О жизни

Империя и модерн. Особняки Васильевского острова

В целом в Петербурге, в отличие от Москвы, мало особняков эпохи модерна. Большинство из них на Каменном острове или в в Царском Селе, то есть в дачных местах и за городом.
Здесь модерн в основном представлен доходными домами. Линиями таких доходных домов застроен весь Петербург начала XX века и значительная часть Васильевского острова. И о них я ещё расскажу...

Тем не менее, есть два, и весьма примечательных, особняка раннего модерна на Васильевском острове. Интересно, что оба они в романтической традиции и спроектированы российскими архитекторами немецкого происхождения.Мы знаем, среди творцов этой эпохи в российской империи было немало выходцев из других стран: немцы, шведы, поляки, англичане... И при этом все они были россияне. И в этом сила и преимущества культуры империи.
Вот особняк Форостовского архитектора Карла Шмидта, построенный в ранний период петербургского модерна в 1901 году.
Творчески переработанная романтика северного Ренессанса.
Центральная часть здания,что редко для города, утоплена внутрь и перед ней небольшой полисадник.
Башня с высоким шпилем над левым ризолитом, каменные рамы окон, завершения, общая стилистика роднят здание с той эпохой Ренессанса и историческими стилями эклектики.
А разнообразие отделочных материалов: кирпич-кабанчик, грубый гранит, гладкий камень - сложность и ассиметричность форм здания, правый ризолит с эркером, плавные линии, а также рисунок решётки и лепной растительный орнамент на стенах - это уже черты нового стиля - модерна.

А на 21линии 8 а находится ещё один романтический особняк Франка, но уже с фахверковыми элементами английской традиции, берущей начало у нас от особняка великого князя Бориса Владимировича в Царском селе (следующий мой материал).
Здесь также встречаются элементы историзма с новаторством модерна. Вроде, традиционные формы английских коттеджей или немецких домов. Но при этом творческий переработанные. Так два боковых ризалита асимметричны, и в их композиции использован принцип контрапоста: левый дополнен выступом на уровне первого этажа с балконом и средневековыми узорами,
...а правый - наоборот, в нижней части утоплен глубокой аркой портала со странной африканской мордочкой над ним, и сверху нависает ещё небольшой трёхгранный эркер.а правый - наоборот, в нижней части утоплен глубокой аркой портала со странной африканской мордочкой над ним, и сверху нависает ещё небольшой трёхгранный эркер.
Само здание г-образной формы. И справа можно видеть разнообразные вытянутые вверх окна, часть из которых идёт лесенкой, что соответствует лестничным проёмам внутренней части здания. Принцип модерна, когда здание строится изнутри вовне.
Автор особняка мой любимый петербургский архитектор немецкого происхождения Василий Шауб.

Очень популярный в Петербурге, и автор знаменитой Австрийской площади, а также других любимых мной зданий, например ,на Гатчинской улице - уже на Петроградке...

Я не раз писал, что рубеж xix-xx века и стиль модерн соединили в себе различные национальные и исторические традиции в единое искусство. А империя создала для этого благоприятную среду. Как российская так и австрийская. Частью российской империи в то время были и Петербург, и Москва, и Рига, и Киев, и Одесса, и Хельсинки. И пребывание в единой империи было благотворно для их культуры, экономики и развития. А культура и архитектура этих городов создали единую культуру российской империи той эпохи. И в этом преимущество империи над национальными государствами, неспособным подняться до такой высоты. Возможности создания великой культуры дают именно такие космополитичные, наднациональной формы объединений.
И приведённые примеры - тому подтверждение.

Далее расскажу вам о модерновых особняках Царского Села, откуда стиль пришёл к нам, начиная с дачи великого князя Бориса Владимировича, а затем разнообразно раскрылся в Петербурге.


А также расскажу об интересных доходных домах Барановского...
и Гаванском рабочем посёлке на Васильевском острове.
Кстати с пожарной частью уже более позднего периода, но родственной по стилю описанным нам особнякам.
У разнообразного отечественного и мирового модерна была короткая, но очень насыщенная интересная история. Которая до сих пор прорастает уже в современной архитектуре и культуре. Как указатель, в какую сторону развития стоит идти...У разнообразного отечественного и мирового модерна была короткая, но очень насыщенная интересная история.

Которая до сих пор прорастает уже в современной архитектуре и культуре. Как указатель, в какую сторону развития стоит идти...
Архитектура как образ мира