О жизни

Русская Утопия. Глухово - Богородск

Чтобы открывать интересные места не обязательно ехать куда-то далеко. В ближайшем Подмосковье есть немало ценного для нас.

Так как глаза разбегаются среди эпох и памятников, то выбираю один период истории - рубеж 19 и 20 веков, и его один архитектурный стиль - модерн.
И через этот период и стиль открываю для себя города и страны, и прежде всего, Россию с новой неизвестной для меня стороны.

В начале осени я решил познакомиться и с подмосковным модерном.
И случайно начал с Ногинска, бывшего Богородска. А вернее, с деревни Глухово, которая ныне стала сейчас частью города.
Здесь в начале прошлого века проживал Арсений Иванович Морозов, правнук Саввы Васильевича Морозова, основателя старообрядческой династии промышленников. И племянник другого знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова
В деревне Глухово его дед Захар Морозов организовал крупнейшую в России ткацкую фабрику. Которая называлась Богородско-Глуховской и превратилась со временем в одну из крупнейших как в России, так и Европе.
А при его внуке Арсении Ивановиче вокруг неё возник целый городок для работников, который я назвал бы образно Русской Утопией.

Но в отличие от книжной Утопии Томаса Мора это было реальное место, просуществовавшее несколько десятилетий и, к сожалению, разрушенное революцией и обезображенное советским временем.
Тем не менее это было в нашей истории. И посещение этого места приобщает нас к этому.

Начали мы знакомство с усадьбы Арсения Морозова, которая была построена архитектором Кузнецовым в стиле модерн, в духе английского коттеджа.
Но, конечно, и с явными элементами русской архитектуры.

Сам дом поделён на две части: каменная хозяйственная и деревянная, как раз очень русская по духу и стилю, где жил хозяин и его семья.
Сохранились и восстановлены старые изразцовые печи, дом обставлен мебелью того времени, всё сделано с любовью и бережно
А на этой веранде, с подогреваемым расположенной внизу печкой полом, так и хочется неспешно посидеть с хозяином и попить чайку, глядя на созданный Морозовыми европейский парк и старый пруд...
В доме немало интересных изобретений вроде светового потолка, который архитектор Александр Кузнецов создавал также и на фабриках Морозова.

Этот архитектор прославился созданием зданий промышленного модерна а также стал одним из классиков московского конструктивизма в советское время. И я хочу изучить его творчество и затем рассказать вам о нём.
Он сотрудничал с Львом Кекушевым и был учеником Фёдора Шехтеля - двух ведущих архитекторов московского модерна - но надолго пережил их и сумел интегрироваться в новую эпоху.
А центральный каминный гостевой зал - в нео-ренессансном немецком духе. Но с иконами и клиросом для староверческих песнопений.
В этом доме русский модерн проявляется в своей полноте и разнообразии: с одной стороны, это космополитичный европейский стиль, а с другой - в каждой стране он имеет свои национальные черты, которые к тому же ещё и переплетаются друг с другом. Как это происходит здесь и в целом, и в деталях...
Я советую заказать экскурсию заранее и прогуляться по дому, слушая подробные рассказы о его хозяине, семье Морозовых, их деле и фабрике, которая процветала при Арсении Ивановиче.
Рассказы о том как при нем была организована жизнь как на фабрике, так и вокруг неё, удивляются и трогают. И больницы, и общежития, и дома для сотрудников, и материальная помощь, и прогрессивная для тех времён организация труда, и стадион с велотреком, и культурный дом, где проходили для рабочих спектакли "Чайка" и "Вишнёвый сад" МХТ...

Кстати, мы с восторгом смотрели и трогали сохранившиеся образцы тканей, производящихся тогда на фабрике. Конечно, ничего подобного в советское время создать уже не могли.
На верхнем этаже дома сохранилась даже старообрядческая домашняя церковь с потайным ходом. Но там просят не снимать, и я с уважением к этому отношусь. Поэтому лучше побыть там самим.

Кстати, Арсений Морозов построил в этом районе ещё 15 старообрядческих церквей, большинство из которых конечно были разрушены, но кое-что осталось, и об одной из них я вам ещё расскажу.

Как вы знаете старообрядцы были люди серьёзные: верующие, притесняемые и гонимые, а потому поддерживающие друг друга, не пили, не курили, не матерились, считали важным быть честным в своих делах. И как раз рассказы о русских купцах, которые закрепляли свои договорённости рукопожатием и никогда не нарушали данное слово - это как раз про старообрядцев. Недаром большинство разбогатевших купеческих семей в России, известных предпринимателей и меценатов, были из старообрядцев: не только Морозовы, но и Рябушинские, Рахмановы, Гучковы, Кузнецовы, Солдатенковы и так далее... Кстати, многие из них были как раз заказчиками зданий нового стиля модерн, о которых я рассказываю.

В центре Глухово сохранились отреставрированные здания фабрики и электростанции ещё времён Захара Морозова, а на другой стороне реки - новой фабрики Арсения Ивановича, созданной Кузнецовым.
Кроме заданий фабрики в этом городке были построены деревянные дома для инженеров, в том числе и иностранных специалистов и некоторые из них можно ещё видеть на улице Санаторной. И это такой своеобразный деревянный русский модерн.

К сожалению нынешняя состояние этих домов печально. Выживут ли?
И недалеко - здание роддома, в духе бельгийского модерна, построенного для работниц фабрики неизвестным, но явно мастерским архитектором. Здание роскошное: раскрытое как объятия, красный кирпич, белые полосы и разноцветная керамическая плитка, ещё сохранившиеся детали декора....

И до сих пор производит впечатление слегка состаренного временем дворца. Где до сих пор, через 120 лет, лечат людей
У новой морозовской фабрики на улице 8 марта - ещё несколько нео-русских деревянных домов для сотрудников. Нынешнее состояние вы видите.
И напротив - мужское училище, ныне превращённое в школу. Так же прекрасный образец московского модерна с бельгийским влиянием, созданный архитектором Александром Марковым, данные о котором нигде не могу найти...
Да, этому бы прекрасному зданию сделать ещё и ремонт!...
Кстати сохранились интерьеры, и на пункте охраны можно договориться войти и осмотреть первый этаж: лестницу, панно на стенах и лепнину на потолках - это всё сохранилось до сих пор.
Люди здесь приветливы.
А дальше на той же улице можно видеть возвышающийся над одноэтажными домами огромные казармы - общежития для рабочих.
До сих пор они производят яркое внешнее впечатление. К сожалению сами здания давно не реставрированы, и внутри всё крайне запущено - страшно входить, а два из них отданы под психбольницу.
Но мы можем представить то время, когда они были наполнены реальной жизнью...

Глухово была отдельная деревней, которая сейчас уже включена в состав города Ногинска, который раньше назывался Богородск.
Сам городок мало симпатичен и не очень привлекателен для жизни.
Ну и здесь есть кое-что из интересующего нас времени и стиля.

Есть несколько замечательных деревянных зданий.
Одно из них, напротив городского собора, каменно-деревянное с интереснейшими узорами.
Ещё несколько интересных деревянных домов, разбросанных по разным улицам.
Вот интересный образец - дом Елагина на Рогожской улице.

Но состояние многих других подобных домов печалит,а один из рядом них умирает после пожара.
На пешеходной улице 3-го Интернационала есть пара скромных милых домиков провинциального стиля модерн, обезображенных рекламой
Но настоящий шедевр и, на мой взгляд, красивейшее здание города - это женская гимназия, построенная тем же Александром Кузнецовым
Это, на мой взгляд, парижский ар-нуво: плавные волнистые линии, большие окна, один нежный цвет.
Посмотрите мои фильмы и заметки о ар-нуво Парижа - вы меня поймёте...
К сожалению, здесь крайне неприветливые охранники, ненавидящие туристов, живущие страхом и властью. Внутрь прорвался с боем. И это ещё одна беда России, кроме дураков и дорог, которые, кстати, начали сейчас строить...

В городе есть ещё любопытная Тихвинская церковь конца XIX века, где классицистическому центральному зданию пристроили красно-кирпичную ново-русскую трапезную. Получилось забавное сочетание цветов и разных стилей.
А на месте старого кладбища, при котором была церковь, сделали сквер с танцплощадкой
Вспоминая созданное семьёй Морозовых в этих краях, и другими русскими купцами - предпринимателями и меценатами по всей стране в начале прошлого века, можно говорить о том, что создавалась новая культура и новая Россия, которые были, к сожалению уничтожены первой мировой войной, а затем революцией и советским временем. И стиль модерн был естественная частью этой культуры и времени.
Возникла надежда на возрождение этого и на рубеже прошлого и нашего века...

Стает это реальностью или останется красивой Утопией и воспоминанием?
Да, после революции фабрика у Морозова была отобрана, постепенно деградировала и хотя производство продолжалось и в советское время, но это было уже далеко не то.

Арсений Иванович был выгнан из своего дома и отправился в город только с одной иконкой. И хотя мог уехать, остался здесь и дальше дальше долгие годы жил у знакомых старообрядцев.
Поговаривают, ещё пытался что-то делать, но уже был не нужен, его же сын Сергей Арсеньевич, восстанавливающий ткацкое производство, был арестован и погиб в лагерях. А Арсений Иванович, как рассказывают, сидел на пеньке рядом с фабрикой, смотрел на неё, сокрушаясь по поводу того, что разваливают то дело, которое он некогда сделал процветающим. И умер в один год с сыном...
На его средства ещё в период рассвета был создан Морозовский хор, в котором пел он сам, а также была построена на краю Богородска старообрядческая Захарьевская церковь.

Туда мы и направились в конце путешествия. Ибо по преданию Арсений Иванович умер в доме рядом с ней.
Остов церкви стоит, но нет уже ни колокольни, ни башни, само здание - за каким-то уродливым забором. А рядом этот скромный домик в русском стиле.

И всё это как печальные воспоминания о том времени надежд и иллюзий, когда создавалась Русская Утопия.
Арсений Иванович был похоронен на московском Рогожском кладбище. Но камень с его могилой был украден, и никто не знает, где он покоится.
Но стоит его восстановленный дом, ещё работают фабрики, общежития, роддом и больница, церкви..
Где-то разрушаясь, а где ты ещё живя...
Как и память...
Архитектура как образ мира Жизнь как путешествие