чувствуется. И хотя забор также не низок, и с деревцами хозяева постарались, но рассмотреть строения не сложно. Уже лучше...

И за ней главная достопримечательность острова, в прекрасном состоянии, и за низким прозрачным стильным забором (честь и хвала хозяину!) - это дача Гаусвальда. Увидев её, не смог скрыть восхищенного возгласа и далее ходил вокруг с открытым ртом.
Я влюбился в это здание, в этот уютный замок - теремок.
Но беру себя в руки - нужна и рациональная информация.

Построено для жены булочного мастера Гаусвальда уже знакомым нам и много здесь строившим Василием Шене и, что важно, Владимиром Чагиным.
Здание построено в 1901 году и считается одним из первых образов настоящего модерна в России. Кстати, Чагину принадлежит проект одного из моих любимых московских строений - дома Баева, построенного позже в 1909 году в стиле уже "северного модерна".
Напоминаю:
А здесь на Каменном острове в самом начале века и эпохи модерна - роскошь и изящество разных национальных школ стиля: и линии английского коттеджа, и мотивы американских деревянных построек, и средневековая угловая башня, и фахверковые балки, и круглый вход с кованным фонарём франко-бельгийского ар нуво, и популярная в России глазированная плитка -кирпичек "кабанчик", и...
Открывать и открывать, вспоминать сравнивать, фантазировать...
Сообщают, что реставрация, как внешняя, так и внутренняя, уже погибающего дома была сделана новым хозяином очень бережно. Восстановили фисташковый цвет здания, а внутри - многие интерьеры. Эх, попасть бы туда...
А пока любуюсь творением: домом и его также прекрасно отреставрированными двором и хозяйскими постройками - за не мешающим обзору корректным и стильным модерновым заборчиком. Вот пример человеческого и достойного отношения к культуре и людям, желающим ею наслаждаться!...

За дачей Гаусвальда по Большой аллее ещё одно модерновое здание. Показалось, что это новодел. Но нет, нашёл старое фото - и здание практически восстановило прежний вид.
Оказывается, это дача Свиягина известного архитектора Крыжановского. И за ней - целый комплекс зданий, обширный двор.
Некогда здесь размещался диспансер, а теперь идёт активная реставрация под апарт - отель. Посмотрим, что получится в результате. То, что восстановили, впечатляет. Хотя немного отдаёт новоделом...
Ещё одно здание далее за особняком пока закрыто ремонтными работами.
Но можно полюбоваться его интересными разнообразными окнами в боковой части. Так что, в следующий раз...

Нарядная дача Лихарева - дача Мельникова архитектора Бикарбкова 1910 года рядом на Санатороной аллее - пример дачной постройки ,соединяющей русские деревянные мотивы, позднюю эклектику и модерн

И, вернувшись, на основной маршрут, любуемся особняком швейцарца Фолленвейдера, построенным в стиле северого модерна немцем Робертом - Фридрихом (Романом Фёлоровичем) Мельцером, чьи строения мы уже с вами изучили ранее.

Обратите внимание!
Особняки Каменного острова, престижного пригорода Петербурга - это редкое явление для северной столицы, где преобладали доходные дома и общественные здания в эту эпоху. И строились в основном немцами для немцев, швейцарцев, русских. Но все они - заказчики и творцы - были российскими подданными и русскими архитекторами!
Да и центры разных направлений модерна: Хельсинки, Рига, Петербург, Москва - быи частью единой империи.
И архитектура модерна этого времени, включающая в себя национальные мотивы разных культур и стран, при этом стала наднациональной и космополитичной. Никто не делил культуру на "нашу" и "чужую". Это был синтез и соединение лучшего. И потому для меня этот период истории - моё любимое, и жаль, что прошедшее, время, это высшее достижение нашей культуры, истории и архитектуры . Особняки Каменного острова как наглядное пособие и пример этого.

Здесь мы видим неоромантичную северную башню с высоким куполом и сложную крышу, вытянутые вверх окна центральной части и разнообразие их форм по краям. И далеко виден скандинавский силуэт среди русских берёзок...
Как гармоничное соединение русской природы и европейской культуры, России и Европы, как единое общее, что не разорвать корыстным политикам и их невежественным последователям...

Если идти далее по 2 Берёзовой аллее, то по левой строне можно увидеть за забором ещё одно модерновое здание (дом 13 - 15) - службы оранжереи Елисеевых 1907 года, уже заметно перестроенные под элитный жилой комплекс

И, наконец, в завершение прогулки, пересекая парк Тихий отдых, мимо симпатичного неоклассического особняка Верёвкиной....
...выходим к заметному издалека, с высокой башней, без мешающего забора и в гармоничном окружении деревьев особняку Кугушевой.
Дом построен в 1895 г. по проекту архитектора Константина Прейса и это ещё поздняя эклектика, черты которой мы видим и тут, и там в строения острова. Но уже здесь видны ростки уже скоро расцветающего модерна. Мы как бы вернулись с его неоромантическим европейским и национальным русским деревянным истокам


И покидая по набережной Малой Невки, мимо загадочного сфинкса, Каменный остров и его особняки - столь редкое явление Петербурга, в отличие от разнообразия особняков Москвы, направляясь к Каменноостровскому проспекту Петроградской стороны - пиршеству модерновых доходных домов, о которых я ещё расскажу не раз,
я прощаюсь и с тихой атмосферой острова, расположенного посреди шумного мегаполиса, и с тем временем ранней весны прошлого века, которая была уничтожена бурями и катастрофами войн и революций, невежества, упрощения и разделения...

Но ведь что-то, пусть и за высокими заборами новых властителей, осталось. И где-то кем-то бережно сохранено. И мы можем снова приобщиться к этому стилю и эпохе, чтобы, возможно, возродить когда-то их атмосферу и энергию творчества снова...
Весна ведь...

Архитектура как образ мира Жизнь как путешествие