О жизни

"Прощённый" Джона Макдона. Путешествие сквозь пустыню и кино

Умное кино рождается в едином пространстве жизни и самого кинематографа.

"Прощённый"- последний пока фильм Джона Майкла Макдона - это диалог с моим любимым, снятым за 30 лет до него, фильмом Бернардо Бертолуччи "Под покровом небес".
Оба фильмах - инсценировки. У Бертолуччи - романа Пола Боула, у Макдона - Лоуренса Осборна.

Начало "Прощенного" - явное напоминание первых сцен "Под покровом небес":
англо-американская пара приплывает на корабле в Африку, так же в марокканский Танжер.

Одна из первых фраз супругов, также переживающих кризис отношений, об "обратном пути" перекликается со словами уже классического фильма:
"Мы - не туристы, мы - путешественники" - "А в чем разница?" - "Турист после приезда сразу думает о возвращении. А путешественник может и не вернуться"...

И первая сцена в обоих фильмах - в местном кафе. Но у Бертолуччи кафе закольцовывается: в конце появляется автор романа Джон Боул с его финальным монологом. Здесь же автор другого романа Лоуренс Осборн заигрывает с девушками в начале фильма... Происходит как бы ироничная передача эстафеты от одного писателя фильма, героев, времени, места - к другим...

Параллели с фильмом Бертолуччи и в любовной интриге главной героини с американцем, и открывающиеся с вершины холмов пейзажи, и встреча не понимающих друг друга, но вынужденных жить вместе культур и людей...
Современное искусство и кино существует не только в контексте реальной жизни, но и самого искусства, которое уже стало этой жизнью. И погружаться в его переплетающиеся смыслы - это особое удовольствие познания разных слоёв смысла...

Дань признания великому и при этому также мало известному фильму Бертолуччи отдана. Герои сели не в старый местный автобус, а современную машину, и отправились в путь....
И далее история развивается самостоятельно, уже в наше время, расслаиваясь, разделяясь на несколько связанных и при этом параллельных сюжетов, культур, смыслов, трагедий...

Ещё одно замечательное кино ( вспоминаю и "Вавилон" Иньяритту), где через личные истории столкнулись разные цивилизации, языки, понимания и жизненные уклады. Без морализаторства, полит-корректности и упрощения, без модного сейчас "кто прав" и "на чьей стороне". С оригинальным и умным сюжетом, непредсказуемым развитием и убийственным финалом, что обдумываешь потом. И тогда понимаешь: "Прощённый" - это продолжение предыдущего фильма Макдона "Голгофа", его переход с морского берега Ирландии в жаркую пустыню Африки... Вина, месть, прощение, искупление....

Монологи Джона Макдона (брата Мартина Макдона), как и ранее, блистательны. Его постановка - мастерская.
Съёмки восхитительны.
И игра актеров, разных национальностей, от небольших ролей до главных, безупречна. Отмечу одного из лучших актеров современности Рэйфа Файнса, а также Джессику Честейн, Мэтта Смита и магнетичного марокканского исполнителя роли отца Исмаэля Канатера...

До сих пор вспоминаю меняющиеся по мере осознания своей вины глаза героя Файнса, или эмоциональный переход от плача к суровой мужественности героя Канатера у могилы сына...
Когда увидите - меня поймёте.
Интересно, что такие сложные и умные фильмы, как правило проходят незамеченными широкой публикой. И не имеют финансового успеха. Для многих это скучно и мало понятно.
Что же, будем смотреть в узком кругу тех, кто понимает.
Да, из-за того, что такие фильмы находятся в тени раскрученных блокбастеров или успешных "оскароносцев", мы порой их пропускаем.

Для этого стоит их находить и смотреть, о них писать и говорить, чтобы среди груды песка и шлака находить редкие драгоценные слитки


Об искусстве