В первой части нашего путешествия по модерну улицы Бривибас (посмотрите её) мы двигались от окраины к центру. Успели замёрзнуть и отогреться...
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-3830-4135-b130-343637316236/PXL_20241122_1102276.jpg)
Теперь открываем новую часть улицы, уже ближе к центру...
Сначала несколько любопытных, но не относящихся напрямую к модерну зданий, всё же имеющих некоторые его черты...
После ряда мало интересных зданий мы замечаем справа странное строение с неоготическими элементами, почти симметричное, круглыми окнами наверху и фигурами павлина по центру на стене и грифонов над дверью.
Сначала несколько любопытных, но не относящихся напрямую к модерну зданий, всё же имеющих некоторые его черты...
После ряда мало интересных зданий мы замечаем справа странное строение с неоготическими элементами, почти симметричное, круглыми окнами наверху и фигурами павлина по центру на стене и грифонов над дверью.
![](https://static.tildacdn.com/tild3837-3761-4761-b532-353161376166/PXL_20241122_1106282.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3662-3562-4533-b962-306163323862/PXL_20241122_1106429.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-6565-4830-b137-313032353064/PXL_20241122_1107036.jpg)
А далее по этой стороне (дом 85) - современная стилизация, весьма удачная, как раз национально - романтического направления
![](https://static.tildacdn.com/tild3766-3232-4136-a262-353435323930/PXL_20241122_1109110.jpg)
И вот мы вступаем в ту часть улицы, где расположены здания, считающиеся образцами местного модерна и творения самых известных рижских архитекторов.
На пересечении улиц Бривибас и Матиса выделяется огромное и странное здание с большой угловой круглой башней. Оно выделяется своими размерами и некоторой мрачностью. К тому же давно не реставрировано, что усугубляет мрачноватый эффект.
Слева и справа огромные арки, над выездами во двор и входными дверьми. И по бокам их - фигурки с медведями. Наверху - растительный орнамент. Который несколько оживляет излишнюю суровость и монументальность этого здания.
Авторов это творение много. И среди них известные латышские архитекторы этого времени - Пешкшенс и Алкснис, произведения которых мы ещё увидим дальше. Несмотря на масштабы и декорации, это здание мне не кажется особо удачным. Но оно выделяется - это точно
На пересечении улиц Бривибас и Матиса выделяется огромное и странное здание с большой угловой круглой башней. Оно выделяется своими размерами и некоторой мрачностью. К тому же давно не реставрировано, что усугубляет мрачноватый эффект.
Слева и справа огромные арки, над выездами во двор и входными дверьми. И по бокам их - фигурки с медведями. Наверху - растительный орнамент. Который несколько оживляет излишнюю суровость и монументальность этого здания.
Авторов это творение много. И среди них известные латышские архитекторы этого времени - Пешкшенс и Алкснис, произведения которых мы ещё увидим дальше. Несмотря на масштабы и декорации, это здание мне не кажется особо удачным. Но оно выделяется - это точно
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-3438-4062-b637-306537373635/PXL_20241122_1120301.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-3439-4264-b731-313864373561/PXL_20241122_1120369.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3837-3533-4834-b065-653665636263/PXL_20241122_1121393.jpg)
Но прежде чем идти дальше по улице Бривибас, стоит заглянуть направо, на маленькую улицу Миера.
Здесь вы видите здание сложной и оригинальной формы в югенд стиле ( Миера 5), которое было построено уже в 1912 году по проекту архитектора Александра Шмелинга
Здесь вы видите здание сложной и оригинальной формы в югенд стиле ( Миера 5), которое было построено уже в 1912 году по проекту архитектора Александра Шмелинга
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-6461-4930-a465-313562313065/PXL_20241122_1112270.jpg)
Я к нему не раз приглядывался: много интересных форм и деталей. Хотя рационализм и строгость форм позднего модерна здесь уже видны
![](https://static.tildacdn.com/tild3638-3038-4130-a431-363539363464/PXL_20241122_1118551.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3163-6266-4065-b634-363161306439/PXL_20241122_1113098.jpg)
Далее проходим мимо современного модернистского (не путаем с модерном) здания театра Дайлес, ещё один перекрёсток - и вот визуальное пиршество!
Слева хорошо отреставрированный дом 76: национальный романтизм во всей красе!
Его автор - латышский архитектор Янис Алкснис, уступающий по своей плодовитости (130 зданий) в Риге только Пекшенсу.
Кстати, мне когда-то посчастливилось в этом доме пожить. Конечно, внутри уже всё современное, хотя и сохранились керамические плитки в холлах.
Слева хорошо отреставрированный дом 76: национальный романтизм во всей красе!
Его автор - латышский архитектор Янис Алкснис, уступающий по своей плодовитости (130 зданий) в Риге только Пекшенсу.
Кстати, мне когда-то посчастливилось в этом доме пожить. Конечно, внутри уже всё современное, хотя и сохранились керамические плитки в холлах.
![](https://static.tildacdn.com/tild6261-3265-4333-b662-333465353637/PXL_20241122_1209456.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3165-3237-4231-b738-366236633862/PXL_20241122_1209142.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3038-3731-4535-b965-363539323336/PXL_20241122_1208288.jpg)
И по диагонали от него - огромное пышное здание эклектичного модерна - доходный дом, прозванный "угловым". Творение другого известного латышского архитектора Александра Ванагаса
![](https://static.tildacdn.com/tild3164-3836-4662-a166-396332613763/PXL_20241122_1208481.jpg)
Далее по левой стороне ещё два выдающихся строения - уже иного направления, с чертами неокласицизма - дома 70 и 72, немецкого архитектора Макса фон Озмидова (Максима Озмидова)
![](https://static.tildacdn.com/tild3238-6531-4964-a365-386639366331/PXL_20241122_1210157.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-3063-4362-a535-613639326137/PXL_20241122_1211159.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6435-3231-4266-b935-333566643737/PXL_20241122_1211332.jpg)
И вот новый выдающийся перекрёсток - с улицы Гертрудес, на которой также немало строений модерна, и по которой мы ещё прогуляемся в следующий раз.
Здесь встретились несколько знаменитых строений и архитекторов как национально-романтического направления, так и эклектичного модерна, а также Старая евангелическая церковь Гертруды
Здесь встретились несколько знаменитых строений и архитекторов как национально-романтического направления, так и эклектичного модерна, а также Старая евангелическая церковь Гертруды
![](https://static.tildacdn.com/tild6663-6131-4636-b939-663033663838/PXL_20241122_1214118.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3236-3862-4137-b965-363936303135/PXL_20241122_1214555.jpg)
Огромное в национально-романтическом стиле здание «Бюнгнерхоф», построенное ещё на заре местного модерна в 1900 году, архитекторами В.Нейманом и А.Гизеке, стало образцом для многих будущих строений этого направления.
![](https://static.tildacdn.com/tild3366-3336-4332-b131-303936646366/PXL_20241122_1214468.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-6535-4564-b030-393738653863/PXL_20241122_1216348.jpg)
Это целый дворцовый квартал, пластичные и разнообразные формы, отсылки к ренессансу, меняющиеся виды с разных сторон....
![](https://static.tildacdn.com/tild3636-6364-4235-b533-353634316664/IMG_20230428_190539.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3863-6134-4165-b332-313234663964/IMG_20230428_190640.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6330-3063-4837-b337-323462343963/IMG_20230428_190820.jpg)
И напротив (Бривибас 68), в диалоге с ним, ещё более пышное творение этого стиля, с угловой башней, созданное позже, уже в 1903 году, ранее упоминавшимся нами архитектором Шмелингом
![](https://static.tildacdn.com/tild3463-3665-4662-b961-323034656566/IMG_20230428_191514.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3637-3038-4331-b235-343132316239/IMG_20230428_191145.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6266-3832-4137-b138-373730313235/IMG_20230428_191251.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-6537-4433-b937-353061323966/IMG_20230428_191157.jpg)
Пышный и изобретательный декор и символы этого здания с элементами ренессанса можно рассматривать и и изучать долго
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-3065-4536-b661-376433366435/IMG_20230428_191301.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3436-3730-4430-b961-323938626237/IMG_20230428_191607.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3064-6338-4264-a362-333164323864/IMG_20230428_191529.jpg)
А напротив Бюнгнерхофа со стороны улицы Гертрудес - эффектное творение декоративного модерна 1902 года немецкого архитектора Фридриха Шеффеля, созданное для русского купца Тупикова.
![](https://static.tildacdn.com/tild3935-6233-4332-b261-363434393062/IMG_20230428_191749.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-6462-4563-b031-303166353261/IMG_20230428_192018.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3439-4437-b336-643061396639/PXL_20241122_1217119.jpg)
И уже традиционное для рижского эклектичного модерна пиршество декора и деталей, разнообразные маски, изобилие украшений. То, к чему я никак не могу привыкнуть
![](https://static.tildacdn.com/tild3238-6534-4762-b165-643934373437/IMG_20230428_191820.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6665-3666-4538-b839-313664363332/IMG_20230428_191908.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3437-3738-4230-a638-353136313636/PXL_20241122_1218307.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6363-3165-4366-a231-366633386362/PXL_20241122_1218247.jpg)
Уникальное место, и соседние улицы манят открывающимися зданиями модерна...
Но мы возвращаемся на улицу Бривибас...
Но мы возвращаемся на улицу Бривибас...
![](https://static.tildacdn.com/tild6539-6266-4233-b933-653131313963/IMG_20230428_192340.jpg)
Потому что по левой стороне улицы (дом 62) находится ещё один архитектурный шедевр национального романтизма, но выросшего не только из ренессанса, но уже и из "северного модерна". Его автор - ещё один классик местной архитектуры этого периода латыш Эйжен Лаубе.
![](https://static.tildacdn.com/tild3934-3964-4839-b233-333563396661/PXL_20241122_1220229.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6133-6266-4366-b762-656638383362/PXL_20241122_1221192.jpg)
Оно построено в 1908 году. И богато декорировано национальными узорами символами и украшениями. Нарядное и внешне праздничное
![](https://static.tildacdn.com/tild3763-6436-4137-b130-636666656166/PXL_20241122_1220479.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3831-3539-4638-a330-383338346666/PXL_20241122_1221083.jpg)
И через дом от него, на углу - более мрачное и суровое здание (Бривибас, 58), сочетающее элементы национального романтизма и северного модерна - первое творение уже известного нам архитектора Александра Ванагса. С традиционными уже латышскими узорами и символами
![](https://static.tildacdn.com/tild3761-3638-4664-b261-313930346130/PXL_20241122_1222446.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3135-3239-4433-a335-643933303462/PXL_20241122_1223541.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6662-3931-4634-b566-303734623566/PXL_20241122_1224053.jpg)
И напротив, на другой стороне улица Бривибас 47 мы не можем не заметить на контрасте оригинальный и сложный по форме, светлый Дом Красткална. Это одно из первых зданий, спроектированных Эйженом Лаубе во главе собственной мастерской. При конструировании этого дома, видно, архитектор был вдохновлён образцами северного модерна Швеции и Финляндии, а также скандинавским деревянным зодчеством
![](https://static.tildacdn.com/tild6163-6337-4965-b263-633531343539/PXL_20241122_1226151.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3164-3237-4331-b133-393337656631/PXL_20241122_1224302.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-3736-4163-a466-663865343730/PXL_20241122_1226194.jpg)
И дальше, по этой стороне, после православной церкви, на улице Бривибас, 37 - другое здание в стиле модерн этого же архитектора Эйжена Лаубе (1908 г.) Ещё один типичный пример национального романтизма. Но уже иной - тёмно-серой тональности, где выделяются сложные архитектурные элементы – эркеры, лоджии, балконы, скаты крыш и высокий фронтон. А также медальоны на стене и традиционное для северного модерна изображение сов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3635-6363-4239-b536-323832646365/PXL_20241122_1228045.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3664-3130-4633-b631-393636386562/PXL_20241122_1228356.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-6534-4236-b630-313963373562/PXL_20241122_1228565.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3566-6463-4363-b464-613339633132/PXL_20241122_1227495.jpg)
И уже на другой стороне - яркое и праздничное, выделяющееся своими интересными формами, заимствованными из зданий местного ренессанса, творение самого плодовитого рижского архитектора, учителя многих других мастеров Константина Пекшенкса, в доме и квартире которого на улице Альберта, кстати, располагается музей модерна - бывшее здание банка. В нём национально романтические формы модерна вытекают из традиций исторической застройки старого города
![](https://static.tildacdn.com/tild3939-6336-4134-a563-306331393833/IMG_20230428_161754.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3539-3364-4332-a462-306264373461/IMG_20230428_161910.jpg)
Это и другие путешествия по рижскому модерну наглядно показывают, что эпоха начала XX века, когда Латвия была частью Российской империи и нашей общей культуры, была высшим достижением латвийской архитектуры.
Абсолютное большинство архитекторов этого времени и стиля были латыши, немцы и евреи. Никакого подавления их со стороны русской культуры или администрации не заметно.
Наоборот, связи различных национальных культур ( Латвии, Финляндии, Украины, России, Грузии) в составе наднациональной по сути империи с общими европейскими достижениями позволили архитектуре театру и искусству в целом развиваться особо ярко и разнообразно.
Я не трогаю политических аспектов. И никак не ставлю под сомнение независимость нынешних балтийских и скандинавских стран.
Просто, на мой взгляд, не нужно историю и культуру в угоду политическим и националистическим идеям изображать чёрно-белой, выплескивая с водой ребёнка.
У нас общая история, культура, искусство. Это стоит развивать. При этом мы разные. И это стоит уважать.
Рижский модерн - образец того, как нужно строить взаимовыгодные и развивающие друг друга отношения в архитектуре и жизни
Абсолютное большинство архитекторов этого времени и стиля были латыши, немцы и евреи. Никакого подавления их со стороны русской культуры или администрации не заметно.
Наоборот, связи различных национальных культур ( Латвии, Финляндии, Украины, России, Грузии) в составе наднациональной по сути империи с общими европейскими достижениями позволили архитектуре театру и искусству в целом развиваться особо ярко и разнообразно.
Я не трогаю политических аспектов. И никак не ставлю под сомнение независимость нынешних балтийских и скандинавских стран.
Просто, на мой взгляд, не нужно историю и культуру в угоду политическим и националистическим идеям изображать чёрно-белой, выплескивая с водой ребёнка.
У нас общая история, культура, искусство. Это стоит развивать. При этом мы разные. И это стоит уважать.
Рижский модерн - образец того, как нужно строить взаимовыгодные и развивающие друг друга отношения в архитектуре и жизни
На этом торжественном аккорде завершаю наше путешествие по модерну улицы Бривибас. Впереди - бульвар, парки, памятник Свободы и через мостик - старый город. Там тоже есть образцы модерна, но же как вкрапления в средневековую застройку.
Вот, например, мои любимые здания там, иные по формам и оформлению:
![](https://static.tildacdn.com/tild6638-3331-4635-b965-666631653034/PXL_20241126_1016430.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6666-3463-4539-a135-626464663336/PXL_20241126_1055362.jpg)
И если сейчас свернуть на соседние и параллельные улицы, например на Тербатас, то там тоже немало интересных образцов модерна, которые заслуживают своего внимания и путешествия.
![](https://static.tildacdn.com/tild6361-3466-4763-b737-383031336461/PXL_20241122_1347459.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3135-3737-4338-a538-393363623730/PXL_20241122_1351098.jpg)
Но уже вечереет, наступает насыщение и усталость, пора поужинать и отдохнуть...
![](https://static.tildacdn.com/tild3437-6564-4963-b931-663165666534/PXL_20241122_1349080.jpg)
А потому мы отправимся с вами в следующий раз в новое и поучительное путешествие по рижскому модерну и началу ушедшего 20 века