Часто в эти дни захожу в родной ГИТИС, чтобы посмотреть дипломные спектакли режиссёрского факультета. За более чем 30 лет с того момента, как я закончил институт, немало здесь поменялось. Что-то мне нравится, а что-то - нет.
Так дурным влиянием нынешних времён является строгая пропускная система, отбивающая любое желание сюда заходить. Она доведена до абсурда, и напоминает режимный объект. Что находится в явном противоречии с вольным духом этого места. Понимаю, что это отражение общей ситуации в стране, живущей страхами. И отчасти это необходимо в наше время. Но такой ГИТИС мне чужд...
Зато, если преодолел эту преграду, то попадаешь в иной мир. Тот ГИТИС, который я люблю. Живой, шумный, творческий... Но за последние десятилетие более ухоженный и нарядный. И скверик перед зданием симпатичный, и внешне основной корпус приведён в порядок, и новые современные конструкции построены позади. Этого в наше время не было. Было беднее и скромнее. Но дух тот же....
Поменялись расположение коридоров, аудитории и залы, где мы когда-то занимались и учились - стали современнее и удобнее для спектаклей, зрителей. Кажется стало теснее и функциональнее. И это вытекает из практической деятельности.
Что я люблю в нынешнем ГИТИСе - так это библиотеку. Тихий вневременной уголок посреди шумной студенческой жизни. Ещё с детства я был библиотечным человеком и книжные пространства любил как дом родной. Немало часов я провёл и в ГИТИСовской библиотеке - той старой, с большими столами и лампами, наполненной читающим студентами. И через несколько лет после нашего выпуска в середине девяностых читальный зал библиотеки был кардинально перестроен. Это те изменения, которые меня удивили и радуют по-новому сейчас.
Библиотека была перестроена в стиле русского модерна. Автором проекта была архитектор Екатерина Елисеева, а Юрий Бершадский с командой внимательно и со вкусом реализовали и очень точно воспроизвели интерьеры русского модерна. И не какой-то модный ныне "а-ля-модерн", а настоящий. Чувствуется влияние и Льва Кекушева с его особняком Носова и Фёдора Шехтеля с его библиотеками и МХТ. И общий внешний вид, и детали, и волнистые линии, и витая лестница, и растительный интерьеры, и материал дерева, и двери, и секретеры, и лампа - всё это точно и стильно воспроизводит любимый мной стиль рубежа xix-xx веков. В исконно московском духе.
Конечно, сейчас пространство уже не столь наполнено студентами - иные времена и все в интернете. Зато и наполненные таинственные шкафы, и корешки книг, и общая атмосфера говорят о связи времен. Тем более вежливые и интеллигентные сотрудницы Наталья Ивановна и Светлана Геннадьевна доброжелательны к гостям.
Как же попасть в эту библиотеку при таком строгом пропускном режиме? Если удастся, запишитесь посмотреть дипломные спектакли студентов. И перед началом представления тихо и уважительно загляните в зал на втором этаже.
И, конечно, посмотрите сами спектакли. Это живые действа, у которых короткая история.
Заходя в ГИТИС и садясь зрительный зал, я вспоминаю времена былые и тех людей, кто преподавали у нас или были нашими сокурсниками. Большинство наших учителей уже ушли в иные миры. И теперь вместо них - фотографии на третьем этаже. А сверстники: "иных уж нет, а те далече..." Но кто-то и стал здесь уважаемыми педагогами.
А вокруг бегают мальчишки и девчонки, для которых всё впервые ещё впереди. Как и для нас 30 лет назад. И на них с завистью и восхищением снова смотрят абитуриенты, надеющиеся сюда попасть, в этот волшебный мир...
Говорят, всё меняется. Но что-то и остаётся... И библиотека, как стиль и эпоха модерна, является этой связующей нитью между временами и поколениями