О жизни

Модерн Нижнего Новгорода. 1 часть. Переплетения

Когда путешествую в поисках зданий и следов одного стиля или одной эпохи, город воспринимается по-иному. Особенно уже знакомый.

Нижний Новгород знаю неплохо уже долгие годы, еще с советских времен...
Сначала видел то, что считается достопримечательностями: Кремль, Чкаловская лестница, вид на слияние Оки и Волги...
Затем, когда бродил, замечал церкви: история и, конечно, выделяются на фоне не столь впечатляющей застройки.
Потом отреставрированная и нарядная Большая Покровская с кафешками и новыми скульптурами.... И на контрасте: деревянные развалюхи в старом центре, чуть в стороне от туристических мест...

Обычно бросается в глаза яркое, известное, знаковое, необычное... И то, что нужно по делу. Остальное часто пропускается или быстро забывается...
И вот я выбрал модерн. Только дома этого стиля или несущие его черты. И то, из чего он здесь вырос. Время: конец 19 - начало 20 века.
И я узнал другой город, который ранее не замечал.
А остальная знакомая часть Нижнего как бы исчезла или стала просто фоном.

Советую с таким настроением и вниманием к модерну пройтись по Ильинской, Большой Покровской, Минина, Пискунова и внизу по Рождественской улице, выходя на набережные, и вокруг них. Там основное скопление зданий этого стиля, и там можно погрузиться во времена разнообразия местного модерна...

Одна из самых интересных и хорошо сохранившихся, притом не протоптанная туристами, Ильинская улица:
Так как в то время Нижний Новгород был богатым купеческим городом, то были и деньги, и амбиции строить дома в новом стиле.

Потому в городе множество зданий эклектики - столь любимой в середине и конце 19 века разбогатевшими заказчиками.
И много русского стиля, из которого вырос отечественный модерн национально-романтического направления..
А потому, конечно, немало зданий пышного эклектичного модерна.

Видное отовсюду на площади Минина в начале Большой Покровской здание Городской Думы - это уже смесь эклектики, замешанной на французском Ренессансе (крыша, лепнина, форма башен, белые детали на красной штукатурке) с молодым романтическим модерном (эркеры, большие окна, карнизы).
А вот его малый собрат - дом Вернера (Минина 35). Видите: соединение тех же стилей и черт - французский замок у берега Волги, но поменьше, уютнее и интимнее.
А вот и дворец нынешний Дворец Бракосочетания. Основное здание - пышная эклектика, замешанная на классицизме. Но тут же: ассиметрия, овальное окно над входом, растительная резьба...
И рядом - еще одно чудо: современное здание банка в каталонском стиле Гауди, да ещё с неорусскими чертами, при этом созданное эффектно и со вкусом. Но о нынешнем возрождении модерна - позже.
Дом Сироткина на Ильинской улице - еще один яркий пример соединения эклектики с модерном. Это самое начало истории модерна в городе, ещё в конце 19 века. Построен по заказу старообрядца Сироткина, И вот такой западноевропейский по стилю коттедж был местом старообрядческих съездов.

Ныне забран пятизвёздочной гостиницей Мариотт, которая внешне все отреставрировала, а внутри, как пишут знатоки, все прежнее переделали до неузнаваемости, под свой вкус.


В Нижнем, конечно, можно видеть как соединяются русский стиль с чертами европейского модерна.
Вот несколько ярких образцов такого соединения.

Визитная карточка Нижнего - здание Государственного банка, архитектора Покровского с росписями Билибина внутри. В центре Большой Покровской.

Конечно, это неорусский стиль. Но был выбран и строился, когда модерн уже входил в свой старший возраст.
И привет московскому Ярославскому вокзалу, созданному классиком модерна Шехтелем, который тоже отметился в Нижнем, он передает.
Или Российской Ссудной казне в Дегтярном переулке той же Москвы, где неорусский стиль тогда процветал
Да, это здание известно и показывается всем туристам в Нижнем Новгороде.

А вот мне милее более уютный, хотя тоже торжественный, Подземельный банк на пересечении Ульянова и Пискунова. И здесь замечаю уже больше черт модерна, проступающего через неорусский стиль.
Интересны росписи центрального портала, сделанные по случаю начавшейся Мировой войны. Добавили художественного патриотизма.


Интересно, что завершили строительство и открыли банк в начале 1917 года. И вскоре его история резко развернулась.

Такова судьба русского модерна: большинство его создателей, заказчиков и жителей - так и не успело насладиться созданным и купленным. Революция их всех быстро выгнала, доходные дома и особняки превратили в коммуналки, конторы и во что угодно.

Потому фасады, как правило, более-менее сохранились, а внутри все уничтожено. Сейчас, вижу, потихоньку реставрируют, с разной степенью достоверности...
К смеси модерна с доминирующим неорусским стилем я бы отнес, конечно, и образцы деревянного архитектуры. Конечно, большинство из них традиционны, ближе к ампиру и русскому стилю, а то и просто деревенские дома с резными палисадниками. Многие в ужасном состоянии. Их содержать и восстанавливать, видимо, никому не выгодно. Потому их разрушают, поджигают, сносят, чтобы на этом месте построить новое доходное жилье.
Но кое-что интересное ещё осталось, и нужно ловить, пока живо.

Таков дом Березина (Маслякова 14).
Русское чудо. И это наш русский модерн!
Рекламная надпись на фасаде символична. А внутри, где чем-то торгуют и живут люди - печально.
Кстати, рядом с этим русским зданием, по соседству совсем другой модерн - европейский, рациональный, строгий. Отель " Горки". Как будто в разных мирах...

А вот как интересно эпохи стили переходят друг в друга в усадьбе Неустроевых - Башкирова (пересечение красивой улицы Большая Печёрская 20 с Семашко).
Основное здание: к деревянному русскому классицизму добавили ренессансные детали, А за углом второе здание - флигель, краснокирпичный с русским поребриком, барочными валютами и витыми решётками на крыше и огромными модерновыми окнами.
А дальше совсем космический конюшенный дворовой комплекс с овальным окном с улицы и въездом со двора в виде вогнутой ребристой раковины. И всё это диковинное разнообразие в одном месте, в одной усадьбе! Где такое ещё встретишь
Или же к старому двухэтажному ампирному с элементами эклектики особняку на Большой Покровской 12 пристроили модерновый первый этаж: большие окна, полуколоны и желтые волюты, стилизованые цветы, подпись архитектора под ними и удивленная птица, глядящая на входящих в главную магазинную дверь. Жёлтый шар под ней был некогда синими фонарём, зажигающимся при входе посетителей.
А вот торговый флигель Каменевой на той же Большой Покровской: поздний модерн, уже военного времени, с огромными торговыми окнами на весь фасад и забавными средневековыми химерами - грифонами на страже по бокам.
И таких переплетений стилей и форм в Нижнем Новгороде немало.
Сам модерн вырос и как продолжение, и при этом как революционное изменение прежних стилей, а потому за свой недолгий и бурный век так часто с ними соединялся, вступал в диалог, творчески обменивался. И сам стал основой для нового искусства 20 века, проявлялся сквозь строгость последующего неоклассицизма или же декоративных стилей.

А Нижний Новгород, как быстро растущий и богатеющий город с возможностями охотно впитывал новейшие тенденции, становясь третьей волжской столицей империи.
Но о дальнейшем развитии модерна в Нижнем Новгороде и его связях с мировыми тенденциями - в следующей части моего рассказа...
Архитектура как образ мира Жизнь как путешествие