Если жизнь — это источник удовольствий, то жить хочется долго, насколько возможно, а хочется и вообще не умирать.
Но если пожить немного дольше не прочь почти все, то жить радикально дольше, а, возможно и быть бессмертным — это уже пугает многих, и они от этого отказываются в разных видах: от заявлений о невозможности этого до придумывания различных причин, почему это не хорошо (перенаселение, несменяемость власти, социальные проблемы, истощение ресурсов и, главное, надоест и скучно будет!)
Когда кто-то где-то что-то упорно отрицает или на чём-то настаивает, я больше обращаю внимание не на его интеллектуальные или эмоциональные доводы, а пытаюсь пронять причину и то, зачем на самом деле он это делает. И относительно к теме долголетия и неограниченности нашей жизни — это вполне применимо.
Почему люди не хотят и отрицают возможность долгой-долгой, неограниченно долгой жизни? Когда смерть становится желаннее жизни? Или, когда становится всё равно? Если мы страдаем и у нас невыносимо болит, то, действительно, желание смерти, как прекращение страданий, может взять вверх над страхом перед ней и даже инстинктом самосохранения. Смерть как освобождение от страданий. Старые и больные люди это знают.
А причиной непринятия, безразличия или бездействия в отношении неограниченного продления нашей жизни может быть возрастающая скука и апатия. Ради чего всё это делать? Зачем прилагать усилия и суетиться? И так уже становится скучно, а дальше будет ещё скучнее. Поэтому человек живёт, но ничего не делает в реальности из того, что могло бы радикально продлить его жизнь. Не для чего. С собой не кончает, но просто доживает.
Один античный философ спросил другого: «Ты утверждаешь, что нет разницы между жизнью и смертью. Тогда почему ты не умираешь?» — «Именно поэтому».
Одна из причин этого в том, что мы ставим перед собой жизненные цели, которые рано или поздно исчерпываются, исполняются. И мы оказываемся в ситуации, когда уже более ничего не хотим, и, по сути, просто доживаем. Часто исчерпыванием основных целей нашей жизни и ограничивается наша жизнь. Я всё сделал: детей родил и вырастил, внуков тоже, дом построил, материально всех обеспечил, то, что надо, себе доказал, далее мои дети и внуки уже могут жить и без меня. Не стоит им мешать. Что дальше?
Иногда человек оживёт ненадолго: вылечить родственника или огород к лету вскопать — но задача выполнена, и снова то же самое.
Радикальное (на сто и больше лет) или неограниченное продление жизни включает в себя придумывание и реальное следование новым жизненным целям. А каким?
Удовольствие как смысл жизни — это мотивация не на год, в ней нет конечной даты, она не может быть полностью исчерпанной. Приходится всё время что-то новое придумывать. То есть поиск и нахождение жизненных удовольствий даёт смысл и заряд энергии на любой промежуток жизни, и, лучше, на неограниченный. Ибо прекращение жизни и положит конец нашим удовольствиям, и это воспринимается как помеха… Смерть тогда нужно по возможности отодвинуть, а лучше и вообще отменить.
Какие будут другие удовольствия через сто — двести лет, мы не знаем. Вероятно, они радикально изменятся вместе с изменением нас самих. Возможно, мы будет в другом теле или разных телах (технически это будет возможно и общепринято — выбирай, каким хочешь быть), а возможно, мы уже станем частью Мирового Разума или Духа и будем мыслить и чувствовать уже абсолютно по-иному. Мы этого не знаем. Но жизнь в удовольствии создаёт желание оказаться там и удовольствие познания даёт энергию узнать, что будет.