Как правота становится болезнью
Чувство правоты — популярное сильное и захватывающее. Его испытывают и люди недалёкие, и умные, и в последнее время я наблюдаю его обострение.

Правота так популярна потому, что это как мощный источник удовольствия, так и страдания. Корнями это чувство уходит опять же в наше животное прошлое. Для утверждения в стае особи нужно доказать свою правоту — физическим путём — и продемонстрировать своё превосходство над кем-то. Таким образом особь сохраняет своё место или поднимется в иерархии стаи, что увеличивает её шансы на получение лучшей пищи и выживания. Если же особь не сможет доказать силой свою правоту, то в глазах стати она опускается ниже, и её шансы на выживание понижаются.
Прошли века, и мы стали, вроде, людьми, но данный механизм продолжает в нас работать, и стремление быть правым, и страх оказаться неправым по-прежнему определяют многое в нашем поведении. За это время мы заменили физическое доказательство на интеллектуальное (хотя у более примитивных людей осталось по-звериному — силой). Теперь важно быть правым с точки зрения идеи, морали, успеха, ума. И потому борьба за победу моей правоты разворачивается не только на полях сражений, дома и во дворе, но и на бумаге, в интернете, в средствах массовой информации.

Есть и достижения. Если ранее для доказательства правоты нужны были свидетели и их поддержка — аплодисменты — моей позиции, то теперь это не обязательно. Теперь важно доказать, что прав, самому себе, и поднять свою самооценку — то есть аплодировать самому себе. При этом другая сторона или окружающие могут не считать меня правым, главное — чтобы я таким себя считал. И это сильный источник удовольствия, который всегда со мной.

То есть на первом этапе самоутверждения или доказательства правоты этот процесс даёт заряд энергии, повышает тонус и служит источником удовольствия. Поэтому почти любой творческий процесс (например, написание данного эссе), озвучивание своего мнения, оглашение своей идеи или пропаганда своих взглядов питаются этой энергией и могут быть действием весьма созидательным и приятным. Но довольно быстро это может перерастать и в процесс разрушительный и болезненный. Потому что таких как я — самоутверждающихся — тоже немало. Добро, когда наши взгляды совпадают — тогда мы вместе испытываем удовольствие. Потому людей так тянет в коллективы единомышленников: «Ты меня уважаешь?» А вот если наши взгляды и правильные идеи не совпадают, то тут такое начинается…

Заметьте, как работает фильтр нашего мозга, связанного с правотой — наш Внутренний Контролёр. Когда мы слышим кого-то излагающего свои идеи, прежде всего Контролёр сравнивает услышанное с тем, что я знаю и думаю. Если услышанное в целом совпадет с тем, что я решил ранее — моей правотой — то это слова хорошие, умные и сам человек хороший. Если не совпадают — и слова чепуха, и идеи дурацкие и человек нехороший. Совпадение определяет отношение. И это отношение порождает или интерес и симпатию, или защиту и недовольство. Правда, при очень горячем желании быть правым и самоутверждаться через это, у некоторых получается протестовать даже там, где говорится примерно то же, но только немного другими словами.

В русском языке есть два слова, вроде близкие по значению, но означающие разное: «истина» и «правда». Как известно, «истина — одна», а вот правд — множество. Потому что она у каждого своя. Вот и начинается борьба: «правда на правду». Чем более убеждены в своей правоте и чем сильнее стремление быть правым — тем борьба и споры жёстче страстнее и бескомпромисснее.

Вот тут и начинается разрушительная работа правоты: возникают чувства раздражения, негодования, обиды, возмущения — и все, конечно, праведные и правильные. И это захватывает, увлекает, разжигает страсти… И чувство удовольствия трансформируется в мучение и боль и желание отомстить и сделать больно противнику — пусть и не по морде, но хоть словом. И снова почувствовать себя на коне!

Беда в том, что при этом правота другого никого не интересует — от неё не поучишь удовольствие, она не даёт возбуждения, она не порождает сильных чувств. Заводит своя правота! Важно самому высказаться! Моя правота становится моей истиной. И если вовремя не остановиться, начинается следующий этап… А он совсем уж не хорош, ни с точки зрения удовольствия, ни с точки зрения пользы: люди становятся врагами или недоброжелателями, рушатся отношения и дружба, начинаются страдания, связанные с разрывами связей, потерей работы и контактов и прочими неприятностями. Вред не только эмоциональный, но уже и материальный.

Так многие родственные, дружеские и деловые связи людей, живущих по разные стороны искусственно созданных границ наших стран, ещё недавно вроде приятельских, разорвались или серьёзно ухудшились в этом страстном потоке доказательств своей правоты, обид, мести, старых и новых счетов… И от этого проиграли все, кто в этом участвовал, как бы они не считали себя правыми. И теперь «среди руин».

Усугубляет ситуацию и не даёт сойти с тупикового пути родная сестра правоты — принципиальность. «Как бы ни было плохо, нужно хранить и защищать свои принципы. Нельзя быть беспринципным. Мои принципы мне не позволяют…» — об этой болезни я ещё напишу позже. Скрестившись эти две болезни — правота и принципиальность — не дают возможности вовремя заметить и исправить эти ошибки и сменить опасный способ поведения.
Но правота не нуждается только в столкновении и самоутверждении. Она подпитывает и поддерживает такие чувства как обида, горе, разочарование, злость, вина. Если мы испытываем эти болезненные чувства, но считаем себя правыми (а в случае вины — неправыми), то получаем и своё мазохистское удовольствие от этих переживаний, и чувство правоты помогает нам переживать эти состояния вновь и вновь. Такие чувства называются благородными, справедливыми и естественными. Только нам все равно больно, и чувства эти разрушают нас. Поэтому праведные и благородные страдания и жертвы наиболее опасны. А такой эмоциональный мазохизм очень популярен в народе.

Вот почему желание быть правым так часто становится болезнью и отклоняет нас от нашей основной жизненной цели — получать от жизни удовольствие. Вот почему как можно раньше, заметив в себе эту болезнь и её голос, нужно срочно останавливаться и себя лечить. Не других — от ваших попыток кого-то лечить его чувство правоты только ещё более возбудится — а именно себя. Как? — Например, принять, что у каждого есть своя правота — и у меня, и у него. И получить удовольствие от признания этого. Кстати, и доставить этим удовольствие другому: «Ты — прав».

Поучимся у мудрого ребе, который, выслушав двух спорщиков сказал и тому, и другому: «Ты — прав». И когда в ответ он услышал от свидетеля: «Как могут быть правыми те, кто считают друг друга неправыми?», ответил: «Да, действительно, и ты — прав».

И если мы начинаем испытывать негативные эмоции и связанные с ними страдания — неважно по какому поводу — то в первую очередь отказываемся себя в этом оправдывать и искать свою правоту, а признав, что мы не правы уже тем, что начали это чувствовать, и не откладывая меняем свои мысли и действия так, чтобы они начали создавать позитивные эмоции, дающие нам удовольствие и приносящие пользу. А как это делать, мы поговорим уже позже — в следующих частях нашего эссе.

Итак, прочитав всё это, признайте, что я прав, а также правы и вы. И мы вместе получим от этого удовольствие.