Модерн - это стиль эпохи рубежа 19 - 20 веков.
Он родился, стал популярным, возмужал, превратился из эмоционального и декоративного в рациональный и строгий, отцвёл, был вытеснен другими направлениями - и это всего лишь за 20 лет.
Это очень короткий срок для архитектурного стиля.
Короткая жизнь. Но зато какая яркая и насыщенная!
Модерн (ар нуво, югенд стиль, либерти) был порожден всемирными и всероссийскими выставками, Прекрасной эпохой и Серебряным веком, железобетоном и новыми формами в искусстве, индустриализацией и стремлением к природе, национальными искусствами и космополитизмом нового времени.
И уничтожен мировой войной и необходимостью выживать, коммерческим и экономичным подходом к архитектуре и жизни.
Я изучаю этого короткий период истории и искусства, воплощенный в зданиях и их интерьерах в разных городах и странах.
И мне интересны судьбы создателей этого стиля - архитекторов, скульпторов и инвесторов, а также тех, кто стал жильцом созданных ими домов и потребителем этого жизненного искусства.
А какова из жизнь после, когда эпоха модерна завершилась?
Ведь жизнь продолжалась...
И если в Западной Европе можно говорить о преемственности: жильцы продолжали жить в этих домах и особняках, лишь меняясь и переезжая, а творцы переходили в другие стили и создавали новые направления - то в России и странах, разделивших ее революционную и советскую судьбу, случился перелом.
И уже через несколько лет, как были построены эти дома, а жильцы только въехали в них, все созданное и, казалось, налаженное разрушилось.
Революционеры отобрали дома у их владельцев. А в просторные и сложной планировки квартиры въехали новые обитатели, выгнав прежних, и превратили их в жилплощадь - простые коммунальные квартиры или государственные конторы.
И все: смысл созданного и накопленного был потерян - началась другая жизнь...
Я понимаю, что инвесторы и владельцы домов разорились, вложения и труд не окупились... Кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то остался здесь уже как рядовой советский гражданин.
А как сложились судьбы архитекторов? Тех, кто создавал дома, на которые я сейчас смотрю, кто некогда был проставлен и богат, имена которых мы повторяем, поднимая головы вверх...
Я решил узнать это и проследить, что произошло с ними после революции. В другой жизни...
Он родился, стал популярным, возмужал, превратился из эмоционального и декоративного в рациональный и строгий, отцвёл, был вытеснен другими направлениями - и это всего лишь за 20 лет.
Это очень короткий срок для архитектурного стиля.
Короткая жизнь. Но зато какая яркая и насыщенная!
Модерн (ар нуво, югенд стиль, либерти) был порожден всемирными и всероссийскими выставками, Прекрасной эпохой и Серебряным веком, железобетоном и новыми формами в искусстве, индустриализацией и стремлением к природе, национальными искусствами и космополитизмом нового времени.
И уничтожен мировой войной и необходимостью выживать, коммерческим и экономичным подходом к архитектуре и жизни.
Я изучаю этого короткий период истории и искусства, воплощенный в зданиях и их интерьерах в разных городах и странах.
И мне интересны судьбы создателей этого стиля - архитекторов, скульпторов и инвесторов, а также тех, кто стал жильцом созданных ими домов и потребителем этого жизненного искусства.
А какова из жизнь после, когда эпоха модерна завершилась?
Ведь жизнь продолжалась...
И если в Западной Европе можно говорить о преемственности: жильцы продолжали жить в этих домах и особняках, лишь меняясь и переезжая, а творцы переходили в другие стили и создавали новые направления - то в России и странах, разделивших ее революционную и советскую судьбу, случился перелом.
И уже через несколько лет, как были построены эти дома, а жильцы только въехали в них, все созданное и, казалось, налаженное разрушилось.
Революционеры отобрали дома у их владельцев. А в просторные и сложной планировки квартиры въехали новые обитатели, выгнав прежних, и превратили их в жилплощадь - простые коммунальные квартиры или государственные конторы.
И все: смысл созданного и накопленного был потерян - началась другая жизнь...
Я понимаю, что инвесторы и владельцы домов разорились, вложения и труд не окупились... Кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то остался здесь уже как рядовой советский гражданин.
А как сложились судьбы архитекторов? Тех, кто создавал дома, на которые я сейчас смотрю, кто некогда был проставлен и богат, имена которых мы повторяем, поднимая головы вверх...
Я решил узнать это и проследить, что произошло с ними после революции. В другой жизни...
Московский модерн - это прежде всего для меня Лев Кекушев и Федор Шехтель.
Федор Шехтель
Фёдор (он же Франц) Шехтель - автор Ярославского вокзала, соединившего нео-русский стиль с модерном.
Федор Шехтель
Фёдор (он же Франц) Шехтель - автор Ярославского вокзала, соединившего нео-русский стиль с модерном.
![](https://static.tildacdn.com/tild3966-3563-4366-b030-633466383634/__4.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3535-3836-4166-a261-323630623031/__7.jpg)
Или Торгового дома московского купечества на Новой площади - рационального модерна нового времени
![](https://static.tildacdn.com/tild3132-6162-4463-b531-316639336663/IMG_20230618_195742.jpg)
Знаменитый Шехтель остался здесь, в Москве, еще пытался предлагать свои проекты новой власти, даже участвовал в конкурсе на строительство Мавзолея... Но, как я понял, уже был не интересен новым заказчикам. Так ничего уже и не построил.
Жил в нищете, хотя и поддерживаемый учениками, получал паек, жилплощадь их семьи все уплотняли и уплотняли...
И, судя по письмам он все более погружался в депрессию.
Умер от рака в 1926 году...
Жил в нищете, хотя и поддерживаемый учениками, получал паек, жилплощадь их семьи все уплотняли и уплотняли...
И, судя по письмам он все более погружался в депрессию.
Умер от рака в 1926 году...
Лев Кекушев
Прославленный мастер как эклектичного, так и европейского, близкого к франко-бельгийскому направлению, модерна. И создавшему вместе с другими мастерами особый, любимый мной, московский модерн.
Это и детище Савы Мамонтова отель Метрополь, в соавторстве с Вальконтом
Прославленный мастер как эклектичного, так и европейского, близкого к франко-бельгийскому направлению, модерна. И создавшему вместе с другими мастерами особый, любимый мной, московский модерн.
Это и детище Савы Мамонтова отель Метрополь, в соавторстве с Вальконтом
![](https://static.tildacdn.com/tild3130-6363-4662-b733-303766646335/IMG_20230618_182655.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3637-3830-4831-a334-306435623466/IMG_20230618_182126.jpg)
И особняк семьи Кекушева, и их доходный дом на Остоженке
![](https://static.tildacdn.com/tild6261-6535-4233-b461-303164643431/___5.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3262-3135-4333-b836-356462326461/_2.jpg)
И изящный уютный, с деревянными мотивами, одновременно такой русский и европейский особняк Носова на Электрозаводской
![](https://static.tildacdn.com/tild6634-3162-4861-b362-623735373562/IMG_20230418_113503.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3430-3731-4431-b735-663363363766/IMG_20230418_115733.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3762-3662-4939-a337-303933303263/IMG_20230418_113910.jpg)
И роскошный особняк Миндовского на Поварской....
![](https://static.tildacdn.com/tild6264-6264-4265-b636-333863623865/_1.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3732-3139-4632-a666-386663643137/_7.jpg)
И доходный дом Исакова на Пречистенке
![](https://static.tildacdn.com/tild6634-6662-4962-a236-306631653063/_1.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6239-6166-4131-b861-633365646463/_2.jpg)
И ещё, ещё...
О Льве Кекушеве могу писать и показывать его работы бесконечно. Смотрите отдельно мои статьи о нем.
Он был очень знаменит и популярен, по слухам, богат, хотя и расточителен. Оригинален и разнообразен. Но...
О Льве Кекушеве могу писать и показывать его работы бесконечно. Смотрите отдельно мои статьи о нем.
Он был очень знаменит и популярен, по слухам, богат, хотя и расточителен. Оригинален и разнообразен. Но...
Лев Кекушев сначала изменил в документах из неких практических соображений год и место своего рождения. Потому исследователи указывают как место рождения и Вильно, и Симбирскую губернию...
А вот дата и место его смерти и вовсе неизвестны.
Он как будто исчез после 1912 года.
Версий множество:.
и алкоголизм, и психбольница,
и также странные, неподтверждённые другими источниками, его появления с женой в Киеве или у его ученика Жолтовского (ставшего в последствии прославленным советским архитектором) в Москве,
и его убийство в 1917 году в Сокольниках матросами,
и расстрел во время облавы в 1918...
Не известно и место его захоронения...
А вот дата и место его смерти и вовсе неизвестны.
Он как будто исчез после 1912 года.
Версий множество:.
и алкоголизм, и психбольница,
и также странные, неподтверждённые другими источниками, его появления с женой в Киеве или у его ученика Жолтовского (ставшего в последствии прославленным советским архитектором) в Москве,
и его убийство в 1917 году в Сокольниках матросами,
и расстрел во время облавы в 1918...
Не известно и место его захоронения...
А вот судьбы и известных петербургских архитекторов. Прежде всего, "северного модерна".
Знаменитый Федор (Фридрих) Лидваль
Вот доходный дом Лидваля в начале Каменоостровского проспекта, прославивший его как архитектора модерна
Знаменитый Федор (Фридрих) Лидваль
Вот доходный дом Лидваля в начале Каменоостровского проспекта, прославивший его как архитектора модерна
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-6463-4638-b635-666439393363/IMG_20230623_180953.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3538-6539-4632-b335-613938666334/IMG_20230623_181013.jpg)
А вот его жилой Толстовский дом между Фонтанкой и улицей Рубинштейна
![](https://static.tildacdn.com/tild3666-3765-4734-b530-313031656536/IMG_20230623_220155.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6264-6664-4862-a533-333034666266/IMG_20230623_221405.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3432-3136-4365-b966-623166323966/IMG_20230623_222117.jpg)
Или нео-ренессансный дом цветочного магната Эйлерса на улице Рентгена Петроградки
![](https://static.tildacdn.com/tild3837-3261-4261-b934-373135333632/IMG_20230623_155425.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3533-3266-4934-b363-353232633431/IMG_20230623_155144.jpg)
Фридрих Лидваль благоразумно остался шведских подданным.
Понятно, что с революцией все нажитое в России: доходные дома, известность и заказы - потерял.
После революции он вернулся с семьёй в Швецию. И продолжал строить по своим проектам и там, и в Германии.
Да уж не столь заменит и богат как в Петербурге. Но при деле и прожил до 1945 года.
Понятно, что с революцией все нажитое в России: доходные дома, известность и заказы - потерял.
После революции он вернулся с семьёй в Швецию. И продолжал строить по своим проектам и там, и в Германии.
Да уж не столь заменит и богат как в Петербурге. Но при деле и прожил до 1945 года.
А вот другой классик Петербургского "северного модерна" Алексей Бубырь.
Часто работал в соавторстве с Николаем Васильевым, судьба которого потом сложилась по-иному. Но ведь тогда они не могли знать, как будет..
Вот их дом на Стремянной 11, ставшим символом и образцом Петербургского "северного модерна"
Часто работал в соавторстве с Николаем Васильевым, судьба которого потом сложилась по-иному. Но ведь тогда они не могли знать, как будет..
Вот их дом на Стремянной 11, ставшим символом и образцом Петербургского "северного модерна"
![](https://static.tildacdn.com/tild6661-3232-4462-b532-356434613330/IMG_20230623_212843.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3335-3566-4232-b763-346163303039/IMG_20230623_211507.jpg)
Или доходный дом (совместно с Васильевым) его тестя фортепьянного магната Дидерихса в конце Большого проспекта Петроградки
![](https://static.tildacdn.com/tild6635-3239-4961-a333-356233323963/IMG_20230623_153604.jpg)
Перестал с 1917 года получать заказы и уехал на Украину. Там был убит бандитами в 1919.
Его соавтор и коллега Николай Васильев.
Вот Петербургская мечеть на Петроградке, где он соединил Самарканд и северный модерн Петербурга.
Вот Петербургская мечеть на Петроградке, где он соединил Самарканд и северный модерн Петербурга.
![](https://static.tildacdn.com/tild3337-3963-4337-b230-653437393531/IMG_20230623_173103.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3165-6236-4266-a539-646434363361/IMG_20230623_173354.jpg)
А ещё его здания в Таллинне, Москве, Харькове...
И его совместные проекты в Петербурге с Алексеем Бубырём, с которым тогда они были вместе.
И его совместные проекты в Петербурге с Алексеем Бубырём, с которым тогда они были вместе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6137-3233-4939-b637-616332613239/IMG_20230623_211618.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6362-3339-4139-b462-393662613639/IMG_20230623_211718.jpg)
Классический путь эмигранта: сначала в Константинополь, затем в Белград, где даже успел кое-что построить, потом в Париж, и, наконец, в США.
Где успешно работал для разных известных фирм и реализовал немало проектов.
Предлагал свои проекты и для СССР, и, как добрый отзывчивый человек, немало помогал молодым советским архитекторам.
Жил и работал в США аж до 1958 года. Умер в Нью Йорке.
Где успешно работал для разных известных фирм и реализовал немало проектов.
Предлагал свои проекты и для СССР, и, как добрый отзывчивый человек, немало помогал молодым советским архитекторам.
Жил и работал в США аж до 1958 года. Умер в Нью Йорке.
Ипполит Претро
Еще один знаменитый архитектор петербургского "северного модерна".
Его важнейшее эталонное творение этого стиля - дом Путиловой на Большом проспекте Петроградки
Еще один знаменитый архитектор петербургского "северного модерна".
Его важнейшее эталонное творение этого стиля - дом Путиловой на Большом проспекте Петроградки
![](https://static.tildacdn.com/tild3466-3066-4039-a132-383566303666/IMG_20230626_130952.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6531-3933-4639-b439-313839383639/IMG_20230626_130802.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3339-6336-4239-b539-393036323061/IMG_20230626_130832.jpg)
И множество доходных домов рядом на Петроградской стороне, вокруг места, где мы живём...
На Малом проспекте 52
На Малом проспекте 52
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-3535-4334-a530-386566313834/IMG_20230623_133130.jpg)
Уютный теремок на улице Подрезова 20 и большой дом на Гатчинской 27
![](https://static.tildacdn.com/tild6539-6238-4333-b031-616336666665/IMG_20230623_142609.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3635-3436-4962-a238-313039346337/IMG_20230623_134722.jpg)
Он остался в России. Преподавал в Академии Художеств, был главным архитектором мастерской, реализовал немало проектов в разных городах. Казалось бы, и его судьба удачно сложилась...
Но в 1937 году был арестован и расстрелян.
Но в 1937 году был арестован и расстрелян.
Античные мудрецы говорили:
"Никто не может сказать, как он прожил жизнь, пока он не умер"
Бродя по питерским улицам и поднимая голову, чтобы над суетой первых этажей увидеть вневременное, я любуюсь и творениями модерна, представляю то славное время надежд и слома...
И размышляю о судьбах тех, кто некогда здесь проживал и обустраивал свою жизнь, думая, что это надолго, о жизни и смерти тех, кто создавал эти здания, пережившие их и ставшие частью уже моей жизни
Юрий Трифонов:
"Одна жизнь кончилась, другая начинается. Собственно, человек, любой, живет не одну, а несколько жизней. Умирает и возрождается, присутствует на собственных похоронах и наблюдает собственное рождение: опять та же медлительность, те же надежды. И можно после смерти оглядывать всю прожитую жизнь"
"Никто не может сказать, как он прожил жизнь, пока он не умер"
Бродя по питерским улицам и поднимая голову, чтобы над суетой первых этажей увидеть вневременное, я любуюсь и творениями модерна, представляю то славное время надежд и слома...
И размышляю о судьбах тех, кто некогда здесь проживал и обустраивал свою жизнь, думая, что это надолго, о жизни и смерти тех, кто создавал эти здания, пережившие их и ставшие частью уже моей жизни
Юрий Трифонов:
"Одна жизнь кончилась, другая начинается. Собственно, человек, любой, живет не одну, а несколько жизней. Умирает и возрождается, присутствует на собственных похоронах и наблюдает собственное рождение: опять та же медлительность, те же надежды. И можно после смерти оглядывать всю прожитую жизнь"