В Москве есть районы, которые не ассоциируются с богатством архитектуры, но среди невзрачных стандартных жилых строений и фабричных зданий сохранились жемчужины Прекрасной эпохи, и туда стоит прогуляться.
Итак, выбираю район метро Красносельская и двигаюсь по Верхней Красносельской улице. С самого начала осовремененное, с новой разноцветной плиткой, типовое здание эпохи эклектики, архитектора Чижикова, но с добавленными модерновыми деталями, в начале улицы передаёт привет из предверия Прекрасной эпохи.
Итак, выбираю район метро Красносельская и двигаюсь по Верхней Красносельской улице. С самого начала осовремененное, с новой разноцветной плиткой, типовое здание эпохи эклектики, архитектора Чижикова, но с добавленными модерновыми деталями, в начале улицы передаёт привет из предверия Прекрасной эпохи.
![](https://static.tildacdn.com/tild3666-3236-4165-b633-633765383566/IMG20240417132352.jpg)
И справа по ходу (дом 15, стр 1) вижу за забором и небольшим садиком внушительное длинное здание в неовизантийском стиле. Это богадельня Геера, построенная классиком московского модерна Львом Кекушевым. Окончено было в 1897 году, буквально за год до появления первого творения московского модерна, созданного тем же Львом Кекушевым, Дома Листа и начала Прекрасной эпохи этого стиля.
![](https://static.tildacdn.com/tild6432-3531-4535-b832-313933376262/IMG20240417131404.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6432-6432-4861-b837-623533353334/IMG20240417131800.jpg)
Здание симметричное с тремя выдвинутыми корпусами: нарядным центральным с ризалитом и двумя по краям. Если чуть отодвинуться то можно видеть и хорошо сохранившийся центральный купол церкви над основным зданием в глубине.
Колонны с растительными мотивами, строгие романские линии, пышность и строгость форм...
Колонны с растительными мотивами, строгие романские линии, пышность и строгость форм...
![](https://static.tildacdn.com/tild3866-3766-4230-a134-353462393338/IMG20240417131600.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3639-3162-4266-b036-623264666133/IMG20240417131435.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3535-3734-4236-a132-373532366135/IMG20240417131613.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3631-6234-4238-b035-386638343137/IMG20240417131933.jpg)
Это неовизантийское здание, как предшественник модерна, напомнило мне, например, минеральные бани в Софии. Которые находятся, конечно, пока в лучшем состоянии. И носят уже черты венского модерна - сецессиона.
![](https://static.tildacdn.com/tild3362-3238-4165-b063-336563393361/IMG20240226141928.jpg)
Далее в конце улицы Верхняя Красносельская на углу (Малая Красносельская, дом 7 строение 31) бросается в глаза нарядное салатовое здание уже в стиле модерн. Это дом владельцев кондитерской фабрики Абрикосовых и одновременно здание при этой фабрике.
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3833-4532-b732-303864623435/IMG20240417130405.jpg)
Мягкие округлые формы второго этажа говорят о влиянии французского ар нуво. И в этой работе архитектора Бориса Шнауберта 1905 года нередко ссылаются на несохранившийся особняк госпожи Жильбер архитектора Шёлпкофа в Париже.
Но там были округло выпуклые сложной формы балконы, а здесь странный выделяющийся тройной эркер. И, скорее, это влияние можно скорее заметить в балконах доходного дома Констан архитектора Когновицкого (2-й Обыденский переулок, 11). Привожу оба здания для примера.
Но там были округло выпуклые сложной формы балконы, а здесь странный выделяющийся тройной эркер. И, скорее, это влияние можно скорее заметить в балконах доходного дома Констан архитектора Когновицкого (2-й Обыденский переулок, 11). Привожу оба здания для примера.
![](https://static.tildacdn.com/tild6261-3735-4139-b331-373033306163/__.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3537-3763-4434-b735-363064663738/IMG20230913193607.jpg)
Здесь же эти формы мне напоминают скорее округлости торта. Так полукруглые окошки наверху напоминают соты, а повторяющиеся лепные детали под окнами верхнего этажа - вазочки для конфет. Но, может, это моё воображение...
![](https://static.tildacdn.com/tild3235-3236-4062-b737-316564663731/IMG20240417130452.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3233-3139-4236-b665-396337373235/IMG20240417130605.jpg)
Свойственное московскому модерну сочетание разной облицовки: руста, гладкой штукатурки и плитки "кабанчик"...
Сохранилась или восстановлена также нарядная модерновая решётка на крыше. И деревянная центральная дверь.
Сохранилась или восстановлена также нарядная модерновая решётка на крыше. И деревянная центральная дверь.
![](https://static.tildacdn.com/tild3939-3066-4532-a561-333638363463/IMG20240417130512.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6435-3635-4139-a363-303338663436/IMG20240417130522.jpg)
Сейчас позади этого здания расположена кондитерская фабрика "Бабаевская". Кстати, на мой вкус, там лучшие в Москве конфеты. Об этом говорит и запах в воздухе...
Традиции сохранились.
Традиции сохранились.
Пересекаем третье транспортное кольцо и поворачиваем на улицу 3-я Рыбинская. И, о, чудо: среди массивных корпусов и заборов привет из другой эпохи и иного мира.
Жёлтый изящный изощрённой формы особняк Динга, построенный в 1902 году архитектором Калмыковым для владельца макаронной фабрики. И ставший как жилым домом, так и конторой управляющего фабрикой. Которая и сейчас окружает со всех сторон этот особняк.
К сожалению забор варварски перекрывает нижнюю часть здания. Приходится крутиться, чтобы всё рассмотреть. Но впечатляет!
Жёлтый изящный изощрённой формы особняк Динга, построенный в 1902 году архитектором Калмыковым для владельца макаронной фабрики. И ставший как жилым домом, так и конторой управляющего фабрикой. Которая и сейчас окружает со всех сторон этот особняк.
К сожалению забор варварски перекрывает нижнюю часть здания. Приходится крутиться, чтобы всё рассмотреть. Но впечатляет!
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-3937-4635-b231-353566366566/IMG20240417123922.jpg)
Это московский модерн, явно находящийся под влиянием немецкого югенд стиля и его особняков. Об этом говорит и высокая башня со шпилем, и сложная четырёхскатная крыша, свойственная фахверковым домам, над центральной частью и женская головка Лорелея под козырьком.
![](https://static.tildacdn.com/tild6464-6461-4433-b266-626235623264/IMG20240417124500.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3535-3236-4534-a664-656333323331/IMG20240417124703.jpg)
Много интересных ярких деталей, свойственных именно московскому модерну.
Например, полукруглое окно с витражом, эффектное двойное окно центральной части, и в целом разнообразие оконных форм и переплётов. Соединение разных геометрических форм, отражающих принцип построения здания от внутреннего к внешнему. Богатство линий растительного декора и сложная резьба под кровлей.
Например, полукруглое окно с витражом, эффектное двойное окно центральной части, и в целом разнообразие оконных форм и переплётов. Соединение разных геометрических форм, отражающих принцип построения здания от внутреннего к внешнему. Богатство линий растительного декора и сложная резьба под кровлей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3062-6262-4236-a663-653135666139/IMG20240417124815.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3738-6663-4666-b530-343733646366/IMG20240417123945.jpg)
И что необычно: майоликовые панно над вторым этажом башни и над двойным окном центральной части с изображением каких-то южных пейзажей. Для Москвы это редко.
![](https://static.tildacdn.com/tild3436-3636-4861-b435-613064363064/IMG20240417124045.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3934-6635-4463-b638-303334323736/IMG20240417124622.jpg)
Говорят, что раньше оно было светло-розового цвета. Здание можно было бы рассматривать со всех сторон, если бы был открыт проход на территорию завода. А так мы можем разглядывать его только со стороны улицы через хорошо сохранившуюся витую с линиями модерна решётку забора над пластиковым новоделом.
И хотя особняк что-то утратил в советское время, в целом он сохранился и является украшением этого района. А для меня - и московского модерна в целом.
Такая эстетическая отдушина среди невзрачного современного района.
И хотя особняк что-то утратил в советское время, в целом он сохранился и является украшением этого района. А для меня - и московского модерна в целом.
Такая эстетическая отдушина среди невзрачного современного района.
![](https://static.tildacdn.com/tild6230-6166-4730-b863-326334376532/IMG20240417124529.jpg)
Так среди малоэстетичных фабричных и жилых районов Москвы, вроде описанного, можно найти следы Прекрасной эпохи, и увидеть, что коммерческий и функциональный подход не отменяет и хороший эстетический вкус. Это можно сочетать.
Побольше бы этого и в современной окружающей жизни...
Побольше бы этого и в современной окружающей жизни...