О жизни

Русский модерн Подмосковья. Пушкино и Ивантеевка

Сегодня 10 июня - международный день модерна. Моего любимого стиля в архитектуре.
Вчера, накануне праздника, открывал для себя русский модерн Подмосковья в Пушкино и Ивантеевке.

Вот такой русский деревянный модерн. Это закрытый ныне на реконструкцию Краеведческий музей Пушкино.
Обходим его с разных сторон и удивляемся: в основе деревянный сруб, а какая сложность асиметричных форм и разнообразие окон!...
Забавный нависающий как в средневековых домах или средиземноморской архитектуре второй этаж - галерея с низкими колонками между окнами.
И сандрики - карнизы над окнами в виде коромысел...
Русь и Европа встретились....
Здесь и элементы северного финского модерна в крышах и декоре, и родственного ему неорусского стиля, и немного эклектики...
Все это воплотилось в оригинальном строении - в даче Ра́бенек-Михайловых архитектора Зеленко.
Веселое строение раньше было ещё интереснее, сложнее по форме и визуально легче: галереи подобные второму этажу опоясывали дом и с других сторон.

Но спасибо, что и это сохранилось внутри советского двора в городе Пушкино, некогда престижном дачном поселке, серьезно изуродованном в советское и последующее время...

А в дачной части поселка среди новоделов спряталась дача Ермакова. И ее автор немного - немало сам Лев Кекушев!
Чтобы пробраться к ней, нужно зайти между высокими заборами по узкой тропинке с улицы Октябрьская.
Здесь и европейская романтическая башня с балкончиком и широкими карнизами, и остекленная веранда, напомнившая мне особняк Носова, и деревянные наличники, и, конечно, асимметричность форм...
Изобретательный и разнообразный русский модерн во всей красе
Здесь была коммуналка и до сих пор живут семьи, потому внутри не радостно, а сзади здание напоминает простой деревенский дом....
А до революции здесь жил управляющей фабрики Лыжина, о которой мы ещё с вами поговорим, Алексей Ермаков, который и заказал этот проект знаменитому архитектору Льву Кекушеву. Конечно, послереволюционные жители налепили здесь немало своего, как скворечники. Потому полезно будет увидеть и сравнить: а как дом выглядел тогда при прежних хозяевах. Как вы видите, одного цвета, без лишних пристроек, другой вход в дом и на балкон - намного изящнее и ухоженнее... Да, оброс наростами времени....
Но так как почти все интересные строения дореволюционного времени в Пушкино или разрушили, или сожгли, притом последние буквально в наше время, то я рад, что это строение пусть и в таком виде сохранилось.
И когда вы окажетесь рядом вы будете вознаграждены приобщением к атмосфере того дачного посёлка начала века и к оригинальному образцу русского модерна, пережившему. в отличие от многих, трудные времена...

А вот в соседнем поселке Клязьма, где улицы названы именами писателей, у дома № 8 по улице Салтыковской сохранилась только калитка - единственный дошедший до нас фрагмент красивейшей дачи купца Александренко.
Зато какая!...
А выглядела эта усадьба, созданная архитектором Сергеем Вашковым так. И сожгли ее буквально недавно - 20 лет назад
К счастью, рядом на улице Лермонтова сохранилось ещё одно творение Сергея Вашкова - церковь Спаса Нерукотворного Образа в неорусском стиле с элементами модерна.
И это первая в России железобетонная церковь!
Внутри ее расписать не успели.
Зато внешне - необычное и эффектное строение.
Шатровый храм: восьмерик на четверике - и высокая четырёхъярусная горка кокошников в виде мозаичных панно, завершающаяся барабаном, куполом, покрытым чешуйчатыми пластинами, и крестом.
И необычно - вместо колокольни - звонница над центральным входом.
Вроде в старой русской традиции, но как оригинально!
И думаю удалось это сделать благодаря новому материалу - железобетону, который произвёл революцию в строительстве и проложил дорогу модерну.

Кстати, этого типа стилизованная под новгородскую, звонница и в Покровской церкви Марфо-Марьинской обители архитектора Щусева, но над боковым входом.
И иной, но перекликающийся Спас над центральным входом.
Как интересно и творчески преображаясь прорастают в эту эпоху древнерусские традиции...
К сожалению Сергей Вашков, автор знаменитого дома на Чистых Прудах, рано умер, и строительство храма завершил архитектор Мотылёв. Только вот расписать внутри не успели...

А там и пришла беда: война, революция, разруха и варварские перестройки социалистического и пост-социалистического времени....
И в целом от старинного и некогда роскошного дачного подмосковного Села Пушкино осталось немного.
Деревянные дачи хрупки и их особенно не берегли, застраивая мало эстетичными каменными домами и многоквартирными многоэтажками....Хорошо, что сохранилось это, как привет из той эпохи несбывшихся надежд

Потому из Клязьмы и Пушкино - в соседнюю Ивантеевку, продолжая открывать подмосковный модерн.


Здесь в Ивантеевке сохранились корпуса ткацкой фабрики Лыжина и рабочего городка возле нее, построенных с участием того же Льва Кекушева.
Вот остатки - левая часть въездных ворот в городок и Белая казарма - дом для рабочих его авторства
Что то игрушечное даже в остатках ворот есть: три бойница, замочная скважина для ключа...
И что-то детское. Кстати улица посёлка, начинающаяся от них, так и называется сейчас: Детская
А здание Белой казармы недавно действительно снова перекрасили в белый цвет, и потому внешне оно выглядит нарядно.
Хотя внутри люди живут как в общежитии: коридорная система и удобство на этаже. Как и век назад.
Большие разнообразные окна в угловой и боковых частях, а также на резолитах над подъездами, лаконичный, но изящный декор стен, конечно, выдают руку мастера и стиль рационалистического модерна
А это уже корпус конторы - для инженеров и специалистов. Выглядит побогаче. Хотя и просто. Сандрики над окнами здание приятно оживляют.

Вокруг немало казарм - домов для рабочих , выстроенных как до, так и после Кекушева.
Какие-то из них в запустении, какие-то восстанавливаются... Пример рационалистической архитектуры, которая восторжествует в 20 веке.
Здесь же была усадьба самого хозяина фабрики Лыжина, который, кстати жил напротив Кекушева на Остоженке, и чей особняк там архитектор тоже достроил.
К сожалению, местная усадьба, представляющая прекрасный образец деревянного русского модерна, сгорела в 2008 году как раз в день рождения Кекушева....
Я раньше думал, что основные потери относятся к раннему советскому времени, а оказывается, и сейчас так много погибает... Но, может, восстановят по фото и чертежам? Эх, сколько погибших творения ждут этого...

И ещё уже о других временах и стилях...

Само фабрику, ныне почти заброшенную, за высоким забором, мы смотреть уже не стали.
Но зато насладились внешним видом находящийся тут же рядом с рабочим посёлком и фабрикой церкви Смоленской иконы Божей матери. Построенной в начале XIX века учеником Михаила Казакова. А поэтому совмещающей в себе формы классицизма и необычные готические элементы.
Да, это другая эпоха. И по-своему сложная и прекрасная....

И, конечно, необычно и приятно что местный центральный дом культуры, который называется теперь Центр искусств и культуры, носит имя не Ленина или Текстильщиков, а Льва Кекушева.

Кстати, это здание было построено не в советское время, как может сначала показаться, а ещё в середине XIX века, но из-за многочисленных перестроек теперь его возраст определить трудно
Так на небольшом пятачке встретились разные эпохи и культуры.
И в этой плотности и многослойности особенность нашего Подмосковья.
Которое я буду изучать дальше, и эти делиться с вами...
Архитектура как образ мира Жизнь как путешествие