"Война и мир" — это последний спектакль Римаса Туминаса в Вахтанговском театре перед его уходом. И первый его спектакль, который я увидел уже в отсутствие мастера.
Туминас остаётся на высоте. И хотя по разнообразию и яркости трогающих образов этот спектакль менее насыщен, чем его предыдущие творения, не могу не преклониться перед грандиозностью действия, вместившего в три акта историю трёх семей и меняющийся фон гигантского романа, и, как всегда, яркостью, точностью и изобретательностью режиссуры.
Режиссёру- спасибо. Музыка замечательная. Хореография тоже. Компиляция классического текста, актуальная и умная. Сценические образы, метафоры..Многие моменты до сих пор перед глазами... Так потрясающие в своей театральной простоте и точности сцены первого танца и смерти Болконского ...
Но... Но как актёры разрушают спектакль!... В отсутствие ушедшего режиссёра, который бы держал их в руках, «народные» и прочие артисты разошлись!... Например, Князев, упоённо и нудно играющий сумасшедшего старика. Вот уж «актёр-актёрище» махрового провинциального театра, со всем классическим набором его приёмов игры… Или не менее сумасшедшее исполнение с явной бесвкусицей и перебором роли Пьера Безухова актером Павловым. Бесконечные ужимки. Ни слова в простоте. И замечательный глубокий текст Льва Толстого исчезает в этом… А Купченко, наоборот, вообще не слышно. Только Максакова по-прежнему стабильна - мое уважение. К сожалению, многие молодые актёры, очень симпатичные так много орут, что порой ничего непонятно, устаёшь от этого.
Это типичная беда актёров, оставшихся без присмотра, без жёсткого надзора режиссёра, следящего за чувством меры и вкусом исполнителей. Без этого актёров несёт куда угодно. Даже опытных. А знаменитых вообще заносит… И это, к сожалению, разрушает спектакль, превращая его в безвкусную антрепризу.
Но есть два исключения — молодой и опытный актёры... Цокуров в роли Николеньки: упруго держит линию роли, слышен и понятен, разнообразен... И главное - это Добронравов, исполнивший Андрея Болконского. Чётко, выверенно, ничего лишнего, наполненно, глубоко — это пример идеальной актёрской игры! Недаром это ведущий актёр театра Туминаса. Актёр, за которого режиссёру не будет стыдно даже после ухода. Такие актёры сохраняют спектакль. И по ним я вижу, каким он был настоящим, при режиссёре.
В этом и сила, и беда театра. Он слишком живой. Не фиксируется. И созданное меняется, живёт своей жизнью, быстро разрушается. И когда я вижу спектакли уже через несколько лет после их создания, а тем более в отсутствие постановщика — это уже что-то другое. Как и встречаю человека, который когда-то был таким!... А сейчас уже другой и постаревший… Ну, если у человека к возрасту порой добавляется мудрость, и в этом его новое обаяние, то спектакль, теряя форму и чувство меры, её так и не приобретает. И только рука ушедшего режиссёра, выстроенное им действие и мизансцены, созданные образы, насыщенный текст, держащий напряжение музыкальный ряд, а также такие редкие и замечательные актёры сохраняют жизнь произведения, донося до нас сейчас то, что было когда-то. Для встречи с этим я хожу в театр, прорываясь сквозь разочарования, снова и снова...