Да здесь есть и симпатичный старый город. Но такие средневековые кварталы есть во многих западно и североевропейских городах. В том же Таллине старины ещё больше.
Но такого разнообразия модерна и его концентрации я не видел нигде. Поэтому приезжая в Ригу, я каждый раз хожу как уже знакомым кварталам, так и открываю что-то новое.
Здание стиля модерн, и как его здесь чаще называют югенд стиля, конечно встречаются и в Старом городе, но концентрируется в тех районах, которые строились в начале XX века. Это улица Альберта, известная среди туристов, и которую я описывал в другой статье, а также её окрестности. И центральная улица Риги - Бривибас и параллельные или перпендикулярные улицы вокруг неё: Вальдемара, Сколас, Чака, Лачплеша...
В этот раз я посвятил своё внимание улице Бривибас. И делюсь с вами своим путешествием. Тем более россиянам в Ригу сейчас попасть сложно. И пока не все могут оказаться там вживую, давайте совершим виртуальное путешествие...
Улица Бривибас (Свободы) носила разные названия: Большая Песочная, Большая Александровская (в честь Александра Первого), Свободы, Гитлерштрассе, Ленина и снова Свободы. В названиях этой центральной рижской улицы можно прочесть и её историю.
Основные сохранившиеся её здания построены в начале XX века, когда Рига была частью Российской империи. И в целом рижский модерн относится к этой эпохе, когда различные, тогда ещё молодые, национальные стили соединились на просторах империи друг с другом и общеевропейскими тенденциями. Что было очень плодотворно для архитектуры стиля и культуры в целом. Об этом мы ещё поговорим...
Так как улица Бривибас длиной более 12 км идёт от окраины города к старому центру, то мы пройдёмся по её части, где наибольшая концентрация зданий стиля модерн. Начнём от 172 дома и будем двигаться в центр...
Мы будем смотреть вверх и время от времени переходить под холодным рижским ветром с одной стороны улицы на другую. И любоваться окружающей архитектурой, позволяющей представить какой Рига была в начале XX века. Отмечать разные направления местного модерна. И я время от времени буду акцентировать внимание на особо выделяющихся зданиях и творениях известных местных архитекторов. Пока давайте просто посмотрим... Дома 172, 168...
Обратите внимание на их декор
Знатоки выделяют несколько основных направлений рижского модерна, к которым я добавлю и что-то своё:
1. Эклектичный, или декоративный, пышный, с богатыми украшениями, скульптурами и лепниной.
2. Северный модерн. Мрачновато - массивный. Пришедший из Скандинавии. Хорошо представленный также в Петербурге.
3. Национальный романтизм. Направление, которое проявлялось оригинально во всех национальных культурах этого времени. И этот модерн яркий, с национальными узорами, символами, декором, башнями, эркерами, элементами северного ренессанса и барокко. И Рига особо богата образцами этого направления. Кстати, как и Прага, и Будапешт, например...
4. Вертикальный: строгий рациональный, как правило, поздний модерн.
5. Модерн с чертами неоклассицизма. Притом самого неоклассицизма в Риге, в отличие, например, от Петербурга, немного. Но его влияние можно проследить.
В этих двух домах вы уже можете видеть черты первого третьего и пятого направлений... Потому что часто здесь эти разновидности модерна переплетаются друг с другом.
А в следующем по маршруту доме на той же стороне можно увидеть здание, соединяющее вертикальные формы с элементами национального романтизма.
И замечаем черты нео-барокко в аттике следующего здания
Идём дальше...
Видите строгое задние вертикального стиля? Но здесь заметен и северный модерн. При этом оно богато декорировано национальными элементами. Так что и романтизм здесь присутствует...
А вот и северный модерн: массивные формы, грубая и гладкая штукатурка, даже есть невысокий каменный цоколь, специфические формы окон и дверей. Правда, странные нетипичные балконы. И опять же национальные декоративные элементы, свойственные также и северному модерну...
На другой стороне (Бривибас 141)- замечательный образец соединения декоративного модерна с неоклассическими формами.
Автор - архитектор еврейского происхождения Пауль Мандельштам, по проектам которого в Риге было построено 70 зданий
Интересно что в Риге два известных архитектора еврейского происхождения: кроме Пауля Мандельштама - знаменитый Михаил Эйзенштейн, чьи творения в основном расположены на улице Альберта, но мы ещё увидим далее и на улице Бривибас. И как раз оба оказались представителями декоративного модерна. Хотя Мандельштам позже проектировал и здания в неоклассическом стиле. Здесь мы это соединение и видим.
Дальше всё интереснее и разнообразнее... Несколько неоготических построек. А напротив - такое массивное и симметричное здание с формами северного модерна и национально романтическими украшениями наверху и в обрамлении дверей
Перспектива той части улицы, что мы уже прошли
А это то, что нас ждёт. Если окончательно не замёрзнем....
На той же стороне дальше (Бривбас 138) неоклассический вариант модерна. Да, формы классические, но асимметрия и знакомые нам национально-романтические узоры и даже барельефы женщины и мужчины под деревом с яблоком, в окружении цветочного декора, и со змеем, скорее, Адама и Евы
И сразу за ним - яркий образец национального романтизма со стильными балконами и завершением. И впечатляющей скульптурной группой над входом
Передаём привет зданию с нео-романскими элементами, на пересечении с улицей Таллинас, что напротив новой церкви Гертруды...
... и ещё одному романтическому модерновому зданию (Бривбас 110) с эффектныи эркерами и снова богатым декором
И напротив него, уже на нечётной стороне улицы (Бривбас 105) - ещё одно эффектное, пока ещё реставриуемое, но пышность уже заметна, здание декоративного рижского модерна. Дом Кузнецова архитектора Вите.
И, конечно, стоит завернуть на боковую тупиковую улочку, чтобы рассмотреть его со всех сторон в деталях
И вот мы подходим к ещё одному шедевру эклектичного модерна (Бривбас 99), который невозможно не заметить не только из-за его пышности и перегруженности деталей, но и потому что это творение одного из самых известных рижских архитекторов этого направления стиля Михаила Эйзенштейна (кстати, папы знаменитого кинорежиссёра)
Ну, здесь нужно только остановиться и, задрав голову, с открытым ртом рассматривать деталь за деталью, время от времени меняя ракурс и переходя на разные стороны улицы
Другие творения Михаила Эйзенштейна мы можем увидеть на улице Альберта. А пока - дальше по улице Бривибас в сторону центра. И напоследок давайте оглянемся назад...
Впереди - встречи со зданиями модерна, что созданы другими знаменитыми архитекторами, и считаются классическим образцами рижского югендстиля.... Но это будет позже, в следующей части нашего путешествия. А пока я изрядно продрог: ветер и сырость - типичная рижская погода. И пора отдохнуть, выпить кофе с булочками и отогреться...