Выборгу и повезло, и не повезло.
С одной стороны, за свою долгую историю шведскую, российскую и финляндскую он стал богатым и видным городом с богатой архитектурой. И другого такого северного европейского города в нашей стране нет.
С другой стороны, его за советское время так убивали и разрушали, а в пост-советское - грабили и добивали, что без слёз глядеть на содеянное невозможно.
С одной стороны, за свою долгую историю шведскую, российскую и финляндскую он стал богатым и видным городом с богатой архитектурой. И другого такого северного европейского города в нашей стране нет.
С другой стороны, его за советское время так убивали и разрушали, а в пост-советское - грабили и добивали, что без слёз глядеть на содеянное невозможно.



И всё же Выборг выжил!...
Говорят, главу мафии, столько лет контролирующей и грабящей город, устранили.
И сейчас, надеюсь, наступило время внимания к Выборгу, его истории и архитектуре - его возрождения.
Туристы, лишённые Таллина и Риги, поехали. Инфраструктура налаживается. То, что совсем не уничтожили, потихоньку реставрируют. И уж появились симпатичные уголки.
Говорят, главу мафии, столько лет контролирующей и грабящей город, устранили.
И сейчас, надеюсь, наступило время внимания к Выборгу, его истории и архитектуре - его возрождения.
Туристы, лишённые Таллина и Риги, поехали. Инфраструктура налаживается. То, что совсем не уничтожили, потихоньку реставрируют. И уж появились симпатичные уголки.




Выборгу посвящено немало статей, видео, экскурсий - посмотрите и приезжайте сюда.
Но главное богатство для меня здесь - это роскошный и оригинальный "северный модерн" Выборга!
Национально - романтический стиль в начале 20 века родился в Финляндии, где Выборг был одним из культурных и коммерческих центров, расцвёл как в Хельсинки, так и здесь, перекочевал в Ригу и Санкт-Петербург, и я уделю ему ещё немало внимания.
Пожалуй, по плотности застройки зданиями "северного модерна" центр Выборга не знает себе равных.
Другое дело, в каком виде это сохранилось...
Но главное богатство для меня здесь - это роскошный и оригинальный "северный модерн" Выборга!
Национально - романтический стиль в начале 20 века родился в Финляндии, где Выборг был одним из культурных и коммерческих центров, расцвёл как в Хельсинки, так и здесь, перекочевал в Ригу и Санкт-Петербург, и я уделю ему ещё немало внимания.
Пожалуй, по плотности застройки зданиями "северного модерна" центр Выборга не знает себе равных.
Другое дело, в каком виде это сохранилось...
Так как фактологические детали, имена архитекторов, историю зданий вы легко можете найти в интернете, но, скорее, забудете во время и после прогулки, то я как путешественник делюсь с вами наблюдениями, чувствами, мыслями по поводу увиденного. Что поможет вам потом или после лучше понять и почувствовать место и особенности его модерна. Благо, есть что чувствовать - город того стоит...


Итак, оставляем пока в стороне остатки средневекового и ренессансного города - их немного, и не в лучшем состоянии...
Смотрим, из чего прорастал здесь модерн, именуемый часто ещё по-немецки югенд-стил.
Смотрим, из чего прорастал здесь модерн, именуемый часто ещё по-немецки югенд-стил.
С одной стороны историзм - стиль конца 19 века, воссоздававший ранее существовавшие исторические стили. Здесь это - северный ренессанс. Его образцы хорошо наблюдать на площади Старой ратуши. Сама Ратуша - это стилизация конца 19 века, а старый Дом купца Векрат слева от неё тот же архитектор перестроил в этом же стиле в то же время.



По этим ярким зданиям вы уже можете судить об одной из линий влияния на возникающий, как протест против историзма модерн, который всё же взял отсюда и развил некоторые черты.
Примеры иного историзма, нередко ещё называемого "эклектикой", мы находим с вами на Пионерской улице возле Рыночной площади (какая игра названий!).
Здесь находится живописное в стиле венецианского палаццо здание Союзного банка Финляндии, построенное прямо в 1900 году известным архитектором Карлом Нюстремом. Он извесен тем, что первый стал использовать гранит в облицовке задний, что стало отличительной чертой "северного модерна" (и этого мы ещё насмотримся). И рядом на площади второе его замечательное здание.
Но пока полюбуемся изысканной стилизацией, деталями, скульптурами... И заодно отметим ещё одно направление, откуда модерн черпал идеи.
Здесь находится живописное в стиле венецианского палаццо здание Союзного банка Финляндии, построенное прямо в 1900 году известным архитектором Карлом Нюстремом. Он извесен тем, что первый стал использовать гранит в облицовке задний, что стало отличительной чертой "северного модерна" (и этого мы ещё насмотримся). И рядом на площади второе его замечательное здание.
Но пока полюбуемся изысканной стилизацией, деталями, скульптурами... И заодно отметим ещё одно направление, откуда модерн черпал идеи.



И тут же, к слову, здание Объединённого банка Северных стран, другого архитектора, воссоздающее уже строгий и пафосный флорентийский палаццо. Но построенное уже позже, в 30-е годы. И, наверняка в диалоге со своим предшественником. И это уже тот строгий и тяжёлый стиль, что пришел на смену модерну.



И вот шедевр знакомого нам Кара Нюстрема на углу Рыночной площади и улицы Ленина (опять игра смыслов) - здание Выборгского отделения банка Финляндии. И это уже 1908 год. И это уже настоящий северный модерн. Но с чертами историзма, что мы наблюдали с вами до этого.



Сочетание краснокирпичности, особых форм крыш и венцов, стилизованных скульптур северного ренессанса и готики с ассиметричностью здания и входа, разнообразием форм окон главного фасада и символикой национального модерна.
Кстати, гранита в облицовке здесь минимально, зато красный кирпич тоже становится ещё одной чертой модерна. Чувствуете, откуда всё произрастает?.
Кстати, гранита в облицовке здесь минимально, зато красный кирпич тоже становится ещё одной чертой модерна. Чувствуете, откуда всё произрастает?.



И вот пройдя немного по улице Ленина, мы видим жизнерадостное бело - зелёное здание номер 6 - дом купца Маркелова.
И здесь наверху мы видим уже знакомые нам черты, линии и украшения нео - ренессанса.
А вот всё остальное отличается....
Грубая штукатурка, выдвигающиеся вперёд эркеры с фигурами мишек между 3 и 4 этажами и птичками под ними, растительные мотивы и украшения с белочками, тяжёлый гранитный низ с большими окнами и мощный каменный вход с треугольным завершением...
Ну, совсем другой модерн!
И здесь наверху мы видим уже знакомые нам черты, линии и украшения нео - ренессанса.
А вот всё остальное отличается....
Грубая штукатурка, выдвигающиеся вперёд эркеры с фигурами мишек между 3 и 4 этажами и птичками под ними, растительные мотивы и украшения с белочками, тяжёлый гранитный низ с большими окнами и мощный каменный вход с треугольным завершением...
Ну, совсем другой модерн!




Да, потому что в этом здании как раз и проявились черты второй основы этого стиля - крестьянские финские каменные дома. Дом как скала, как замок. И потому такие тяжёлые формы и цоколь, а иногда и большая часть стен, обложены гранитом и похожим на него камнем. А украшения - растительные мотивы финской природы, зверей и героев фолькльора. И мы еще увидим немало таких образцов...
И в этом доходном доме, где квартиры по этажам сдавались небедным арендаторам, как раз и сошлись эти две основы северного модерна - историзм (чаще нео-ренессанс) и новая национальная финско-шведская архитектура. Почему он часто и назвается ещё "национальным романтизмом".
Кстати, стиль популярный не только в Финляндии и Швеции, но и столичном Санкт-Петербурге, и Риге, которая была тогда тоже частью российской империи и важным культурным и архитектурным центром её севера (о Рижском югенд-стиле смотрите мои другие статьи и фильмы)
Теперь, разобравшись с истоками и основными чертами, можем свободно гулять по Выборгу: замечать, сравнивать,отмечать особенности, любоваться тем, что нравится...
Можно выбрать несколько маршрутов. Интересно идти от вокзала и модерновых зданий возле него в центр по Вокзальной улице. Мы же, раз уж начали с Рыночной площади, движемся от неё.
Прежде всего, начнём с самого старого Центрального Рынка, конечно же, в стиле северного модерна.
Его черты: гранитный цоколь, тяжёлые (здесь округлые) нависающие входы, грубая штукатурка, северные детали украшения, треугольное завершение и средневековая башенка.
Кстати, внутри - ничего интересного. Лучше походить вокруг. Некогда считался самым большим в Скандинавии.
Прежде всего, начнём с самого старого Центрального Рынка, конечно же, в стиле северного модерна.
Его черты: гранитный цоколь, тяжёлые (здесь округлые) нависающие входы, грубая штукатурка, северные детали украшения, треугольное завершение и средневековая башенка.
Кстати, внутри - ничего интересного. Лучше походить вокруг. Некогда считался самым большим в Скандинавии.



И далее от Рынка, прежде чем собрать урожай модерна на улице Ленина, углубимся сначала в Старый город по улице Северный вал.
И там нас ждёт...
Эх, оставим это на вторую часть нашего с вами путешествия. Ибо есть что увидеть, рассказать и прочувствать. А пока выпьем чашечку кофе поблизости, наберёмся сил и освежим глаз..
И там нас ждёт...
Эх, оставим это на вторую часть нашего с вами путешествия. Ибо есть что увидеть, рассказать и прочувствать. А пока выпьем чашечку кофе поблизости, наберёмся сил и освежим глаз..



