В каждом достойном художественном музее мира у меня случаются свои открытия. Кроме известных и привлекающих внимание полотен знаменитых мастеров вдруг замечаю тех, кого знают меньше или кого на время позабыл. И именно эти встречи мне особо ценны. Остаются во мне...

И в пинакотеке Брера Милана случились такие встречи с мастерами и их произведениями, мной и моим настроем, воображением, памятью...

Среди разных сюжетов я более всего интересуюсь изображениями Мадонны разных авторов и разных эпох.
Так как в Ренессансе и барокко человеческие чувства и судьбы выражались через религиозные сюжеты, то этот сюжет, как и Благовещение, мне оказался лично особо близок. И я в первую очередь направил внимание на него...
Начиная с мадонн мало известных мастеров раннего Возрождения
Так как в Ренессансе и барокко человеческие чувства и судьбы выражались через религиозные сюжеты, то этот сюжет, как и Благовещение, мне оказался лично особо близок. И я в первую очередь направил внимание на него...
Начиная с мадонн мало известных мастеров раннего Возрождения



И главными для меня были три встречи с мастерами.
Прежде всего - новая встреча с Джованни Беллини, любимым мной венецианским мастером, завершившим эпоху кватроченто.
Он прекрасен для меня именно изображениями"мадонн", которых я видел ранее в разных музеях.
Здесь, в Милане его ранняя "Греческая мадонна" ещё периода его молодости,1460 года
Прежде всего - новая встреча с Джованни Беллини, любимым мной венецианским мастером, завершившим эпоху кватроченто.
Он прекрасен для меня именно изображениями"мадонн", которых я видел ранее в разных музеях.
Здесь, в Милане его ранняя "Греческая мадонна" ещё периода его молодости,1460 года

И рядом его "Мадонна с младенцем" уже 1510 года, через пол-столетия...

Мастер один. А кажется, что это уже другое время и иная живопись...


Здесь же его ранняя работы - "Пьета".

Вглядитесь в лица Христа и Марии...

И рядом знаменитая своей строгостью, необычностью ракурса и трагизмом изображение Христа после снятия с креста - работа его старшего современника, под влиянием которого Беллини первоначально находился, Андрея Монтенья

Двигаюсь по залам, обращая внимание на изображения Мадонны с Христом, наблюдая смены стилей и эпох, личных вкусов и способов изображения разных авторов...
Вот весьма оригинальная, как будто "чёрная мадонна" бергамского мастера Бутиноне.
Как будто бы отступил по времени и стилю подачи в раннее Возрождение
Как будто бы отступил по времени и стилю подачи в раннее Возрождение

А это "Мадонна с ребенком Христом" (Мадонна Чертозийская) Бергоньоне, работающего в это же время, на рубеже 15 и 16 веков, в Павиии и Милане. Изображение со святой Екатериной. Это ещё 1480 год.
И вы видите, какая разница...
И вы видите, какая разница...

И далее его "Мадонна со спящим Младенцем" (Мадонна с вуалью). И это уже 1520 год. Снова прошло почти пол-столетия жизни, творчества, искусства, истории...
Здесь Мадонна накрывает сына прозрачным покрывалом. Оберегая.
И яблоко как символ будущих страданий
Здесь Мадонна накрывает сына прозрачным покрывалом. Оберегая.
И яблоко как символ будущих страданий

И далее итальянские мадонны уже 16 столетия...
Миланского мастера дОггионе.
Как сейчас говорят - "милота"
Миланского мастера дОггионе.
Как сейчас говорят - "милота"

И работа мало известного мне мастера Лланоса. Как эхо и подражание стилю знаменитой "Мадонны в гроте" Леонардо да Винчи

А вот какая уже светская Мадонна у миланского живописца Феррари начала 16 века.
Маньеризм приближается....
Маньеризм приближается....

И второе моё яркое открытие, на этот раз уже нового имени - мастера из Милана Бернардино Луини, ученика выше описанного Бергоньоне, и считающегося последователем Леонарда да Винчи.
Он также более известен своими "Мадоннами".
Он также более известен своими "Мадоннами".
Вот его "Мадонна в розах". Уже ближе к середине 16 века. И она ещё довольно традиционна...

А вот его фрески, перенесённые из ломбардийских вилл на сюжеты "Метаморфоз" Овидия и церквей.
Иной стиль, сюжеты, время... И это далеко от последующей слащавости приходящего маньеризма.
Я вижу, как из таких работ и этого стиля черпали вдохновение и приёмы изображения английские прерафаэлиты середины 19 века и следующая за ними живопись модерна.
Иной стиль, сюжеты, время... И это далеко от последующей слащавости приходящего маньеризма.
Я вижу, как из таких работ и этого стиля черпали вдохновение и приёмы изображения английские прерафаэлиты середины 19 века и следующая за ними живопись модерна.



И третье главное открытие Пинакотеки - новая встреча с провинциальным мастером (Падуя, Далмация, Марке) конца 15 века Карло Кривелли.
И какие у него особые Мадонны, как и в целом его особый стиль
И какие у него особые Мадонны, как и в целом его особый стиль


Вынужденный скрываться от преследований, он работал и жил в хорватской Далмации и затем в Асколи региона Марке. И стоял особняком от другим мастеров и модных течений того времени.
Был мало известен, быстро забыт...
Был мало известен, быстро забыт...


И только в конце XIX века его открыли заново.
Притом, он вызвал очень противоречивые реакции критиков и ценителей живопись новой эпохи.
Во несколько примеров.
Александр Бенуа:
"Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жёсткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов"
Американец Беренсон:
"Этого художника следует рассматривать как обособленное явление, созданное отсталой, почти реакционной средой. Прожив большую часть жизни вдали от главных центров культуры, в провинции... Кривелли не примкнул к передовым течениям в искусстве... Но он стоит в одном ряду с лучшими художниками всех времён и народов и не надоедает даже тогда, когда великие мастера становятся скучными... В его картинах... красота отлита в формы, обладающие строгостью линий и блеском металла"
Советский критик Власов:
"Кривелли, используя византийскую иконографию и ювелирную отточенность формы икон итало-критской школы, сумел соединить готический стиль с восточными влияниями и ренессансным поэтическим мироощущением. Он создал собственный экспрессивный и очень декоративный конгломерат элементов, который загадочно называют готическим маньеризмом. Парадокс состоит лишь в том, что Кривелли — типичный примитив и, в то же время, в отношении пластических качеств, необычайно изысканный художник"
Притом, он вызвал очень противоречивые реакции критиков и ценителей живопись новой эпохи.
Во несколько примеров.
Александр Бенуа:
"Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жёсткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов"
Американец Беренсон:
"Этого художника следует рассматривать как обособленное явление, созданное отсталой, почти реакционной средой. Прожив большую часть жизни вдали от главных центров культуры, в провинции... Кривелли не примкнул к передовым течениям в искусстве... Но он стоит в одном ряду с лучшими художниками всех времён и народов и не надоедает даже тогда, когда великие мастера становятся скучными... В его картинах... красота отлита в формы, обладающие строгостью линий и блеском металла"
Советский критик Власов:
"Кривелли, используя византийскую иконографию и ювелирную отточенность формы икон итало-критской школы, сумел соединить готический стиль с восточными влияниями и ренессансным поэтическим мироощущением. Он создал собственный экспрессивный и очень декоративный конгломерат элементов, который загадочно называют готическим маньеризмом. Парадокс состоит лишь в том, что Кривелли — типичный примитив и, в то же время, в отношении пластических качеств, необычайно изысканный художник"



Я влюбился в работы Кривелли - его изящные вытянутые фигуры и лица, подчёркнутые линии - контуры и яркие цвета, сложную и насыщенную символику средневековья, грациозность и вкус...
Это то, что делает его особым и непохожим на других - и для меня это важно.
Вглядитесь ещё раз в его лица, цвета, линии...
Уверен, что художник - маргинал конца 15 века Карло Кривелли предвосхитил будущую живопись рубежа 19 и 20 веков - модерна и "Мира искусств"
Это то, что делает его особым и непохожим на других - и для меня это важно.
Вглядитесь ещё раз в его лица, цвета, линии...
Уверен, что художник - маргинал конца 15 века Карло Кривелли предвосхитил будущую живопись рубежа 19 и 20 веков - модерна и "Мира искусств"



Конечно, в Миланской Пинакотеке немало других достойных живописцев, скульпторов и их работ.
Вот несколько из них, уже проходя, и где стоит остановиться также...
Делла Франческо
Вот несколько из них, уже проходя, и где стоит остановиться также...
Делла Франческо

Рафаэль Санти

Ещё прекрасные мадонны, возвращающие нас как бы в эпоху раннего Ренессанса

И передающие приветы из новой эпохи маньеризма и барокко



И искусство 19 века, когда уже Италия давно перестала быть центром мирового искусства, став культурной провинцией со славным прошлым...



Каждый найдёт в этом своё: что заметил, на что откликнулся, с чем соединился. А мимо чего-то просто пройдёт...
Я поделился своим. Встречами, которые случились...
Так в пинакотеке Милана встретились разные эпохи и стили, через моё воображение и память соединились вместе
Я поделился своим. Встречами, которые случились...
Так в пинакотеке Милана встретились разные эпохи и стили, через моё воображение и память соединились вместе