О жизни

Прекрасная эпоха среди фабричных районов

В Москве есть районы, которые не ассоциируются с богатством архитектуры, но среди невзрачных стандартных жилых строений и фабричных зданий сохранились жемчужины Прекрасной эпохи, и туда стоит прогуляться.

Итак, выбираю район метро Красносельская и двигаюсь по Верхней Красносельской улице. С самого начала осовремененное, с новой разноцветной плиткой, типовое здание эпохи эклектики, архитектора Чижикова, но с добавленными модерновыми деталями, в начале улицы передаёт привет из предверия Прекрасной эпохи.

И справа по ходу (дом 15, стр 1) вижу за забором и небольшим садиком внушительное длинное здание в неовизантийском стиле. Это богадельня Геера, построенная классиком московского модерна Львом Кекушевым. Окончено было в 1897 году, буквально за год до появления первого творения московского модерна, созданного тем же Львом Кекушевым, Дома Листа и начала Прекрасной эпохи этого стиля.
Здание симметричное с тремя выдвинутыми корпусами: нарядным центральным с ризалитом и двумя по краям. Если чуть отодвинуться то можно видеть и хорошо сохранившийся центральный купол церкви над основным зданием в глубине.

Колонны с растительными мотивами, строгие романские линии, пышность и строгость форм...
Это неовизантийское здание, как предшественник модерна, напомнило мне, например, минеральные бани в Софии. Которые находятся, конечно, пока в лучшем состоянии. И носят уже черты венского модерна - сецессиона.

Далее в конце улицы Верхняя Красносельская на углу (Малая Красносельская, дом 7 строение 31) бросается в глаза нарядное салатовое здание уже в стиле модерн. Это дом владельцев кондитерской фабрики Абрикосовых и одновременно здание при этой фабрике.
Мягкие округлые формы второго этажа говорят о влиянии французского ар нуво. И в этой работе архитектора Бориса Шнауберта 1905 года нередко ссылаются на несохранившийся особняк госпожи Жильбер архитектора Шёлпкофа в Париже.

Но там были округло выпуклые сложной формы балконы, а здесь странный выделяющийся тройной эркер. И, скорее, это влияние можно скорее заметить в балконах доходного дома Констан архитектора Когновицкого (2-й Обыденский переулок, 11). Привожу оба здания для примера.
Здесь же эти формы мне напоминают скорее округлости торта. Так полукруглые окошки наверху напоминают соты, а повторяющиеся лепные детали под окнами верхнего этажа - вазочки для конфет. Но, может, это моё воображение...
Свойственное московскому модерну сочетание разной облицовки: руста, гладкой штукатурки и плитки "кабанчик"...
Сохранилась или восстановлена также нарядная модерновая решётка на крыше. И деревянная центральная дверь.
Сейчас позади этого здания расположена кондитерская фабрика "Бабаевская". Кстати, на мой вкус, там лучшие в Москве конфеты. Об этом говорит и запах в воздухе...
Традиции сохранились.

Пересекаем третье транспортное кольцо и поворачиваем на улицу 3-я Рыбинская. И, о, чудо: среди массивных корпусов и заборов привет из другой эпохи и иного мира.

Жёлтый изящный изощрённой формы особняк Динга, построенный в 1902 году архитектором Калмыковым для владельца макаронной фабрики. И ставший как жилым домом, так и конторой управляющего фабрикой. Которая и сейчас окружает со всех сторон этот особняк.

К сожалению забор варварски перекрывает нижнюю часть здания. Приходится крутиться, чтобы всё рассмотреть. Но впечатляет!
Это московский модерн, явно находящийся под влиянием немецкого югенд стиля и его особняков. Об этом говорит и высокая башня со шпилем, и сложная четырёхскатная крыша, свойственная фахверковым домам, над центральной частью и женская головка Лорелея под козырьком.
Много интересных ярких деталей, свойственных именно московскому модерну.
Например, полукруглое окно с витражом, эффектное двойное окно центральной части, и в целом разнообразие оконных форм и переплётов. Соединение разных геометрических форм, отражающих принцип построения здания от внутреннего к внешнему. Богатство линий растительного декора и сложная резьба под кровлей.
И что необычно: майоликовые панно над вторым этажом башни и над двойным окном центральной части с изображением каких-то южных пейзажей. Для Москвы это редко.
Говорят, что раньше оно было светло-розового цвета. Здание можно было бы рассматривать со всех сторон, если бы был открыт проход на территорию завода. А так мы можем разглядывать его только со стороны улицы через хорошо сохранившуюся витую с линиями модерна решётку забора над пластиковым новоделом.

И хотя особняк что-то утратил в советское время, в целом он сохранился и является украшением этого района. А для меня - и московского модерна в целом.
Такая эстетическая отдушина среди невзрачного современного района.

Так среди малоэстетичных фабричных и жилых районов Москвы, вроде описанного, можно найти следы Прекрасной эпохи, и увидеть, что коммерческий и функциональный подход не отменяет и хороший эстетический вкус. Это можно сочетать.

Побольше бы этого и в современной окружающей жизни...
Архитектура как образ мира