Гуляя, открываю вместе с вами модерн Вены, часто именуемый "сецессион". И вместе наблюдаем его разнообразие.
О сецессионе Вены написано немало. Потому мои описания краткие, чтобы лучше ориентироваться, понять маршрут. Главное здесь - виды. Поэтому рассматривайте фото и здания на них не спеша. Отмечая детали и наблюдая тенденции и оригинальность.
Только поделюсь своим личным мнением любителя: я вижу разницу в Вене модерна, выросшего из франко- бельгийских традиций ар нуво, прорастающего из историзма и эклектики местной архитектуры предыдущих эпох и стилей (ренессанс, барокко, классицизм) и то, что принято называть "сецессионом" - оригинальным местным стилем с прямыми линиями и строгими линиями фасадов, но разнообразными украшениями и богатым декором. И в этой прогулке вы наглядно, без моих напоминаний, увидите и почувствуете.
О сецессионе Вены написано немало. Потому мои описания краткие, чтобы лучше ориентироваться, понять маршрут. Главное здесь - виды. Поэтому рассматривайте фото и здания на них не спеша. Отмечая детали и наблюдая тенденции и оригинальность.
Только поделюсь своим личным мнением любителя: я вижу разницу в Вене модерна, выросшего из франко- бельгийских традиций ар нуво, прорастающего из историзма и эклектики местной архитектуры предыдущих эпох и стилей (ренессанс, барокко, классицизм) и то, что принято называть "сецессионом" - оригинальным местным стилем с прямыми линиями и строгими линиями фасадов, но разнообразными украшениями и богатым декором. И в этой прогулке вы наглядно, без моих напоминаний, увидите и почувствуете.


Мы двинемся от магазинной и туристической, хотя и не центральной, улицы Mariahilfer Str по направлению к набережной Linke Wienzeile, где собраны разнообразные образцы австрийского модерна, некоторые из которых считаются эталонными.
И пока по дороге посмотрите, из какой архитектуры вырос местный модерн, чтобы понимать преемственность и переплетения стилей. И почувствовать дух Вены конца 19 века, сохранившийся и сейчас
И пока по дороге посмотрите, из какой архитектуры вырос местный модерн, чтобы понимать преемственность и переплетения стилей. И почувствовать дух Вены конца 19 века, сохранившийся и сейчас








И вот мы вступаем в выбранный нами квартал построек модерна. Начнём с этого здания
Magdalenenstraße 2
Года постройки1902
Архитектор Ferdinand Krenz (по ссылкам может подробнее смотреть и другие творения этих авторов)
Года постройки1902
Архитектор Ferdinand Krenz (по ссылкам может подробнее смотреть и другие творения этих авторов)






И рядом, для понимания окружения, такая стилизованная историческая красота эклектики



Дальше по этой стороне набережной, в окружении эклектики:
Vier Jahreszeiten Haus
Linke Wienzeile 64, Vienna, Austria
1913
Архитектор Julius Hecht
Vier Jahreszeiten Haus
Linke Wienzeile 64, Vienna, Austria
1913
Архитектор Julius Hecht




И сразу за ним - здание, где явно проступают черты неоклассицизма
Linke Wienzeile 62,
1904
Linke Wienzeile 62,
1904


И следующее здание, дом 58, где вы видите уже больше элементов модерна



И за ним нео-ренессансное здание на стыке историзма и модерна


Далее внушительное и богато украшенное скульптурами здание банка.
Versicherung der Eisenbahnen
Linke Wienzeile 48-52
1910-1912
Архитектор Hubert Gessner
Витражи Leopold Forstner
Скульптор Anton Hanak
Versicherung der Eisenbahnen
Linke Wienzeile 48-52
1910-1912
Архитектор Hubert Gessner
Витражи Leopold Forstner
Скульптор Anton Hanak




Ненадолго заглянем на другую сторону улицы - набережной Linke Wienzeile, пересечём небольшую речку Вена. И здесь ещё несколько интересных строений стиля модерн.
Вот например
Miethaus
Hamburgerstraße 12/ Rechte Wienzeile 59
1899
Архитектор Josef Drexler
Вот например
Miethaus
Hamburgerstraße 12/ Rechte Wienzeile 59
1899
Архитектор Josef Drexler




и такое интересное соседство



Возвращаемся снова на ту сторону Linke Wienzeile, откуда пришли и начали нашу прогулку по кварталу.
Вот несколько образцов богатой и эффектной эклектики
Вот несколько образцов богатой и эффектной эклектики




И вот наконец знаменитый Майоликовый дом (Majolikahaus), описанный во всех путеводителях и статьях о венском сецессионе.
Да, здесь, именно "сецессион" - и вы может увидеть его отличительные черты. тем более - это творение
классика австрийского модерна и учителя большинства архитекторов сецессиона Отто Вагнера (Otto Wagner)
Художник Alois Ludwig, кеармика Wienerberger AG и Brüder Schwadron
Linke Wienzeile 40, Vienna, Austria
1898-1899
Полюбуйтесь идеей и её воплощением.
Кстати, Вагнер любит не только плоские фасады, но и такое покрытие плиткой: она легко сохраняется в чистоте и гигиенична. Мы увидим ещё этот подход у архитекторов сецессиона...
Да, здесь, именно "сецессион" - и вы может увидеть его отличительные черты. тем более - это творение
классика австрийского модерна и учителя большинства архитекторов сецессиона Отто Вагнера (Otto Wagner)
Художник Alois Ludwig, кеармика Wienerberger AG и Brüder Schwadron
Linke Wienzeile 40, Vienna, Austria
1898-1899
Полюбуйтесь идеей и её воплощением.
Кстати, Вагнер любит не только плоские фасады, но и такое покрытие плиткой: она легко сохраняется в чистоте и гигиенична. Мы увидим ещё этот подход у архитекторов сецессиона...





И сразу встык с этим зданием другое творение Отто Вагнера
Musenhaus
Linke Wienzeile 38
1898
Otto Wagner и архитектор портала Jože Plečnik
Скульптор Othmar Schimkowitz
Художник Koloman Moser
Керамика Brüder Schwadron
Полюбуйтесь сочетанием простоты основной формы фасада, богатыми золотыми украшениями и пышного скульптурного украшения и полукружия угла здания
Musenhaus
Linke Wienzeile 38
1898
Otto Wagner и архитектор портала Jože Plečnik
Скульптор Othmar Schimkowitz
Художник Koloman Moser
Керамика Brüder Schwadron
Полюбуйтесь сочетанием простоты основной формы фасада, богатыми золотыми украшениями и пышного скульптурного украшения и полукружия угла здания





Кстати, обратите внимание на сплошную линию балконов в обеих зданиях - ещё одна отличительная особенность сецессиона



Завернём за угол - и снова творение Отто Вагнера, на этот раз строгое, ближе скорее уже к неоклассицизму, но с элементами модернового оформления
Köstlergasse 3
1899
Otto Wagner
Köstlergasse 3
1899
Otto Wagner


А напротив - роскошный неоклассицизм

Покидаем набережную, углубляемся в квартал. Интересный мост, соединяющий улицы разного уровня
Fillgraderstiege
1905-1907
Архитектор Max Hegele
Сецессион во всей красе
Fillgraderstiege
1905-1907
Архитектор Max Hegele
Сецессион во всей красе





И дальше несколько интересных зданий
Wohnhaus
Theobaldgasse 10
1900
Архитекторы Franz Kupka и Gustav Orglmeister
Wohnhaus
Theobaldgasse 10
1900
Архитекторы Franz Kupka и Gustav Orglmeister










Выходим на улицу Gumpendorfer Str. Угловой дом с башней и высокой крышей, а также огромным омега - образным окном наверху.
И снова обилие женских масок, столь любимых в здешней архитектуре.
И вы видите, что снова здесь совсем другой, отличный от сецессиона модерн, выросший из историзма
Gumpendorfer Str. 10-12
1900
Carl Stephann
И снова обилие женских масок, столь любимых в здешней архитектуре.
И вы видите, что снова здесь совсем другой, отличный от сецессиона модерн, выросший из историзма
Gumpendorfer Str. 10-12
1900
Carl Stephann




И наконец выходим к зданию, давшему название австрийскому модерну. Где проходили выставки его адептов. Здание Сецессиона.
Secession Building
(здесь же внутри и Beethoven Frieze Густава Климта, мы его ещё увидим)
Friedrichstraße 12
1897-1898
Автор - ещё один классик, один из родоначальников сецессиона, а затем и создатель колонии художников югенд стиля в Дармштадте (посмотрите о ней у меня) - Joseph Maria Olbrich
Художники, принявшие участие в создании этого Дома - экспозиционного зала: Gustav Klimt и Koloman Moser
скульптор Othmar Schimkowitz
Здесь очевидно- оригинальность, новые формы, новый стиль.
Secession Building
(здесь же внутри и Beethoven Frieze Густава Климта, мы его ещё увидим)
Friedrichstraße 12
1897-1898
Автор - ещё один классик, один из родоначальников сецессиона, а затем и создатель колонии художников югенд стиля в Дармштадте (посмотрите о ней у меня) - Joseph Maria Olbrich
Художники, принявшие участие в создании этого Дома - экспозиционного зала: Gustav Klimt и Koloman Moser
скульптор Othmar Schimkowitz
Здесь очевидно- оригинальность, новые формы, новый стиль.








Заходим внутрь. Здесь музей с залом Бетховенского фриза Густва Климта на нижнем этаже и современной выставкой в основном зале на первом.
Сначала, изучим макет здания, чтобы понимать, как это выглядело тогда изнутри. И дальше всё это представим
Сначала, изучим макет здания, чтобы понимать, как это выглядело тогда изнутри. И дальше всё это представим

Фойе

Спускаемся налево вниз и входим в зал, где на стене Бетховенский фриз. И, при желании, в наушниках, которые здесь есть, и с помощью листа описания, можно изучать его символическую живопись, вдохновляясь музыкой композитора








Недалеко еще одно творение Отто Вагнера - вестибюль входа на станцию метро Карлсплатц.
Karlsplatz U-Bahn Station
1898
Otto Wagner
и художник - известный нам Joseph Maria Olbrich
Karlsplatz U-Bahn Station
1898
Otto Wagner
и художник - известный нам Joseph Maria Olbrich



Внутри сохранились интерьеры кассового зала и небольшой музей



И напротив - симметричное здание, отражающее первое - другой вход в метро. Сейчас там кафе

Так как Отто Вагнеру и его команде было поручено проектирование венского метро в конце 19 века, то в следующий раз, гуляя по разным районам Вены, мы увидим с вами ещё другие станции, созданные этим архитектором.
Отсюда направляемся в Городской сад - Бурггарден, чтобы полюбоваться его оранжереей в стиле модерн
Palmenhaus (Дом пальм)
Schmetterlinghaus
Burggarten 1
1901-1906
архитектор Friedrich Ohmann
и работы знаменитого скульптора Josef Václav Myslbek
Palmenhaus (Дом пальм)
Schmetterlinghaus
Burggarten 1
1901-1906
архитектор Friedrich Ohmann
и работы знаменитого скульптора Josef Václav Myslbek



Сейчас кроме небольшой оранжереи здесь внутри популярный у туристов ресторан


Дальше обходим здание дворца Хофбург, пересекаем его двор (что очень интересно, но сюжет отдельного рассказа), выходим на Михаэлерплатц через роскошное здание в стиле необарокко и видим...

Скандальное в своё время, явно выбивающееся из общей стилистики, творение радикального архитектора модерна Адольфа Лооса (мы ещё не раз увидим его творения)
Looshaus
Haus Goldman & Salatsch
Michaelerplatz 3
1909-1911
автор - Adolf Loos
Looshaus
Haus Goldman & Salatsch
Michaelerplatz 3
1909-1911
автор - Adolf Loos




И движемся по богатой торговой улице Кольмаркт

И через дом на той же левой стороне еще одно творение Лооса 1912 года - вход и витрина магазина

А справа ещё один образец модерна, но более раннего, в оформлении магазина.
Artaria-Haus
Kohlmarkt 9,
1900-1902
Архитектор Maks (Max) Fabiani
Скульптор Alfonso Canciani
Artaria-Haus
Kohlmarkt 9,
1900-1902
Архитектор Maks (Max) Fabiani
Скульптор Alfonso Canciani



И снова по левой стороне, дальше по улице, здание магазина в нашем стиле
Еx Warenhaus Pollak
Kohlmarkt 2
1909
Архитектор Friedrich Schön
Еx Warenhaus Pollak
Kohlmarkt 2
1909
Архитектор Friedrich Schön


И в конце улицы, свернув налево на Bognergasse, дом 9 - здание аптеки Ангел, с росписью портала и фасада в стиле модерн.
1901-1902
Архитектор Oskar Laske
1901-1902
Архитектор Oskar Laske



Вокруг много пышных зданий в псевдо - исторических стилях, как, например, этот неоренессансный замок, но несущий в себе некоторые элементы модерна, в том числе заметную ассиметрию

Возвращаемся на улицу Graben , более похожую на площадь. И здесь целая серия огромных впечатляющих домов - магазинов в стиле или с элементами модерна.



Среди них
Graben 16/ Habsburgergasse 2
1909-1911
Ахитекторы Wilhelm Schallinger и Pietro Palumbo
Авторы керамики Leopold Forstner и Brüder Schwadron
Graben 16/ Habsburgergasse 2
1909-1911
Ахитекторы Wilhelm Schallinger и Pietro Palumbo
Авторы керамики Leopold Forstner и Brüder Schwadron





И такое здание с некоторыми элементами ар нуво


И Ankerhaus
Творение Отто Вагнера 1897 года
Творение Отто Вагнера 1897 года


Еще образцы интересного пышного нео-готического декора рядом

И покинем эту улицу ради здания "У серебряного источника" / "Zum silbernen Brunnen" (Plankengasse, 4) , которое выделяется большими вытянутыми окнами, угловым стеклянным эркером и мозаикой над входом (1912/14 г.г.; арх. Karl и Wilhelm Schön)




И на этом первая часть прогулки по модерну и его венскому варианту "сецессиону", разновидности которых вы, наверно, заметили, мы завершим: уже темнеет, и пора отдохнуть, под шницель и пиво, переварить увиденное - и завтра отправиться дальше. Вена как один из мировых центров модерна кажется неисчерпаемой...
