О жизни

Война и мир. Разрушение и театр

"Война и мир" — это последний спектакль Римаса Туминаса в Вахтанговском театре перед его уходом. И первый его спектакль, который я увидел уже в отсутствие мастера.

Туминас остаётся на высоте. И хотя по разнообразию и яркости трогающих образов этот спектакль менее насыщен, чем его предыдущие творения, не могу не преклониться перед грандиозностью действия, вместившего в три акта историю трёх семей и меняющийся фон гигантского романа, и, как всегда, яркостью, точностью и изобретательностью режиссуры.

Режиссёру- спасибо. Музыка замечательная. Хореография тоже.
Компиляция классического текста, актуальная и умная. Сценические образы, метафоры..Многие моменты до сих пор перед глазами...
Так потрясающие в своей театральной простоте и точности сцены первого танца и смерти Болконского ...


Но...
Но как актёры разрушают спектакль!... В отсутствие ушедшего режиссёра, который бы держал их в руках, «народные» и прочие артисты разошлись!...
Например, Князев, упоённо и нудно играющий сумасшедшего старика. Вот уж «актёр-актёрище» махрового провинциального театра, со всем классическим набором его приёмов игры…
Или не менее сумасшедшее исполнение с явной бесвкусицей и перебором роли Пьера Безухова актером Павловым. Бесконечные ужимки. Ни слова в простоте. И замечательный глубокий текст Льва Толстого исчезает в этом…
А Купченко, наоборот, вообще не слышно.
Только Максакова по-прежнему стабильна - мое уважение.
К сожалению, многие молодые актёры, очень симпатичные так много орут, что порой ничего непонятно, устаёшь от этого.

Это типичная беда актёров, оставшихся без присмотра, без жёсткого надзора режиссёра, следящего за чувством меры и вкусом исполнителей. Без этого актёров несёт куда угодно. Даже опытных. А знаменитых вообще заносит…
И это, к сожалению, разрушает спектакль, превращая его в безвкусную антрепризу.

Но есть два исключения — молодой и опытный актёры...
Цокуров в роли Николеньки: упруго держит линию роли, слышен и понятен, разнообразен...
И главное - это Добронравов, исполнивший Андрея Болконского.
Чётко, выверенно, ничего лишнего, наполненно, глубоко — это пример идеальной актёрской игры!
Недаром это ведущий актёр театра Туминаса. Актёр, за которого режиссёру не будет стыдно даже после ухода. Такие актёры сохраняют спектакль.
И по ним я вижу, каким он был настоящим, при режиссёре.

В этом и сила, и беда театра. Он слишком живой. Не фиксируется. И созданное меняется, живёт своей жизнью, быстро разрушается.
И когда я вижу спектакли уже через несколько лет после их создания, а тем более в отсутствие постановщика — это уже что-то другое.
Как и встречаю человека, который когда-то был таким!... А сейчас уже другой и постаревший…
Ну, если у человека к возрасту порой добавляется мудрость, и в этом его новое обаяние, то спектакль, теряя форму и чувство меры, её так и не приобретает.
И только рука ушедшего режиссёра, выстроенное им действие и мизансцены, созданные образы, насыщенный текст, держащий напряжение музыкальный ряд, а также такие редкие и замечательные актёры сохраняют жизнь произведения, донося до нас сейчас то, что было когда-то.
Для встречи с этим я хожу в театр, прорываясь сквозь разочарования, снова и снова...
Фото: из открытых источников
Об искусстве