Write Close
Close
Telegram
Три театра и одна встреча
За последние дни посетил три спектакля, на которые ходит московская молодёжь. Это публика значительно отличается от поклонников, скажем, Малого театра и, естественно, интересуется другим искусством, которое интересно и мне.
«Бесы» позапрошлогодних выпускников курса Брусникина школы-студии МХАТ играются среди зрителей, включая их в действие, в Боярских палатах СТД. Динамично, с юмором, хорошо сыграно, много сценических придумок. Публика реагирует живо — современный нескучный и умный театр. Только отметил для себя, что герои Достоевского не вызывают у меня сочувствия. Их мазохистская изломанность, скорое, вызывает любопытство к странным существам, которые всё себя мучают, но я, как человек, иного эмоционального склада, их страдания не разделяю.
«Безотцовщина» следующих выпускников той же школы-студии курса Писарева в постановке Дмитриевой — это новая версия «Платонова» Чехова, давшего жизнь некогда шедевру Никиты Михалкова «Неоконченной пьесе для механического пианино». Но о фильме и его героях тут же забываешь. Это совсем иное действие: лихое, контрастное, издевательское, отчаянное. Это комедия, и комедия беспощадная к ситуации и её героям. Сыграно ярко, смешно, изобретательно. Режиссёрски просто, непредсказуемо и убедительно. Лишь сам Платонов оказался менее выразительным, чем его окружение. Так не понятны его терзания, и за что его так все любят, кроме красивой внешности. Но в нарастающем абсурде влюблённостей нереализованных провинциальных женщин, и это вполне объяснимо.
«Закрой глаза и смотри» Демчога в его театре «Арлекиниада» уже завоевал кучу поклонников, как театральный сериал. Гармонично смотреть его на сцене Дома Литераторов, так как это и не спектакль, а художественное чтение под музыку. Сначала я думал уходить. Всё же на памяти и слепой, сидящий на стуле Игорь Ильинский, читающий монолог Ивана Карловича, когда я забыл, слушая, дышать, и потрясающий парадоксальный и непредсказуемы Юрский с Пушкиным и Зощенко, и благородная классическая Антонина Кузнецова, научившая меня читать вслух поэзию… Но то было так давно, ещё в моей студенческо-театральной жизни, я изменился и давно потерял интерес к этому жанру, предпочитая действенный и яркий театр. Но я задержался, послушал одно выступление, второе (это серия монологов известных персонажей), втянулся, и к концу перестал оценивать и отдался тому, что происходило. Почему это произошло: хотя сюжеты и герои все известны, а эмоциональные приёмы в чём-то банальны, но тексты монологов — историй жизни качественные и динамичные. Артистично и вкусно исполнены. И, важно, чтение текста (иногда с листа) дополняется прекрасно подобранной музыкой, создающей и настроение, и глубину, и новые смыслы… Да, и такой театра художественного слова оказался интересен и мне, и молодой публике, которая никогда не слышала тех корифеев прошлых лет, и, казалось бы, привыкла к более технически и выразительно ярким спектаклям, фильмам и шоу. И такое аскетичное сценическое искусство тоже совпадает с современной публикой.
И, ещё одно открытие. Позже, когда я заглянул на встречу — предвыборную презентацию Ксении Собчак и её команды с теми, кто её поддерживает, я увидел те же самые лица, девушек и юношей тот же возраста, поведения и стиля, что и на описанных спектаклях.

И хотя само действие было менее интересно, чем описанные выше, ребята были так же открыты, доброжелательны, эмоциональны и красивы, а отдельные вкрапление московских интеллигентов, вроде меня, среднего и преклонного возраста украшало атмосферу вечера, как здесь, так и в театральных залах, показывая, что мы во многом совпадаем, у нас много общего, и нашу культурную и общественную жизнь в нашем городе и нашей стране мы можем создавать и поддерживать вместе…