Хотя Уфа до революции ещё не стала крупным городом и городское каменное строительство здесь только началось, отчего образцов стиля модерн, создаваемых на деньги богатых заказчиков, здесь было создано немного, всё же модерн здесь есть и любопытный.
Он вырастает с одной стороны из красно-кирпичного стиля с неорусскими и национальными чертами, с другой стороны есть и образцы европейских влияний.
Он вырастает с одной стороны из красно-кирпичного стиля с неорусскими и национальными чертами, с другой стороны есть и образцы европейских влияний.
Особенность Уфы - распространённость так называемого "фасадизма" - когда старинные здания, окружают со всех сторон современными, как правило стеклянными, махинами, сохраняя только их фасад. С одной стороны, спасибо, что оставили и не разрушили, с другой - смотрится не всегда гармонично.
К счастью самое интересное здание в стиле модерн дом Костерина 1912 года на пересечении улиц Пушкинской и Александровской ныне Карла Маркса) хорошо сохранён, восстановлен и не обезображен новоделом.
Предполагается что он был построен по проекту самарской архитектора Щербачева. Сам хозяин хлеботорговец Костерин прожил здесь после строительства дома только один год, скоропостижно скончавшись. А там и революция....
Предполагается что он был построен по проекту самарской архитектора Щербачева. Сам хозяин хлеботорговец Костерин прожил здесь после строительства дома только один год, скоропостижно скончавшись. А там и революция....
Здание пышно декорировано и скомпоновано:
женские маски, стекающие линии, растительный орнамент, сложные линии оконных рам, французские балкончики с решётками, львы и совы, ассиметрия углового дома, аттики с огромными полукруглыми окнами -
весь классический набор пышного декоративного модерна, столь любимого нашими купцами.
женские маски, стекающие линии, растительный орнамент, сложные линии оконных рам, французские балкончики с решётками, львы и совы, ассиметрия углового дома, аттики с огромными полукруглыми окнами -
весь классический набор пышного декоративного модерна, столь любимого нашими купцами.
Сейчас здесь таможенная служба. Видно, что дом поддержит в хорошем состоянии. Говорят, что внутри кое что осталось.
И он заметно выделяется среди современной и старой архитектуры Уфы.
И он заметно выделяется среди современной и старой архитектуры Уфы.
Несколько зданий стиля модерн принадлежат городскому архитекторы Константину Гуськову
Прежде всего, это расположенная рядом, на улице Карла Маркса гостиница "Астория"
Построена в 1910 - 1911 годах.
Обратите внимание на разнообразие окон и высокие стеклянные окна над боковыми входами, разнообразие линий аттика наверху, с решетками, стекающие модерновые линии, и опять же пышную перегруженность украшениями, свойственную русской провинции.
Здание симметрично, что встречается здесь часто.
Обратите внимание на разнообразие окон и высокие стеклянные окна над боковыми входами, разнообразие линий аттика наверху, с решетками, стекающие модерновые линии, и опять же пышную перегруженность украшениями, свойственную русской провинции.
Здание симметрично, что встречается здесь часто.
Другое заметное здание Константина Гуськова - Общество взаимного кредитования, построенное в 1912 году.
Также впечатляет своими размерами и пышностью.
Также впечатляет своими размерами и пышностью.
Замечательные подковообразные и полукруглые окна бельгийского ар нуво, к тому времени уже хорошо прижившегося в России.
Линии строже, но также изобильны. Витые решётки над крышей....
Линии строже, но также изобильны. Витые решётки над крышей....
И симпатичная угловая башня с высокой крышей то ли русского терема, то ли французского ренессансного замка...
С другой стороны, отделённое новоделом, по улице Ленина 5/4 находится родственное ему здание, построенной в те же годы тем же Гуськовым - Торговый дом Иванова, а затем Нобеля.
Такое же двухэтажное. И башенки перекликаются.
Но узор и линии окон другие...
Замечательная решетка первого этажа и сохранившаяся старая дверь...
Но узор и линии окон другие...
Замечательная решетка первого этажа и сохранившаяся старая дверь...
И рядом на улице Ленина 5 - Торговый дом Косицкого, близкий по стилю и деталям, также с башенкой, построенный Гуськовым чуть раньше в 1910-1911 для «Общества взаимного кредита».
Фирменный стиль и вкус архитектора угадать уже не сложно.
Фирменный стиль и вкус архитектора угадать уже не сложно.
Так как Гуськов в 1907—1912 был городским архитектором Уфы, то самые видные здания этой эпохи - дело его рук. И есть ещё несколько, в том числе и близкие к эклектике...
Вот еще несколько эклектичных строений с элементами модерна на улице Карла Маркса.
Угол бывших Александровской и Большой Успенской, а ныне и до сих пор, что удивительно, Карла Маркса и Коммунистической!
Гостиница "Большая Сибирская" построена для купца Паршина в 1904 году, ранее, чем описанные ранее образцы, неизвестным нам архитектором.
Угол бывших Александровской и Большой Успенской, а ныне и до сих пор, что удивительно, Карла Маркса и Коммунистической!
Гостиница "Большая Сибирская" построена для купца Паршина в 1904 году, ранее, чем описанные ранее образцы, неизвестным нам архитектором.
Любопытное нагромождение объемов, эклектичный домик с барочным аттиком в центре, большие окна первых и вторых этажей - очень странное и забавное сочетание
Напротив него - также угловой, с элементами местного декора, эклектичный дом Нагеля с эркером и шестигранной башенкой над ним, достроенной уже позже, в начале 20 века
И далее доходные дома Меклера - три здания уже в стиле модерн под номерами 16, 16/1 и 20 по нынешней улице Карла Маркса (бывшей Александровской).
К сожалению, самое эффектное (дом 20) с наиболее очевидными модерновыми элементами - это уже восстановленная копия. Но сделано это хорошо. Остальные здания - подлинные.
Но здесь налицо уже строгость линий, симметрия, единообразие окон правого здания - элементы неоклассицизма. И, конечно, любимые в Уфе высокие башенки...
К сожалению, самое эффектное (дом 20) с наиболее очевидными модерновыми элементами - это уже восстановленная копия. Но сделано это хорошо. Остальные здания - подлинные.
Но здесь налицо уже строгость линий, симметрия, единообразие окон правого здания - элементы неоклассицизма. И, конечно, любимые в Уфе высокие башенки...
В общем, если гулять не спеша по Уфе и рассматривать внимательно здания вокруг, то эпоха конца 19 и начала 20 века передаёт нам неорусские, национальные, эклектичные, неоклассические и модерновые приветы - стоит их только замечать. Поэтому оставлю изучение города на следующий раз - ещё многое предстоит открыть