О жизни

Героизм как болезнь

Героизм как болезнь

Так как для меня и, надеюсь, для вас основными ценностями являются сама жизнь и жить с удовольствием, то всё, что способствует такой жизни, является здоровым и полезным, а что мешает – больным и вредным.

1

Когда человек совершает необходимое для спасения и поддержания жизни себя или окружающих, в этом нет героизма. Это естественное действие ради главного – жизни. Даже если для этого нужно совершить усилия или перетерпеть.

Но если он начинает рисковать своей жизнью и здоровьем без необходимости или когда можно было бы обойтись без этого, тут уже рождается героизм. То есть когда возникает нечто более важное, чем сама жизнь и ее спасение: идея, родина, справедливость, красота, сильные эмоции. И потому героизм обесценивает человеческую жизнь.

Поэтому героизм и героическое поведение, если сопряжены с риском для жизни и здоровья, а также с жертвами или мучениями так востребованы во время войны и питают её. Потому для меня это явления больные и вредные.

2

Почему часть людей склонны к героическому поведению, государством и пропагандой это поддерживается?

Когда люди стремятся к героизму и подвигам – это сигнал того, что с ними или в их среде не всё благополучно. Это, чаще всего, означает, что они не могут получать сильные удовольствия и радости от той жизни, что есть, и им не хватает ярких и острых ощущений. А потребность есть, особенно, у молодых и энергичных, а также у тех, кому стало скучно. И как её удовлетворить? Они начинают искать трудности, чтобы мучаясь, страдая, преодолевая препятствия, получить как награду удовольствие самоутверждения и победы. Для этого он идут покорять снежные вершины, прыгают с резинкой вниз головой, едут добровольцами на войну, лезут в драку и совершают другие, иногда сильно рискованные и самоубийственные поступки. Если реальной опасности здоровью и жизни это не несёт, то это можно рассматривать как способ развлечения.

Но очень часто героизм подразумевает именно жертвование собой – и это наиболее опасно.

Кому нужны герои, жертвующие собой?

Тем, кто, как правило не герои, но им нужен человеческий материал для достижения их целей – государственных, национальных, идеологических или личных. Для этого теми, кто добирается до власти или средств пропаганды, создаются культы героических предков, далёкого и недавнего героического прошлого, воспевания подвигов, воспитания молодёжи и всего населения в героическом духе. Внушается идея того, что есть что-то важнее человеческой жизни и удовольствия жить. И ради этого большего превозносится благородство и красота жертвования собой. Жертвовать можно не только жизнью, но и помельче – личным интересами и благополучием, и, конечно, своими удовольствиями. В этой шкале ценности те, кто не хотят быть героями и чем-то жертвовать, получают презрительные наименования «трусов», «обывателей» и «эгоистов».

3

Причины такого героического и связанного с ним жертвенного поведения первоначально лежат в мире животных. Иногда для выживания стаи, популяции или вожака нужно пожертвовать кем-то: или больными, или старыми, или, наоборот, наиболее активными и воинственными особями. Животное в этой ситуации не рассматривается как личность со своими интересами – это лишь часть общего и в случае необходимости уничтожается или само жертвует собой.

Мы давно уже стали людьми и живём в таких условиях, когда нет реальной необходимости жертвовать собой или кем-то для стаи и общества, но старый механизм продолжает работать. В периоды войны он запускается с новой силой. Да и сами войны придумываются, что поддерживать этот миф о героизме на плаву.

Я заметил, что в наибольшей степени ориентация на героическое и жертвенной поведение свойственно примитивным странам и слоям общества, примитивным, ближе к животным идеологиям и наиболее примитивным религиозным взглядам. Чем примитивнее – тем это сильнее и нагляднее. И, наоборот, необходимость и привлекательность героического поведения и совершения подвигов минимальна у наиболее развитых стран и слоёв общества, идеологий и религиозно – духовных системах. К этому там уже относятся безразлично или даже негативно.

К первым, например, относятся: страны средневековой Европы или современные бедные исламские, африканские государства, мало образованная часть населения, фашистские, коммунистические, имперские или националистические идеологии, а также религиозные явления вроде средневекового христианства или современного исламского фундаментализма.

Ко вторым – современные страны Западной Европы, либеральные интеллигенты, пацифизм, либертарианство или гуманизм, а также современный католицизм или восточный буддизм. То есть, чем богаче и более развито общество и люди в нём, тем менее ценными и популярными становятся героизм, жертвенность (более сожаление о жертвах), подвиги и нужда в них.

Чем беднее и примитивнее – тем важность этого возрастает, и возникает периодическая нужда в героях, которых нужно побольше рожать – физически и идейно. И вместо осознания бесчеловечности такого подхода создаются новые мифы, и героями объявляются те, кто часто просто попал между молотом и наковальней, не сумев себя спасти, чтобы их пример вдохновлял на подвиги других.

В период войны во всех участниках конфликта происходит сползание в примитив, упрощение и животность, а потому героизм становится снова востребованным даже там, где уже угасал.

Героические идеи в таких обществах привлекательны, так как повторяются из поколения в поколения, внушаются через идеологию и искусство, и этому особо подвержены люди молодые и внушаемые.

Помню себя в молодости: я нередко представлял себя, вдохновлённый книгой или фильмом, совершающим подвиги. Да и сейчас, постарше, меня волнуют революционные мотивы, и во мне жив дух ниспровергателя. Но уже с молодости у меня был сильный инстинкт самосохранения и, главное, я рано понял, что в жизни главное – удовольствие от жизни, а потому ничто не стоит того, чтобы жизнью, здоровьем и удовольствиями своими ради этого жертвовать. Поэтому энергию революционера решил направить в творчество, свою работу, секс, общественную деятельность и путешествия. Что и советую всем, у кого «чешутся руки», кого «труба зовёт» или обуревает «справедливый гнев».

4

Если в стране и обществе снова и снова рассказывают о подвигах прошлого и воспевают героев – это дурной знак.

Значит, готовят новый человеческий материал для заклания, новых героев и добровольные жертвы для решения неких идеологических или личных властных задач. И нам стоит быть внимательными, не увлекаться этим и самим не играть в эти опасные игры.

Так если на вас идёт компания агрессивных людей, то не нужно геройствовать и красоваться – может стоить пробитой головы. Лучше быстрее бежать, крича: «На помощь», а потом радоваться, что, жив и здоров. И не надо идти ни на какую войну, а тем более танк или амбразуру: если вас раздавят или продырявят во многих местах, даже если и похоронят с почестями, вашу жизнь уже не спасти – ни для вас, ни для родных. Лучше уклонитесь от подобного и сделайте что-то полезное для себя и других в живом состоянии – пользы будет больше.

Если вас кто-то призывает чем-то жертвовать ради чего-то, облекая это в красивую упаковку морали, патриотизма, интересов страны и прочего, то лучше держаться от этого подольше и, наплевав на то "красиво" это или «не красиво», заниматься своей жизнью и тем, что нравится лично вам.

В пьесе Брехта «Жизнь Галилея» ученик, узнав, что Галилей отрёкся от своего учения и тем спас себе жизнь,
по-юношески заявляет: «Несчастна та страна, у которой нет героев!».
На что учитель отвечает: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях».

Опасность героизма в том, что это явление считается не болезнью личности и общества, а признаком здоровья, и даже идеалом. А мы знаем, что самыми опасными болезнями для человека являются те, что не считаются болезнями, и потому не лечатся
Мысли о жизни