В первой части нашего путешествия по модерну улицы Бривибас (посмотрите её) мы двигались от окраины к центру. Успели замёрзнуть и отогреться...
Теперь открываем новую часть улицы, уже ближе к центру...
Сначала несколько любопытных, но не относящихся напрямую к модерну зданий, всё же имеющих некоторые его черты...
После ряда мало интересных зданий мы замечаем справа странное строение с неоготическими элементами, почти симметричное, круглыми окнами наверху и фигурами павлина по центру на стене и грифонов над дверью.
Сначала несколько любопытных, но не относящихся напрямую к модерну зданий, всё же имеющих некоторые его черты...
После ряда мало интересных зданий мы замечаем справа странное строение с неоготическими элементами, почти симметричное, круглыми окнами наверху и фигурами павлина по центру на стене и грифонов над дверью.
А далее по этой стороне (дом 85) - современная стилизация, весьма удачная, как раз национально - романтического направления
И вот мы вступаем в ту часть улицы, где расположены здания, считающиеся образцами местного модерна и творения самых известных рижских архитекторов.
На пересечении улиц Бривибас и Матиса выделяется огромное и странное здание с большой угловой круглой башней. Оно выделяется своими размерами и некоторой мрачностью. К тому же давно не реставрировано, что усугубляет мрачноватый эффект.
Слева и справа огромные арки, над выездами во двор и входными дверьми. И по бокам их - фигурки с медведями. Наверху - растительный орнамент. Который несколько оживляет излишнюю суровость и монументальность этого здания.
Авторов это творение много. И среди них известные латышские архитекторы этого времени - Пешкшенс и Алкснис, произведения которых мы ещё увидим дальше. Несмотря на масштабы и декорации, это здание мне не кажется особо удачным. Но оно выделяется - это точно
На пересечении улиц Бривибас и Матиса выделяется огромное и странное здание с большой угловой круглой башней. Оно выделяется своими размерами и некоторой мрачностью. К тому же давно не реставрировано, что усугубляет мрачноватый эффект.
Слева и справа огромные арки, над выездами во двор и входными дверьми. И по бокам их - фигурки с медведями. Наверху - растительный орнамент. Который несколько оживляет излишнюю суровость и монументальность этого здания.
Авторов это творение много. И среди них известные латышские архитекторы этого времени - Пешкшенс и Алкснис, произведения которых мы ещё увидим дальше. Несмотря на масштабы и декорации, это здание мне не кажется особо удачным. Но оно выделяется - это точно
Но прежде чем идти дальше по улице Бривибас, стоит заглянуть направо, на маленькую улицу Миера.
Здесь вы видите здание сложной и оригинальной формы в югенд стиле ( Миера 5), которое было построено уже в 1912 году по проекту архитектора Александра Шмелинга
Здесь вы видите здание сложной и оригинальной формы в югенд стиле ( Миера 5), которое было построено уже в 1912 году по проекту архитектора Александра Шмелинга
Я к нему не раз приглядывался: много интересных форм и деталей. Хотя рационализм и строгость форм позднего модерна здесь уже видны
Далее проходим мимо современного модернистского (не путаем с модерном) здания театра Дайлес, ещё один перекрёсток - и вот визуальное пиршество!
Слева хорошо отреставрированный дом 76: национальный романтизм во всей красе!
Его автор - латышский архитектор Янис Алкснис, уступающий по своей плодовитости (130 зданий) в Риге только Пекшенсу.
Кстати, мне когда-то посчастливилось в этом доме пожить. Конечно, внутри уже всё современное, хотя и сохранились керамические плитки в холлах.
Слева хорошо отреставрированный дом 76: национальный романтизм во всей красе!
Его автор - латышский архитектор Янис Алкснис, уступающий по своей плодовитости (130 зданий) в Риге только Пекшенсу.
Кстати, мне когда-то посчастливилось в этом доме пожить. Конечно, внутри уже всё современное, хотя и сохранились керамические плитки в холлах.
И по диагонали от него - огромное пышное здание эклектичного модерна - доходный дом, прозванный "угловым". Творение другого известного латышского архитектора Александра Ванагаса
Далее по левой стороне ещё два выдающихся строения - уже иного направления, с чертами неокласицизма - дома 70 и 72, немецкого архитектора Макса фон Озмидова (Максима Озмидова)
И вот новый выдающийся перекрёсток - с улицы Гертрудес, на которой также немало строений модерна, и по которой мы ещё прогуляемся в следующий раз.
Здесь встретились несколько знаменитых строений и архитекторов как национально-романтического направления, так и эклектичного модерна, а также Старая евангелическая церковь Гертруды
Здесь встретились несколько знаменитых строений и архитекторов как национально-романтического направления, так и эклектичного модерна, а также Старая евангелическая церковь Гертруды
Огромное в национально-романтическом стиле здание «Бюнгнерхоф», построенное ещё на заре местного модерна в 1900 году, архитекторами В.Нейманом и А.Гизеке, стало образцом для многих будущих строений этого направления.
Это целый дворцовый квартал, пластичные и разнообразные формы, отсылки к ренессансу, меняющиеся виды с разных сторон....
И напротив (Бривибас 68), в диалоге с ним, ещё более пышное творение этого стиля, с угловой башней, созданное позже, уже в 1903 году, ранее упоминавшимся нами архитектором Шмелингом
Пышный и изобретательный декор и символы этого здания с элементами ренессанса можно рассматривать и и изучать долго
А напротив Бюнгнерхофа со стороны улицы Гертрудес - эффектное творение декоративного модерна 1902 года немецкого архитектора Фридриха Шеффеля, созданное для русского купца Тупикова.
И уже традиционное для рижского эклектичного модерна пиршество декора и деталей, разнообразные маски, изобилие украшений. То, к чему я никак не могу привыкнуть
Уникальное место, и соседние улицы манят открывающимися зданиями модерна...
Но мы возвращаемся на улицу Бривибас...
Но мы возвращаемся на улицу Бривибас...
Потому что по левой стороне улицы (дом 62) находится ещё один архитектурный шедевр национального романтизма, но выросшего не только из ренессанса, но уже и из "северного модерна". Его автор - ещё один классик местной архитектуры этого периода латыш Эйжен Лаубе.
Оно построено в 1908 году. И богато декорировано национальными узорами символами и украшениями. Нарядное и внешне праздничное
И через дом от него, на углу - более мрачное и суровое здание (Бривибас, 58), сочетающее элементы национального романтизма и северного модерна - первое творение уже известного нам архитектора Александра Ванагса. С традиционными уже латышскими узорами и символами
И напротив, на другой стороне улица Бривибас 47 мы не можем не заметить на контрасте оригинальный и сложный по форме, светлый Дом Красткална. Это одно из первых зданий, спроектированных Эйженом Лаубе во главе собственной мастерской. При конструировании этого дома, видно, архитектор был вдохновлён образцами северного модерна Швеции и Финляндии, а также скандинавским деревянным зодчеством
И дальше, по этой стороне, после православной церкви, на улице Бривибас, 37 - другое здание в стиле модерн этого же архитектора Эйжена Лаубе (1908 г.) Ещё один типичный пример национального романтизма. Но уже иной - тёмно-серой тональности, где выделяются сложные архитектурные элементы – эркеры, лоджии, балконы, скаты крыш и высокий фронтон. А также медальоны на стене и традиционное для северного модерна изображение сов.
И уже на другой стороне - яркое и праздничное, выделяющееся своими интересными формами, заимствованными из зданий местного ренессанса, творение самого плодовитого рижского архитектора, учителя многих других мастеров Константина Пекшенкса, в доме и квартире которого на улице Альберта, кстати, располагается музей модерна - бывшее здание банка. В нём национально романтические формы модерна вытекают из традиций исторической застройки старого города
Это и другие путешествия по рижскому модерну наглядно показывают, что эпоха начала XX века, когда Латвия была частью Российской империи и нашей общей культуры, была высшим достижением латвийской архитектуры.
Абсолютное большинство архитекторов этого времени и стиля были латыши, немцы и евреи. Никакого подавления их со стороны русской культуры или администрации не заметно.
Наоборот, связи различных национальных культур ( Латвии, Финляндии, Украины, России, Грузии) в составе наднациональной по сути империи с общими европейскими достижениями позволили архитектуре театру и искусству в целом развиваться особо ярко и разнообразно.
Я не трогаю политических аспектов. И никак не ставлю под сомнение независимость нынешних балтийских и скандинавских стран.
Просто, на мой взгляд, не нужно историю и культуру в угоду политическим и националистическим идеям изображать чёрно-белой, выплескивая с водой ребёнка.
У нас общая история, культура, искусство. Это стоит развивать. При этом мы разные. И это стоит уважать.
Рижский модерн - образец того, как нужно строить взаимовыгодные и развивающие друг друга отношения в архитектуре и жизни
Абсолютное большинство архитекторов этого времени и стиля были латыши, немцы и евреи. Никакого подавления их со стороны русской культуры или администрации не заметно.
Наоборот, связи различных национальных культур ( Латвии, Финляндии, Украины, России, Грузии) в составе наднациональной по сути империи с общими европейскими достижениями позволили архитектуре театру и искусству в целом развиваться особо ярко и разнообразно.
Я не трогаю политических аспектов. И никак не ставлю под сомнение независимость нынешних балтийских и скандинавских стран.
Просто, на мой взгляд, не нужно историю и культуру в угоду политическим и националистическим идеям изображать чёрно-белой, выплескивая с водой ребёнка.
У нас общая история, культура, искусство. Это стоит развивать. При этом мы разные. И это стоит уважать.
Рижский модерн - образец того, как нужно строить взаимовыгодные и развивающие друг друга отношения в архитектуре и жизни
На этом торжественном аккорде завершаю наше путешествие по модерну улицы Бривибас. Впереди - бульвар, парки, памятник Свободы и через мостик - старый город. Там тоже есть образцы модерна, но же как вкрапления в средневековую застройку.
Вот, например, мои любимые здания там, иные по формам и оформлению:
И если сейчас свернуть на соседние и параллельные улицы, например на Тербатас, то там тоже немало интересных образцов модерна, которые заслуживают своего внимания и путешествия.
Но уже вечереет, наступает насыщение и усталость, пора поужинать и отдохнуть...
А потому мы отправимся с вами в следующий раз в новое и поучительное путешествие по рижскому модерну и началу ушедшего 20 века