Так как Минск в годы войны был сильно разрушен и на месте руин был заново выстроен весь центр, то основным его стилем стал советский неоклассицизм. И этом стиле Минск один из самых стильных городов. Хотя, конечно, пышность и строгость, некая мрачность и однообразие такого архитектурного пространства в сочетании с историей вызывает уважение, но не любовь.
![](https://static.tildacdn.com/tild6139-3063-4530-a266-333739356337/IMG_20230522_132609.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3361-6565-4132-a334-376362303234/IMG_20230519_204306.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6463-3266-4937-b031-383562303831/IMG_20230519_220015.jpg)
Стремящиеся к масштабности здания модернизма и постсоветской эпохи гармонично соединились с этим стилем, став его продолжением, но все же оживили пространство.
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-3839-4337-b961-343761333765/IMG_20230521_230757.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6132-3861-4135-a334-316233626337/IMG_20230519_200325.jpg)
А отстроенный заново, в духе старых европейских городов, исторический центр с церквями, костелом, ратушей, придал этой части города праздничность и очарование. И хотя новодельность чувствуется, эти кажущиеся игрушечными и как декорации кварталы, окруженные неоклассическими и ново-модернисткими гигантами, очаровательны.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-3633-4039-a238-633665616435/IMG_20230519_203937.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-3137-4134-a233-326363653731/IMG_20230519_221843.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3834-3337-4331-b333-613339646361/IMG_20230519_222451.jpg)
Модерну повезло меньше.
Думаю, до войны его было немало. Но почти ничего не осталось. И его восстановлением никто не занимался. Он явно не в доминирующем стиле и духе города.
Потому ничего подобного не только Парижу или Риге, а и провинциальным старым русским городам, стоят описывал ранее, здесь не осталось. И трудно понять понять тенденции и отличительные особенности модерна Минска.
Думаю, до войны его было немало. Но почти ничего не осталось. И его восстановлением никто не занимался. Он явно не в доминирующем стиле и духе города.
Потому ничего подобного не только Парижу или Риге, а и провинциальным старым русским городам, стоят описывал ранее, здесь не осталось. И трудно понять понять тенденции и отличительные особенности модерна Минска.
![](https://static.tildacdn.com/tild3161-3834-4436-a262-396634643731/IMG_20230519_221050.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3738-3566-4461-a262-663864313066/IMG_20230519_215953.jpg)
Но кое-что все же сохранилось. И стоит пройтись по центру и это отыскать. Неизвестный Минск рубежа 19-20 веков вам передаст привет.
Итак, очевидно, что местный модерн сливается с местным неоклассицизмом. Вот наглядный пример этого - дом врача Свенцицкого архитектора Гая (ул. Карла Маркса 10, кстати, самая интересная и разнообразная архитектурно улица города):
Итак, очевидно, что местный модерн сливается с местным неоклассицизмом. Вот наглядный пример этого - дом врача Свенцицкого архитектора Гая (ул. Карла Маркса 10, кстати, самая интересная и разнообразная архитектурно улица города):
![](https://static.tildacdn.com/tild6432-3665-4534-a133-306239333061/IMG_20230522_131140.jpg)
Со стороны и не сразу поймешь, что модерн. Но все же замечаем: ассиметрия, дверь с ризолитом (полукруглым окошком) над ней со стороны улицы Маркса, ворота с растительным орнаментом с улицы Ленина. Все остальное - явный неоклассицизм.
![](https://static.tildacdn.com/tild6631-3834-4334-b339-396262616366/IMG_20230522_132513.jpg)
Но внутри интересней: витая лестница, модерновые узоры дверей, старая плитка... Световой двор - колодец.
И, необычно: стеклянная крыша наверху, как в пассажах и выставочных залах начала 20 века, сохранившаяся до сих пор.
Кстати, это не единственный дом со стеклянной крышей. И это уже особенность модерна Минска.
И, необычно: стеклянная крыша наверху, как в пассажах и выставочных залах начала 20 века, сохранившаяся до сих пор.
Кстати, это не единственный дом со стеклянной крышей. И это уже особенность модерна Минска.
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-6134-4339-a237-653637633731/IMG_20230522_132205.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3963-6239-4531-a135-616232653439/IMG_20230522_132224.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-3537-4131-a439-373436366334/IMG_20230522_131712.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3932-3933-4962-a530-623535646564/IMG_20230522_132004.jpg)
А вот еще образец соединения строго неоклассицизмом с творческим модерном в доме левее Ратуши. Модерн проступает вертикальными линиями и разнообразием декора, разнообразием поверхностей фасада, необычным и изящным оглавлением, сохранившейся правой дверью.
![](https://static.tildacdn.com/tild6239-6336-4662-b164-343135633763/IMG_20230519_221428.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-3832-4365-a338-316335333030/IMG_20230519_221435.jpg)
Уже больше черт модерна можем увидеть в наброском доме на углу Маркса и Володарского.
Модерновый эркер, ассиметрия и большие окна с узорами над входом. Все остальное просто и обыкновенно. Но красный кирпич отсылает к неорусской традиции русских провинциальных городов, где подобного немало.
Модерновый эркер, ассиметрия и большие окна с узорами над входом. Все остальное просто и обыкновенно. Но красный кирпич отсылает к неорусской традиции русских провинциальных городов, где подобного немало.
![](https://static.tildacdn.com/tild3566-3739-4463-b065-633062636633/IMG_20230522_140351.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-3164-4436-b365-666137393834/IMG_20230522_140441.jpg)
И совсем рядом уже модерн в чистом виде - дом Костровицкой архитектора Краснопольского на пересечении Володарского и Кирова. Заметили, что в Минске улицы сохранили советские наименования революционеров?
Красно - белый. Но это уже штукатура. По форме - скорее "северный модерн" - национально-романтический стиль Хельсинки и Риги, встречающийся и в Москве с Петербургом. Но нарядный.
Оригинальный угол: полубашенка и белая линия третьего этажа с полуэркерами.
Красно - белый. Но это уже штукатура. По форме - скорее "северный модерн" - национально-романтический стиль Хельсинки и Риги, встречающийся и в Москве с Петербургом. Но нарядный.
Оригинальный угол: полубашенка и белая линия третьего этажа с полуэркерами.
![](https://static.tildacdn.com/tild6661-3337-4064-b232-633930663236/IMG_20230522_134120.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3331-3336-4137-a238-376632643635/IMG_20230522_134307.jpg)
Интересно, что внизу до революции было управление железной дороги и аптека, а вверху - жилые квартиры. И это видно по входам.
Необычные просторные лестничные площадки и своды коридора. И снова стеклянный световой, купол наверху.
Хорошо, что эти дома жилые, и их можно изучить внутри.
Необычные просторные лестничные площадки и своды коридора. И снова стеклянный световой, купол наверху.
Хорошо, что эти дома жилые, и их можно изучить внутри.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-3930-4664-b637-653736336438/IMG_20230522_140046.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-3634-4439-b265-303065393536/IMG_20230522_135222.jpg)
А вот в светло-желтый дом Абрампольского, что рядом с Красным костелом, внутрь не пускают - какое-то госучереждение. Но все же знакомую нам модерновую лестницу, но с неогреческими неоклассическими узорами, снять успел.
![](https://static.tildacdn.com/tild3639-6632-4464-a331-336661353536/IMG_20230522_141501.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-6465-4735-b736-316632663361/IMG_20230522_141726.jpg)
Это здание архитектора Гайдукевича тоже очевидный модерн. Уже поздний, предвоенный. Здесь и крыша, и ассиметрия, и беленький эркер...
Но также и с элементами неоклассицизма, идущего модерну на смену: декор фасада и балконы правой строны. Аттик над срезанным углом дома с датой постройки латинскими цифрами...
Но также и с элементами неоклассицизма, идущего модерну на смену: декор фасада и балконы правой строны. Аттик над срезанным углом дома с датой постройки латинскими цифрами...
![](https://static.tildacdn.com/tild3437-3631-4333-a564-623733633861/IMG_20230522_141549.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-6333-4364-b232-306635366337/IMG_20230522_142532.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-3938-4537-b736-636464363739/IMG_20230522_142544.jpg)
И забавные лошади с крыльями, змеиными хвостами и ластами над колоннами главного входа. Такие я видел впервые.
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-6164-4632-b639-646436346432/IMG_20230522_141817.jpg)
Но самый красивое здание в стиле модерна - это дом Лившица (Интернациональная 16).
По форме тот же "северный модерн", но какой необычный!
Сине-серо-голубого цвета.
По форме тот же "северный модерн", но какой необычный!
Сине-серо-голубого цвета.
![](https://static.tildacdn.com/tild3164-3935-4564-a531-393365303665/IMG_20230522_145004.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6136-3063-4730-a530-336532383965/IMG_20230522_145139.jpg)
На фасаде: и камень, и штукатурка, и плитка, и майолика. Сочетание гладкой и шероховатой поверхностей. Интересное оглавление с вытянутой рюмочкой.
Оригинально, изобретательно и изящно.
Оригинально, изобретательно и изящно.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-6630-4130-b366-353362376431/IMG_20230522_145110.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-3935-4861-b534-316363346635/IMG_20230522_145116.jpg)
В год строительства дома 1913 началась война. И надолго прервала творческое развитие архитектуры, завершив короткую эпоху модерна. А вторая война уничтожила здесь и его творения начала 20 века.
Радостно, что этот чудный дом, как эстетическое и историческое прощание с Прекрасной эпохой сохранился.
Достойное завершение прогулки - знакомства с редким сохранившимся модерном того Минска, что мало кто знает и помнит
Радостно, что этот чудный дом, как эстетическое и историческое прощание с Прекрасной эпохой сохранился.
Достойное завершение прогулки - знакомства с редким сохранившимся модерном того Минска, что мало кто знает и помнит
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-3131-4132-a433-386566623531/IMG_20230520_000829.jpg)
P.S. Читайте и смотрите мои заметки, фото репортажи и фильмы о модерне Риги, Парижа, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Тамбова и других городов. Открывайте, сравнивайте, наслаждайтесь творениями человека этой эпохи. Это делает красивее и человечнее нас самих