В целом в Петербурге, в отличие от Москвы, мало особняков эпохи модерна. Большинство из них на Каменном острове или в в Царском Селе, то есть в дачных местах и за городом.
Здесь модерн в основном представлен доходными домами. Линиями таких доходных домов застроен весь Петербург начала XX века и значительная часть Васильевского острова. И о них я ещё расскажу...
![](https://static.tildacdn.com/tild3037-6165-4263-a131-353061646166/IMG20240329135501.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6336-6633-4433-b661-373534653665/IMG20240329160830.jpg)
Тем не менее, есть два, и весьма примечательных, особняка раннего модерна на Васильевском острове. Интересно, что оба они в романтической традиции и спроектированы российскими архитекторами немецкого происхождения.Мы знаем, среди творцов этой эпохи в российской империи было немало выходцев из других стран: немцы, шведы, поляки, англичане... И при этом все они были россияне. И в этом сила и преимущества культуры империи.
![](https://static.tildacdn.com/tild3035-3632-4434-b634-626139336263/photo_2024-06-13_10-.jpg)
Вот особняк Форостовского архитектора Карла Шмидта, построенный в ранний период петербургского модерна в 1901 году.
Творчески переработанная романтика северного Ренессанса.
Центральная часть здания,что редко для города, утоплена внутрь и перед ней небольшой полисадник.
Башня с высоким шпилем над левым ризолитом, каменные рамы окон, завершения, общая стилистика роднят здание с той эпохой Ренессанса и историческими стилями эклектики.
Творчески переработанная романтика северного Ренессанса.
Центральная часть здания,что редко для города, утоплена внутрь и перед ней небольшой полисадник.
Башня с высоким шпилем над левым ризолитом, каменные рамы окон, завершения, общая стилистика роднят здание с той эпохой Ренессанса и историческими стилями эклектики.
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-3738-4064-b333-303130373334/photo_2024-06-13_10-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6135-3739-4431-a562-656233303863/photo_2024-06-13_10-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-3933-4965-b434-636637386639/trashed-1720943215-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6465-3865-4461-b139-323766326662/trashed-1720943215-I.jpg)
А разнообразие отделочных материалов: кирпич-кабанчик, грубый гранит, гладкий камень - сложность и ассиметричность форм здания, правый ризолит с эркером, плавные линии, а также рисунок решётки и лепной растительный орнамент на стенах - это уже черты нового стиля - модерна.
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-6136-4731-a363-373530356139/trashed-1720943215-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-3964-4834-a232-303563316331/trashed-1720943215-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3233-3133-4632-a365-333133623863/trashed-1720943215-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3334-3336-4961-a632-303136393563/photo_2024-06-13_10-.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3065-3136-4436-b236-626466343663/trashed-1720943215-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6564-3338-4031-b166-353832623333/trashed-1720943215-I.jpg)
А на 21линии 8 а находится ещё один романтический особняк Франка, но уже с фахверковыми элементами английской традиции, берущей начало у нас от особняка великого князя Бориса Владимировича в Царском селе (следующий мой материал).
![](https://static.tildacdn.com/tild3634-6366-4261-b466-333662303639/trashed-1720943214-I.jpg)
Здесь также встречаются элементы историзма с новаторством модерна. Вроде, традиционные формы английских коттеджей или немецких домов. Но при этом творческий переработанные. Так два боковых ризалита асимметричны, и в их композиции использован принцип контрапоста: левый дополнен выступом на уровне первого этажа с балконом и средневековыми узорами,
![](https://static.tildacdn.com/tild3331-6334-4630-b839-323237646532/trashed-1720943214-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3363-6662-4166-b034-663631663865/trashed-1720943214-I.jpg)
...а правый - наоборот, в нижней части утоплен глубокой аркой портала со странной африканской мордочкой над ним, и сверху нависает ещё небольшой трёхгранный эркер.а правый - наоборот, в нижней части утоплен глубокой аркой портала со странной африканской мордочкой над ним, и сверху нависает ещё небольшой трёхгранный эркер.
![](https://static.tildacdn.com/tild3137-3138-4932-b239-393462393862/trashed-1720943214-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6533-6537-4161-b734-333030376664/trashed-1720943214-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6633-6136-4463-b263-303038383432/trashed-1720943214-I.jpg)
Само здание г-образной формы. И справа можно видеть разнообразные вытянутые вверх окна, часть из которых идёт лесенкой, что соответствует лестничным проёмам внутренней части здания. Принцип модерна, когда здание строится изнутри вовне.
![](https://static.tildacdn.com/tild3839-3565-4635-b836-346566336264/trashed-1720943214-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3065-3535-4461-a264-376166316361/trashed-1720943214-I.jpg)
Автор особняка мой любимый петербургский архитектор немецкого происхождения Василий Шауб.
Очень популярный в Петербурге, и автор знаменитой Австрийской площади, а также других любимых мной зданий, например ,на Гатчинской улице - уже на Петроградке...
Очень популярный в Петербурге, и автор знаменитой Австрийской площади, а также других любимых мной зданий, например ,на Гатчинской улице - уже на Петроградке...
![](https://static.tildacdn.com/tild3364-3637-4339-a134-643231663032/_.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3232-6135-4030-a530-346235653063/IMG20240402120921.jpg)
Я не раз писал, что рубеж xix-xx века и стиль модерн соединили в себе различные национальные и исторические традиции в единое искусство. А империя создала для этого благоприятную среду. Как российская так и австрийская. Частью российской империи в то время были и Петербург, и Москва, и Рига, и Киев, и Одесса, и Хельсинки. И пребывание в единой империи было благотворно для их культуры, экономики и развития. А культура и архитектура этих городов создали единую культуру российской империи той эпохи. И в этом преимущество империи над национальными государствами, неспособным подняться до такой высоты. Возможности создания великой культуры дают именно такие космополитичные, наднациональной формы объединений.
И приведённые примеры - тому подтверждение.
Далее расскажу вам о модерновых особняках Царского Села, откуда стиль пришёл к нам, начиная с дачи великого князя Бориса Владимировича, а затем разнообразно раскрылся в Петербурге.
И приведённые примеры - тому подтверждение.
Далее расскажу вам о модерновых особняках Царского Села, откуда стиль пришёл к нам, начиная с дачи великого князя Бориса Владимировича, а затем разнообразно раскрылся в Петербурге.
![](https://static.tildacdn.com/tild3530-3532-4136-b135-363239313836/trashed-1720943161-I.jpg)
А также расскажу об интересных доходных домах Барановского...
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-3337-4261-a638-333537666266/trashed-1720943214-I.jpg)
и Гаванском рабочем посёлке на Васильевском острове.
Кстати с пожарной частью уже более позднего периода, но родственной по стилю описанным нам особнякам.
Кстати с пожарной частью уже более позднего периода, но родственной по стилю описанным нам особнякам.
![](https://static.tildacdn.com/tild3239-6462-4931-b564-316466366436/trashed-1720943214-I.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-3737-4534-a633-626164313638/trashed-1720943214-I.jpg)
У разнообразного отечественного и мирового модерна была короткая, но очень насыщенная интересная история. Которая до сих пор прорастает уже в современной архитектуре и культуре. Как указатель, в какую сторону развития стоит идти...У разнообразного отечественного и мирового модерна была короткая, но очень насыщенная интересная история.
Которая до сих пор прорастает уже в современной архитектуре и культуре. Как указатель, в какую сторону развития стоит идти...
Которая до сих пор прорастает уже в современной архитектуре и культуре. Как указатель, в какую сторону развития стоит идти...