О жизни

Другая жизнь модерна

Модерн - это стиль эпохи рубежа 19 - 20 веков.
Он родился, стал популярным, возмужал, превратился из эмоционального и декоративного в рациональный и строгий, отцвёл, был вытеснен другими направлениями - и это всего лишь за 20 лет.
Это очень короткий срок для архитектурного стиля.
Короткая жизнь. Но зато какая яркая и насыщенная!

Модерн (ар нуво, югенд стиль, либерти) был порожден всемирными и всероссийскими выставками, Прекрасной эпохой и Серебряным веком, железобетоном и новыми формами в искусстве, индустриализацией и стремлением к природе, национальными искусствами и космополитизмом нового времени.
И уничтожен мировой войной и необходимостью выживать, коммерческим и экономичным подходом к архитектуре и жизни.

Я изучаю этого короткий период истории и искусства, воплощенный в зданиях и их интерьерах в разных городах и странах.
И мне интересны судьбы создателей этого стиля - архитекторов, скульпторов и инвесторов, а также тех, кто стал жильцом созданных ими домов и потребителем этого жизненного искусства.
А какова из жизнь после, когда эпоха модерна завершилась?
Ведь жизнь продолжалась...

И если в Западной Европе можно говорить о преемственности: жильцы продолжали жить в этих домах и особняках, лишь меняясь и переезжая, а творцы переходили в другие стили и создавали новые направления - то в России и странах, разделивших ее революционную и советскую судьбу, случился перелом.
И уже через несколько лет, как были построены эти дома, а жильцы только въехали в них, все созданное и, казалось, налаженное разрушилось.
Революционеры отобрали дома у их владельцев. А в просторные и сложной планировки квартиры въехали новые обитатели, выгнав прежних, и превратили их в жилплощадь - простые коммунальные квартиры или государственные конторы.
И все: смысл созданного и накопленного был потерян - началась другая жизнь...

Я понимаю, что инвесторы и владельцы домов разорились, вложения и труд не окупились... Кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то остался здесь уже как рядовой советский гражданин.

А как сложились судьбы архитекторов? Тех, кто создавал дома, на которые я сейчас смотрю, кто некогда был проставлен и богат, имена которых мы повторяем, поднимая головы вверх...
Я решил узнать это и проследить, что произошло с ними после революции. В другой жизни...

Московский модерн - это прежде всего для меня Лев Кекушев и Федор Шехтель.

Федор Шехтель
Фёдор (он же Франц) Шехтель - автор Ярославского вокзала, соединившего нео-русский стиль с модерном.
Или Торгового дома московского купечества на Новой площади - рационального модерна нового времени
Знаменитый Шехтель остался здесь, в Москве, еще пытался предлагать свои проекты новой власти, даже участвовал в конкурсе на строительство Мавзолея... Но, как я понял, уже был не интересен новым заказчикам. Так ничего уже и не построил.

Жил в нищете, хотя и поддерживаемый учениками, получал паек, жилплощадь их семьи все уплотняли и уплотняли...
И, судя по письмам он все более погружался в депрессию.

Умер от рака в 1926 году...

Лев Кекушев

Прославленный мастер как эклектичного, так и европейского, близкого к франко-бельгийскому направлению, модерна. И создавшему вместе с другими мастерами особый, любимый мной, московский модерн.

Это и детище Савы Мамонтова отель Метрополь, в соавторстве с Вальконтом
И особняк семьи Кекушева, и их доходный дом на Остоженке
И изящный уютный, с деревянными мотивами, одновременно такой русский и европейский особняк Носова на Электрозаводской
И роскошный особняк Миндовского на Поварской....
И доходный дом Исакова на Пречистенке
И ещё, ещё...
О Льве Кекушеве могу писать и показывать его работы бесконечно. Смотрите отдельно мои статьи о нем.
Он был очень знаменит и популярен, по слухам, богат, хотя и расточителен. Оригинален и разнообразен. Но...
Лев Кекушев сначала изменил в документах из неких практических соображений год и место своего рождения. Потому исследователи указывают как место рождения и Вильно, и Симбирскую губернию...

А вот дата и место его смерти и вовсе неизвестны.
Он как будто исчез после 1912 года.
Версий множество:.
и алкоголизм, и психбольница,
и также странные, неподтверждённые другими источниками, его появления с женой в Киеве или у его ученика Жолтовского (ставшего в последствии прославленным советским архитектором) в Москве,
и его убийство в 1917 году в Сокольниках матросами,
и расстрел во время облавы в 1918...
Не известно и место его захоронения...

А вот судьбы и известных петербургских архитекторов. Прежде всего, "северного модерна".

Знаменитый Федор (Фридрих) Лидваль

Вот доходный дом Лидваля в начале Каменоостровского проспекта, прославивший его как архитектора модерна
А вот его жилой Толстовский дом между Фонтанкой и улицей Рубинштейна
Или нео-ренессансный дом цветочного магната Эйлерса на улице Рентгена Петроградки
Фридрих Лидваль благоразумно остался шведских подданным.

Понятно, что с революцией все нажитое в России: доходные дома, известность и заказы - потерял.
После революции он вернулся с семьёй в Швецию. И продолжал строить по своим проектам и там, и в Германии.
Да уж не столь заменит и богат как в Петербурге. Но при деле и прожил до 1945 года.

А вот другой классик Петербургского "северного модерна" Алексей Бубырь.

Часто работал в соавторстве с Николаем Васильевым, судьба которого потом сложилась по-иному. Но ведь тогда они не могли знать, как будет..

Вот их дом на Стремянной 11, ставшим символом и образцом Петербургского "северного модерна"
Или доходный дом (совместно с Васильевым) его тестя фортепьянного магната Дидерихса в конце Большого проспекта Петроградки
Перестал с 1917 года получать заказы и уехал на Украину. Там был убит бандитами в 1919.

Его соавтор и коллега Николай Васильев.

Вот Петербургская мечеть на Петроградке, где он соединил Самарканд и северный модерн Петербурга.
А ещё его здания в Таллинне, Москве, Харькове...
И его совместные проекты в Петербурге с Алексеем Бубырём, с которым тогда они были вместе.
Классический путь эмигранта: сначала в Константинополь, затем в Белград, где даже успел кое-что построить, потом в Париж, и, наконец, в США.

Где успешно работал для разных известных фирм и реализовал немало проектов.

Предлагал свои проекты и для СССР, и, как добрый отзывчивый человек, немало помогал молодым советским архитекторам.

Жил и работал в США аж до 1958 года. Умер в Нью Йорке.

Ипполит Претро

Еще один знаменитый архитектор петербургского "северного модерна".

Его важнейшее эталонное творение этого стиля - дом Путиловой на Большом проспекте Петроградки
И множество доходных домов рядом на Петроградской стороне, вокруг места, где мы живём...
На Малом проспекте 52
Уютный теремок на улице Подрезова 20 и большой дом на Гатчинской 27
Он остался в России. Преподавал в Академии Художеств, был главным архитектором мастерской, реализовал немало проектов в разных городах. Казалось бы, и его судьба удачно сложилась...

Но в 1937 году был арестован и расстрелян.

Античные мудрецы говорили:
"Никто не может сказать, как он прожил жизнь, пока он не умер"

Бродя по питерским улицам и поднимая голову, чтобы над суетой первых этажей увидеть вневременное, я любуюсь и творениями модерна, представляю то славное время надежд и слома...

И размышляю о судьбах тех, кто некогда здесь проживал и обустраивал свою жизнь, думая, что это надолго, о жизни и смерти тех, кто создавал эти здания, пережившие их и ставшие частью уже моей жизни

Юрий Трифонов:
"Одна жизнь кончилась, другая начинается. Собственно, человек, любой, живет не одну, а несколько жизней. Умирает и возрождается, присутствует на собственных похоронах и наблюдает собственное рождение: опять та же медлительность, те же надежды. И можно после смерти оглядывать всю прожитую жизнь"
Архитектура как образ мира