О жизни

Модерн Замоскворечья

Так как Москва богата разнообразными зданиями стиля модерн, то изучая этот стиль в родной столице прокладываю маршруты, когда за один насыщенный день можно пройти один из её районов. Внимательно вглядеться и почувствовать его особенность.
Подобное делаю в Петербурге, Праге, Париже (смотрите мои фильмы и статьи об этом) и, надеюсь, в других городах. Вы можете так же почитать и посмотреть фильм о модерне Мещанского района.

Сегодня, в теплый весенний день - по Замоскворечью.
Предлагаю вместе прогуляться в поисках заданий модерна по следующему маршруту:
выход из метро Полянка - улица Полянка до Садового кольца - Большая Ордынка до метро Третьяковская - Лаврушинский переулок и 1 Кадашёвский переулок - Пятницкая улица - Средний Овчинниковский переулок - и покидаем Замоскворечье...

Итак, выходим из метро Полянка и по правой стороне - к Садовому кольцу.
Неожиданно в глубине в 1 Хвостовском переулке замечаю Подворье Пантелеймоновского Афонского монастыря (1912, архитектор Д.Д. Зверев).
Формы простые и строгие, мало напоминают модерн, но облицовка - «кабанчик» – гладкая полированная плитка необычного темно-зеленого цвета - передаёт нам привет.
Рядом - симпатичный яркий новодел в нео-русском стиле.

Идём дальше по Полянке.
Неоготический особняк (ул. Большая Полянка, дом 45, стр. 1) модного московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова. Нарядно, с интересным растительным декором. Говорят, интерьеры неплохо восстановлены во время реставрации.
По правой стороне, дом 54, доходный дом Демента - ещё один образец неоготики с чертами модерна 1907 года архитектора Дубовского с рыцарем наверху (раньше было два) и множеством зверей, фантастических тварей и химер на фасаде. Богатый и внушительных размеров, с гранитной окантовкой
И за ним - нарядный эклектичный модерн - доходный дом Воробьева архитектора Стеженского, 1905 года. И французские, и русские мотивы, и разноцветный "кабанчик", и боковые эркеры, и центральный с эффектным аттиком, растительным декором и гербом хозяина.
Достойное украшение улицы...

Выходим на Большую Ордынку и идём по ней обратно в центр.

Здесь главное - Марфо - Мариинская обитель.
Новгородско - псковская неорусская стилизация Покровского собора знаменитого архитектура Щусева (автора Мавзолея и Казанского вокзала, кстати) в сочетании с изысканностью модерна...
Сложная и изощрённая белокаменная резьба Сергея Коненкова (мотивы Юрьева - Польского)
И росписи Михаила Нестерова, а также Павла Корина...
Встреча гениев, вдохновлённых некогда дармштадтской (о местной "колонии художников" югендстиля у меня отдельный рассказ) принцессы Елизаветы Фёдоровны, ставшей вдовой великого князя, убитого террористами, и основательницы обители, казнённой также впоследствии большевиками,конечно, родила необыкновенное художественное творение: глубокое по смыслу и идеальное эстетически.
Родственное с храмами в Абрамцево и Талашкино. И ещё более грандиозное, при скромности размеров и строгости форм.
Моё любимое место, куда хочется возвращаться...
И еще один близкий по стилю к модерну лазарет - храм обители можно видеть дальше, выйдя из ворот и двигаясь по Большой Ордынке

И следующее здание по этой же стороне (дом 32) - невзрачный дом Аршиновых. Но самое интересное - во дворе: зайдите туда, хотя есть охрана. Это флигель - институт «Litogeae» и обсерватория - созданный ни много, ни мало классиком московского модерна - архитектором Фёдором Шехтелем. Да, скромно и просто. Но ведь Шехтель...

После помпезного здания в стиле советского классицизма (Росатом) сворачиваем влево и затем выходим в Лаврушинский переулок, чтобы полюбоваться ещё одним известным неорусским творением, на сей раз Виктора Васнецова - Третьяковской галлерей (1904 год)
Кстати, и здесь Алексей Щусев, тогда уже классик советской архитектуры внёс свю лепту уже в 30-е годы, достроив новый корпус Третьяковки

Дворами и с 1-го на 3-й Кадашевский переулок можно пройти к Европейским баням Кузнецова. Архитектор Адольф Эрихсон, автор также Конторского дома - типографии "Русское слово" Сытина на Тверской и Дома архитекторов в Гранатном переулке.
Бани построены в 1905 году, явно попроще и строже внешне. К сожалению, попариться или хотя бы попасть поглазеть внутрь не удастся - захвачено лофт - апартаментами. Хотя, сообщают, внутри отреставрировали хорошо. Увидеть бы...

И вернувшись мимо метро Третьяковская на Пятницкую улицу, спускаемся к ещё творению другого классика московского модерна Льва Кекушева - особняку Коробковой, перестроенному из ранее существовашего строения на заре эпохи модерна в 1894 году. А потому здесь черты и пышной декоративной эклектики, и модерновая ассиметрия с фирменными кекушевскими окнами и даже львами на неоычном чешуйчатом куполе
Стоит приглядеться не только к вытянутой линии дома, достроенной затем кекушевским учеником Шуцманом, по основной улице с эффектным эркером, но и к пышному, с женскими фигурами и колоннами, боковому фасаду внутреннего двора - там плотность декораций зашкаливает. Заставляя вспоминать другого классика - уже рижского эклектичного модерна Михаила Эйзенштена с его неприятием "пустого пространства" (смотритем и статьи о нём).
Интересно видеть раннее декоративное творение Кекушева и затем проследить в других местах Москвы его эволюцию к простототе и рационализации позднего периода. Впрочем, это общая тенденция модерна...
А пока наслаждаемся формами и деталями...

Идём по Пятницкой, мимо метро Новокузнецкая, к центру.
По правой стороне - дом Громова архитектора Суворова. Симметричный модерн (дом 17) 1903 года, облицованный "кабанчиком" с хорошо сохранившимися решётками под окнами (ранее были балконы) и растительным декором. И замечательная центральная дверь...


И далее ещё одно рационалистическое творение Фёдора Шехтеля - дом Гальперина ( д.13 стр.1), облицованный тёмно-зелёным "кабанчиком".
Здание явно коммерческого назначения: простые строгие формы и большие окна - витрины, как, например, торговый дом Московского купеческого общества. Есть элементы любимой Шехтелем неоготики, вроде шпилей наверху,но немного.

Напротив него возвышается над улицей доходный дом колбасного короля Григорьева в 5 высоких этажей, построенный в 1904 архитектором Калмыковым. Также симметричный. С эффектным застеклённым ризолитом (длинное нижнее окно в два этажа и над ним ещё два поменьше) над центральной дверью, с женской головкой Лорелея под ним. Много растительного декора, и на третьем этаже из кустов вылезают какие-то медведи - волки. А по краям сверху на нас смотрят и любимцы "северного модерна" - совы.
В общем, придумано немало!...

И вот мы завершаем путешествие по Замоскворечью, уже свернув с Пятницкой вправо, мимо торгового центра, на Средний Овчинниковский переулок (д. 8 стр. 1) к моему любимому зданию - особняку Гельтищевой архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского (тот же 1904 год - время расцвета стиля).
Вот уж московский модерн, вобравший в себя разные национальные направления стиля, во всей красе!
И плавные линии франко - бельгийского ар нуво, и любимый бирюзовый московский "кабанчик", и разные скруглённые формы окон и рам, и полукружие двойного окна с витой колонной...
...и изображения чертополоха - магического символа модерна. Вспомните описанный мной ранее в фильме о 17 округе Парижа дом с чертополохами Шарля Кляйна и художника-керамиста Эмиля Мюллера. Да и сам Воскресенский не равнодушен к этому шотландско-британскому символу: он украшает созданный им позже особняк Мединцева в Померанцевом переулке
и кованная растительная решётка нижнего полуподвального этажа
и решётка "удара бича" над крышей
и цветочный фриз на аттике
и вензель хозяев вместе с другим декором
и сложное роскошное правое окно, и ниша входа с тосканскими колоннами, и витиеватый камышовый фонарь - факел у двери....
Здание интересно со всех сторон. В этом отличие особняков, которые свойственны более Москве, чем Петербургу, от доходных домов, где архитекторы занимались только парадными фасадами. Здесь же - завершённое произведение искусства. Известно, что хорошо сохранились и интерьеры - теперь задача туда попасть...
Достойное завершение нашего путешествия!

Таким образом, Замоскворечье, считающееся типично московским купеческим районом, кроме традиционной застройки ампира или эклектики, богато и представителями модного в начале 20 века пришедшего из Европы стиля модерн. И московский модерн, созданный здесь, включает в себя многие направления этого времени: и неоготику, и неорусский стиль, и эклектику, и, меньше в отличие от Петербурга, элементы неоклассицизма...
Этим московский модерн мне близок. Недаром про русских говорят: "запрягают медленно - едут быстро".
Во многих направлениях жизни, предпринимательства и искусства мы, начиная позже и заимствуя с Запада, мы быстро это осваиваем, адаптируем, творчески развиваем и дальше уже создаём своё яркое и неповторимое...
И модерн России, Москвы особенно, и Замоскворечья в частности - наглядный пример этому.
С этими мыслями и завершаем нашу прогулку.
Чтобы продолжить её в других местах и районах неисчерпаемой Москвы...
Архитектура как образ мира