О жизни

Возрождаемый Выборг. 2 часть. Модерн и чертополох

В первой части нашего совместного путешествия по убиваемому в советское время и возрождающемуся сейчас Выборгу мы исследовали истоки модерна, и в зданиях вокруг Рыночной площади нашли их образцы, соединяющие историзм и нео-ренессанс с национальной романтикой и типичными чертами стиля модерн.
Смотрите и читайте об этом здесь:
https://nezovibatko.ru/tpost/z5xj2yr4m1-neubivaemii-viborg-1-chast-istoki-mestno

Теперь изучим сам "северный модерн": название придумано советскими искусствоведами, чтобы уточнить, какое именно национально-романтическое направление представлено здесь. И это сделано очень удачно - благо, именно в Выборге его образцов предостаточно. И они очень разнообразны.
И для этого двинемся сначала от Рынка, обойдя его справа, в Старый город.
И на пересечении набережной и Северного вала встречаем яркий и оригинальный образец северного модерна во всей его красе.

Дом Хакмана, или "гранитный дворец". Мощное здание одной стороной выходит на Подгорную улицу. Второй - на Северный вал.

Вот это уже настоящий северный модерн, особенности которого реализованы максимально.
Это дом торговой фирмы "Хакман и К", пожалуй, самой богатой в Выборге, чьи конторы были на цокольном этаже, торговый зал - на первом, квартира Хакмана - на втором.
Конечно, внутренности не сохранились, из-за того что в советсвое время дом превратили в коммуналку.
Но внешне он сохранился хорошо.
На фасаде - исторические даты развития этой компании, начиная с её образования в 1790.
Наверху - римскими цифрами дата постройки дома - 1908.
Это произведение двух архитекторов: Гюлбдена и Ульберга. Второй построил в Выборге немало зданий, в том числе Финляндский торговый банк, но уже позже - перед и после первой Мировой, так что это только начало его деятельности...
Почти всё здание покрыто гранитом, что очень дорого! Не все могут себе такое позволить.
И хотя строгое, но богатое декорирование фасада в северном стиле.
Интересный небольшой эркер и круглое окно над главным входом, разной формы окна, среди которых большие полукруглые на первом этаже со стороны Северного вала. И некая ренессансность в линиях, окнах, эркере (вспомните дома этого стиля) со стороны Подгорной улицы.
И хотя чувсвсвуется массивность северного дома как замка, но из-за вытянутости с обеих сторон и сложности форм кажется скорее северным европейским дворцом.

И, вернувшись по Северному валу к Рынку, в двойном доме 19 - 21 мы видим: как типичный северный модерн в его правой от нас части (19) , пусть и обезображенный сносом угловой башни, так и нечто новое для и важное для нас в главном и эффектном левом здании (21).

Дом семьи Теслеф, построенный в 1910 году по проекту Гульдена.
И его особенность в соединении северного модерна с неоклассицизмом: колонны, симметрия, античный портик, однотипные окна...
Кстати, дом обложен уже не дорогим гранитом, а похожим на него мыльным (горшечным) камнем, что мы можем наблюдать повсеместно в Санкт-Петербурге и иных местах.
И переход модерна в неоклассицизм - это отражение тенеденций этого времени. Модерн был популярен недолгое время, серьёзными закзчиками и архитекторами считался несколько легкомысленным и дорогостоящим, и его перед первой Мировой заменил неоклассицизм, а после войны - другие более рациональные стили.
Это здание рассказывает нам об этом, предсказывая будущее стиля.

Гуляя по Старому городу мы можем увидеть ещё несколько интересных зданий предшествующего модерну стилю и времени, что описаны в 1 части путешествия:
неоренессансные здания -
красный дом купца Буттенгоффа,
и желтоватый дом на углу Прогонной и Краснофлотской, кстати местами облицованный гранитом.

... и руины многосрадального доходного дом Говинга, некогда богатого, в стиле модерн, с множеством изразцовых печей, и уничтожаемого на протяжении несколько десятилетий - как напоминание о былом богатстве города, разбазаренного в советское и пост-советское время...
В Старом городе есть, на что посмотреть, но это уже другие стили и эпохи, а, значит, нам пора на улицу Ленина и Красную площадь, где и состредоточены многочисленные образцы северного модерна...

К счастью, в этом районе здания, как правило, отреставрированы, в хорошем состоянии, а в некоторых из них даже сохранились интерьеры, и туда можно заглянуть.
И, если у вас лимитировано по времени, то именному этму району и стоит уделить внимание в первую очередь.
Итак, мимо Рынка, углового красного банка Финляндии и подходим вновь к дому Маркелова на Ленина 6 - обо всех этих зданиях подробно рассказывал в 1 части путешествия.
И вот в доме Маркелова стоит заглянуть в Пышечную на первом этаже.
И не только ради кофе и пышек, которые здесь хвалят, а ради фотографий старого Выборга и этого здания на стенах, портретов владельца Маркелова и архитектора Шульмана, ради атмосферы того времени, что творчески воссоздаётся здесь.

И далее, один за одним, идут здания северного модерна: малоинтересный жёлтый Консолидационный банк и поинтереснее - Национальный акционерный банк (дом 8А).
В нём мы можем увидеть многие черты северного модерна: облицовка, тяжёлый вход и, самое интересное - богатый декор. С растительными, цветочными, символическими - жезлы бога торговли Гермеса и даже паровоз и парусный корабль как представители транспорта - мотивами и фигурами.

За углом мы видим пристроенный к нему в этом же стиле жилой дом, но попроще.
А слишком простая форма здания банка объясняется тем, что во вторую Мировую уничтожили высокую крышу и угловую башню - с ними, как вы представляет здание выглядело повеселее - но так всё и оставили. Спасибо, что оргинальный внешний декор оставили.

Ну, и самые известные и заметные выборгские здания северного модерна на углу Ленина и Ленинградского проспекта -
представительство Финляндского торгового банка.

Строго, величественно, функционально. По проекту Ульберга (вспомните его дом Хакмана).
Центральная гранитная серая часть: основная банковская с операционным залом и строгими фигурами женщин с цветами и жезлом Гермеса (скульптор Нбланад) над входом - строилась в 1911 - 1912 годах. А боковые, в ренессансном духе, два этаджа в граните и красный кипич наверху - в 1914 - 1915 годах.
Это уже предверие и начало первой Мировой войны, время заката модерна. И сам стиль прибретает посвсюду рациональность, прямые линии, строгость, функциональность.
Эти здания - наглядный образец этих изменений.
А центральная часть уже предвосхищает стиль ар-деко.

Подумал: это какой же уверенностью в своих силах или рискованностью нужно обладать, чтобы строить такие здания в разгар Мировой войны. Здание и его название сохранилось для истории. А вот банк вскоре, уже в 20-е годы разорился...

В центральной части сохранились интерьеры, так как здесь располагается теперь Сбербанк, и спасибо, что сохранили большую часть того, что было. Поэтому стоит зайти

Дальше по улице Ленина к Красной площади...
Заметный дом купца Коконена архитектора Уотлиллы, который создавал здесь немало, и вновь попадаем в эпоху расцвета модерна, в 1908 год.
Да, это северный модерн, но значительно легче, с интересными декоративными мотивами, светлый, что больше свойственно югенд стилю более южных краёв.
Но, главное, мы замечаем ещё одну черту местного модерна - чувство юмора. Да-да, в казалось бы суровом северном стиле нередко проявляется и специфичный юмор этих краёв - в различных изображениях лесных страшилищ и героев фолькльора, гротесковых зверях и птицах. А здесь, над довольно простым входом, правда, с цветочным узором внутри - два серьёзных человечка, играющих роль атлантов, и улыбыющаяся рожица между ними...

Следующий дом на Ленина 18, построенные примерно в то же время, часто относят к следующему за модерном стилю неоклассицизма, а я вижу в нём, скорее черты венского модерна - сецессиона, с его прямыми изящными линиями и свойственными именно модерну узорами.
Так что это тоже модерн. Но не северный - другой, пришедший из иных краёв и традиций.

И вот, войдя на Красную площадь, открываю рот или пошире глаза...
Ибо здесь пиршество северного модерна вокруг традиционнного памятника Ленину.
И, конечно, сразу внимание захватывает доходный дом купца Москвина, с двумя башнями, построенный знакомым уже нам юмористом Уотилой, который заодно был и главным архитектором Выборга.
Северный модерн яркий и роскошный - да, он бывает и таким: гранитный первый этаж, солнечная жёлтая штукатурка, изящные и стильные белые украшения, птички и женские маски, разные размеры и линии фасадов, разнообразие форм окон и эркеров, две мощные башни с высокми шпилями, передающими привет северному ренессансу.
Планировалось продолжение здания по улице Мира, но уже не успели. А так интересно, что было бы...
Но и так, согласитесь, получилось эффектно и вдохновляюще.
К счастью, дом хорошо сохранился и отреставрирован. Ну, всё же на главной площади стоит возле Ленина...

И рядом с вождём - другие замечательные здания интересующего нас стиля.

Сразу за домом Москвина, вплотную - доходный дом акционерного общества "Отсо". И строил его уже известный нам автор полюбившегося дома Маркелова (смотрите и первую часть, и его потрет во второй части нашего рассказа) - Аллан Шульман. Более того, он автор ещё нескольких интересных зданий, о которых я вам ещё расскажу. Талантище! И как разнообразен....
Обратите внимание на сочетание разной длины эркеров, разных форм окон и рам, гладкой серой штукатурки, изящного точечного декора, гранитной отделки нижних окон и проездов, треуголных крыш и башни, передающей привет центарльной башне Выборгского замка.

Дом сочетал доходные квартиры и коммерческие помещения. И, кстати, редкая возможность: в центральный подьезд можно войти и увидеть детали прошлого времени
Этот дом ещё выходит на Вокзальную улицу, где есть творения Шульмана.
И вот так он выглядел в начале 20 века с этой стороны.
А так - в компании с домом Москвина со стороны Красной площади тогда и сейчас.
И, надо отметить, этим домам повезло: они хорошо сохранились и реставрированы.

Вокруг ешё немало интересных, но менее заметных, зданий как северного модерна, так и эклектики или неоклассицизма, да и будущих времён, конечно.
Но мы движемся по Вокзальной улице знакомиться ещё с одним замечательным творением Аллана Шульмана....

Дом компании "Хякли, Лаллукка и Ко" - и название для нас смешное, да и сам дом на Вокзальной 7, не смотря на суровость северного модерна, весёлый. Мы уже отметили местный юмор в архитектуре. Нужно только приглядеться...
Как эркер, так и весь первый этаж населены жителями леса, реки морей, охотниками и другими персонажами. Мы долго ходили, отгадывая, кто это, и радуясь как дети
А вы угадываете? Это лишь часть...
Ну, и охотники... А также иные персонажи...
Когда увидете на месте сами, думаю, найдёте еще немало и получите от этого удовольствие...
Дом облицован грубым камнем, а внизу - красным гранитом. Но при этом не выглядит мрачным. Тем более, с такими героями.
Он пострадал в войну, потерял часть декора, рисунков и скульптур. Но, к счастью недавно хорошо реставрирован и в целом восстановлен.
И сохранился интересный готический вход с угла, дверь со старой ручкой. А внутри - симпатичная кафешка. При желании, задержитесь и запейте впечатления кофейком с чем-то вкусным...

Там же на Вокзальной улице 4 есть ещё один дом - гостиннца "Рауха", спроектированная Шульманом, но, к сожалению, здание было так обезображено временем, что и не узнаешь: в 1939 году снесли все романтические детали и башенки северного модерна и перестроили в стиле модного тогда функционализма. Так что варварство уродовало Выборг не только в советское время...
Потому не буду вас расстраивать тем, что есть сейчас. А покажу то, что было при Шульмане
Ещё один дом Шульмана находится в стороне, на Ленинградском проспекте 9 - дом страхового общеста "Альфа". И ради этого мы пока не идём к вокзалу, а развернёмся назад и, пересекая Красную площадь и парк имени Ленина с шедевром функционализма - библиотекой архитектора Алвара Аалто, которую, кстати, спонсировала вдова владельца весёлого дома "Хякли, Лаллукка и Ко" (как всё взаимосвязано!) - и окажемся у этого дома.

Но, честно, после увиденного он снала разочаровывает: хотя и классические, но уж больно простые и симметричные формы. Но, оказывается, дом тоже был сильно изуродован как войной, так и в последующие времена: уничтожены две квадратные башенки, декор фасада, который выглядит теперь бедно...

Но, кое-что интересное осталось! Приглядитесь: множество смешных птиц с большими клювами. Как с птенцами, так и взрослые. Притом, смотрят в разные стороны...
Жив северный модерн! Не убить! Юмор спасет нас.
Кстати, Шульман проектировал свой дом напротив уже ранее построенного дома с семейством птиц над главным входом, созданного в любимом нами стиле, соединяющем северный модерн с ренессансом. Вероятно, это строение - дом акционерного общества "Пеликан" (вот откуда эти птицы!) - и вдохновило его на пернатых.

И, не смотря на то, что дом не в лучшем состоянии, интересно заглянуть в его двор с башенкой и внутренний подъезд с ещё сохранившейся лепниной.
Вот такие неожиданные открытия: идёшь за одним - находишь другое, еще более интересное...
И так в Выборге повсюду....

Но пора завершать. Есть предел насыщению визуальными и иными впечатлениями. Как, впрочем, во всех областях нашей жизни есть мера усвоения после которой теряется чувствительность. И хорошо её соблюсти. Потому стоит или переключиться: перекусить и выпить или бесцельно погулять вдоль воды и у замка... Или же вернуться на вокзал и отправиться назад в Петербург, где и своего модерна вдоволь...

Но на вокзальной площади нас ждут ещё открытия. И с ними стоит встретиться или сразу по прибытии в город, как это было у меня, или же, наоборот, оставить их на закуску.
Если смотреть на вокзал, то левее его, напротив автовокзала, два изящных здания стиля модерн. Именно, не тяжёлый северный модерн, а светлый и изящный. Мы такой тоже встречали.
Слева - доходный дом архитектора Линдаля, уже рациональный модерн его завершающего периода (1912 год) с австрийскими декративными элементами.

И особое внимание - правое здание, родственное ему по стилю, дом Сергеевых, созданный ранее уже знакомым нам архитектором Уотилой ( дома Конконена и Москвина). В этом здании 1906-1908 года северный модерн угадывается на урове первого этажа: гранит, знакомые северные узоры и надписи, тяжелый нависающий козырёк, с разделяющей вход колонной. И женские маски с узорами, так похожие на те, что на доме Москвина этого же автора...

Но сверху кажется, что это совсем другой стиль. Общая легкость, нежные цвета, длинные эркеры, вытянутые окна, изящество орнаментов. Это уже скорее немецкий югенд стиль или австрийский сецессион.
И эти два соседних дома, созданные интервалом в три года показывают, что есть и другой модерн, его формы и детали разнообразны.
И мы снова видим, как северный модерн вырастет, переплетается, соединяется, трансформируется в другие напраления и стили архитектуры. Он живой, пластичный, индивидуальный. Это те черты, что уходили из архитектру в позднее время, под влиянием войны, экономии и рационализации, но затем вернулись уже в новых стилях.

Ну, и, конечно, хочется закольцевать рассказ - вернуться к нашему главному герою - северному модерну.
Благо, его ярчайший образец здесь - напротив вокзала, который сам был некогда выстроен в стиле северного модерна, но разрушен и перестроен уже в стиле советского классицизма (символично).
Мимо дома Пиетинена невозможно пройти мимо. Вокруг него вьются стайки туристических групп, фотографируясь в сквере перед домом у скульптуры мишки, оставшейся от старого вокзала.
И в нём воплотились почти все известные нам черты и детали здешнего северного модерна. Поэтому он, конечно, требует внимания.

Можно начать с него по прибытию. Но я советую оставить его на закуску, как вкусный дессерт.
Здание хорошо отреставрировано. Жаль, что так и не сохранилась разрушенная в войну угловая башня.

Но и так здесь такое богатство.... Как энциклопедия северного модерна.
Вы видите здесь и гранитные два этажа. И тяжёлый строгий вход одновременно и в дом,и во двор со смещённой дверью.
И сочетание грубой жёлтой штукатурки с изяществом белых линий, и разнообразие эркеров, и колонны над двумя из них.
И необычный многодетальный балкон, и разнообразие форм окон, хотя уже в упрощающих современных рамах...

И забавные головы героев финского фолькльора.
И грозные морды львов над главным входом.

И северная маска - маскарон: то ли бородатая морда, то ли глаза за ёлкой - над другим входом. Какие-то странные то ли деревья, то ли грибы и непонятные нам существа, выглядывающие из камня - как из прошлого, глубины культуры, северной тайны...
Фестиваль местного северного модерна в одном здании.
Достойное завершение нашего путешествия!

Теперь с чистой совестью и переполненные впечатлениями можем возвращаться в Петербург... Познакомившись с северным модерном Выборга - его особенностями, истоками, разнообразием, историей и духом...


P.S. Свободно гуляя возле выборгского замка, уже отдыхая от насыщенного общения с архитектурой модерна, увидел растущий здесь чертополох и старый город сквозь него. Я почувствовал в этом связь с историей Выборга и местного стиля модерн.
Чертополох можно воспринимать как сорняк, как дикое растение, символизирующее одичание и поглощение созданного человеком. Но чертополох символизирует в культуре и тайну, и молоко Богородицы, и изображён на гербе Шотландии, и любимое растение европейского модерна.
Да, как смотреть, что видеть, как понимать, куда двигаться...
Город Выборг, убиваемый и живущий, разрушаемый и возрождаемый, и чертополох для меня взаимосвязаны.
Надеюсь, эту связь символов и смыслов уловили и вы
Архитектура как образ мира