О жизни

Модерн Минска

Так как Минск в годы войны был сильно разрушен и на месте руин был заново выстроен весь центр, то основным его стилем стал советский неоклассицизм. И этом стиле Минск один из самых стильных городов. Хотя, конечно, пышность и строгость, некая мрачность и однообразие такого архитектурного пространства в сочетании с историей вызывает уважение, но не любовь.
Стремящиеся к масштабности здания модернизма и постсоветской эпохи гармонично соединились с этим стилем, став его продолжением, но все же оживили пространство.
А отстроенный заново, в духе старых европейских городов, исторический центр с церквями, костелом, ратушей, придал этой части города праздничность и очарование. И хотя новодельность чувствуется, эти кажущиеся игрушечными и как декорации кварталы, окруженные неоклассическими и ново-модернисткими гигантами, очаровательны.
Модерну повезло меньше.
Думаю, до войны его было немало. Но почти ничего не осталось. И его восстановлением никто не занимался. Он явно не в доминирующем стиле и духе города.
Потому ничего подобного не только Парижу или Риге, а и провинциальным старым русским городам, стоят описывал ранее, здесь не осталось. И трудно понять понять тенденции и отличительные особенности модерна Минска.
Но кое-что все же сохранилось. И стоит пройтись по центру и это отыскать. Неизвестный Минск рубежа 19-20 веков вам передаст привет.

Итак, очевидно, что местный модерн сливается с местным неоклассицизмом. Вот наглядный пример этого - дом врача Свенцицкого архитектора Гая (ул. Карла Маркса 10, кстати, самая интересная и разнообразная архитектурно улица города):
Со стороны и не сразу поймешь, что модерн. Но все же замечаем: ассиметрия, дверь с ризолитом (полукруглым окошком) над ней со стороны улицы Маркса, ворота с растительным орнаментом с улицы Ленина. Все остальное - явный неоклассицизм.
Но внутри интересней: витая лестница, модерновые узоры дверей, старая плитка... Световой двор - колодец.
И, необычно: стеклянная крыша наверху, как в пассажах и выставочных залах начала 20 века, сохранившаяся до сих пор.
Кстати, это не единственный дом со стеклянной крышей. И это уже особенность модерна Минска.

А вот еще образец соединения строго неоклассицизмом с творческим модерном в доме левее Ратуши. Модерн проступает вертикальными линиями и разнообразием декора, разнообразием поверхностей фасада, необычным и изящным оглавлением, сохранившейся правой дверью.
Уже больше черт модерна можем увидеть в наброском доме на углу Маркса и Володарского.
Модерновый эркер, ассиметрия и большие окна с узорами над входом. Все остальное просто и обыкновенно. Но красный кирпич отсылает к неорусской традиции русских провинциальных городов, где подобного немало.
И совсем рядом уже модерн в чистом виде - дом Костровицкой архитектора Краснопольского на пересечении Володарского и Кирова. Заметили, что в Минске улицы сохранили советские наименования революционеров?

Красно - белый. Но это уже штукатура. По форме - скорее "северный модерн" - национально-романтический стиль Хельсинки и Риги, встречающийся и в Москве с Петербургом. Но нарядный.
Оригинальный угол: полубашенка и белая линия третьего этажа с полуэркерами.
Интересно, что внизу до революции было управление железной дороги и аптека, а вверху - жилые квартиры. И это видно по входам.

Необычные просторные лестничные площадки и своды коридора. И снова стеклянный световой, купол наверху.
Хорошо, что эти дома жилые, и их можно изучить внутри.

А вот в светло-желтый дом Абрампольского, что рядом с Красным костелом, внутрь не пускают - какое-то госучереждение. Но все же знакомую нам модерновую лестницу, но с неогреческими неоклассическими узорами, снять успел.

Это здание архитектора Гайдукевича тоже очевидный модерн. Уже поздний, предвоенный. Здесь и крыша, и ассиметрия, и беленький эркер...

Но также и с элементами неоклассицизма, идущего модерну на смену: декор фасада и балконы правой строны. Аттик над срезанным углом дома с датой постройки латинскими цифрами...
И забавные лошади с крыльями, змеиными хвостами и ластами над колоннами главного входа. Такие я видел впервые.

Но самый красивое здание в стиле модерна - это дом Лившица (Интернациональная 16).
По форме тот же "северный модерн", но какой необычный!
Сине-серо-голубого цвета.
На фасаде: и камень, и штукатурка, и плитка, и майолика. Сочетание гладкой и шероховатой поверхностей. Интересное оглавление с вытянутой рюмочкой.
Оригинально, изобретательно и изящно.
В год строительства дома 1913 началась война. И надолго прервала творческое развитие архитектуры, завершив короткую эпоху модерна. А вторая война уничтожила здесь и его творения начала 20 века.
Радостно, что этот чудный дом, как эстетическое и историческое прощание с Прекрасной эпохой сохранился.

Достойное завершение прогулки - знакомства с редким сохранившимся модерном того Минска, что мало кто знает и помнит

P.S. Читайте и смотрите мои заметки, фото репортажи и фильмы о модерне Риги, Парижа, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Тамбова и других городов. Открывайте, сравнивайте, наслаждайтесь творениями человека этой эпохи. Это делает красивее и человечнее нас самих
Архитектура как образ мира